logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 5. Правовые основы финансового контроля

ны, органы федерального казначейства, государственного стра-хового надзора, образован Комитет РФ по финансовому монито-рингу (впоследствии в соответствии с указами Президента РФ от 9 марта 2004 г. и от 20 мая 2004 г. — федералъные службы, под-ведомственные Министерству финансов РФ)1, действовала Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (теперь — Феде-ралъная служба по финансовым рынкам, руководство которой осуществляет Правительство РФ). Кроме того, упомянутыми указами Президента РФ предусмотрено создание Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, подведомственной Ми-нистерству финансов РФ, а также преобразование Государ-ственного таможенного комитета РФ в Федералъную таможен-ную службу, подведомственную Министерству экономического развития и торговли РФ.

Реорганизация системы и деятельности банков применитель-но к особенностям рыночных отношений вызвала изменения и в их контрольных функциях. Экономические преобразования в стране обусловили также становление финансового контроля в форме аудиторской деятельности.

Меры по совершенствованию финансового контроля приме-нительно к современным задачам государства не завершены, в настоящее время они осуществляются в рамках общей задачи формирования эффективной системы и структуры органов ис-полнительной власти. Необходимость укрепления государствен-ного финансового контроля остается актуальной задачей.

Законодательство определяет формы взаимодействия орга-нов, осуществляющих финансовый контроль, с правоохрани-тельными органами2 в целях усиления его эффективности, что имеет особо важное значение в связи с ростом преступности в экономической сфере.

В ходе финансового контроля применяются разнообразные методы, т. е. приемы и способы его осуществления. К ним от-носятся: ревизии, проверки (документации, состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение финансовых планов, заявок, отчетов, заслушивание информации должностных лиц и др-Проведение этих действий, как правило, планируется. Однако

1 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 21. Ст. 2023.

2 См.: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых про-верок. Утв. приказом МВД РФ й МНС РФ от 22 января 2004 г. // БНА-2004. № 11.

Они могут осуществляться и вне плана, в связи с возникшей необходимостью. Основной метод финансового контроля — ре-визия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансо-во-хозяйственной деятельности организаций с целью проверки ее законности и целесообразности. Ревизии подразделяются на несколько видов: плановые и внезапные, документальные и фактические, полные (сплошные) и выборочные (частичные) и др. Результаты ревизии оформляются актом ревизии, который подписывается руководителем ревизионной группы (ревизо-ром), руководителем проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Этот акт имеет важное юридическое значение.