logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

§ 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований

Все муниципальные образования в лице органов местного самоуправления обладают бюджетной компетенцией. Посред-ством входящих в нее полномочий создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления своих социально-экономических и других вопросов местного значения, а также для осуществления финансирования отдель-ных государственных полномочий, передаваемых органам мест-ного самоуправления. Указанные права также обеспечивают возможность органам местного самоуправления в пределах их компетенции регулировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Основы бюджетных прав муниципальных образований в лице органов местного самоуправления закреплены в Консти-туции РФ (гл. 8), в БК РФ, федеральных законах (в их числе Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции»1, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. с таким же наименованием (основные положения его вступают в силу с 1 января 2006 г.), Федеральный закон от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления»2). БК РФ обобщенно определяет круг полномочий, отнесенных к компе-тенции органов местного самоуправления в области регулиро-вания бюджетных отношений (ст. 9).

Положения федерального законодательства конкретизиру-ются в законодательстве субъектов РФ и нормативных актах самих органов местного самоуправления. Вместе с тем Феде-ральный закон «О финансовых основах местного самоуправле-ния» предписывает органам государственной власти РФ и орга-нам государственной власти субъектов РФ содействоватъ разви-тию местных финансов, участвовать в решении вопросов местного значения путем выполнения целевых федеральных и региональных программ. При этом названный Закон закрепля-

1 СЗ РФ. 1995. № 35. Ст. 3506; 2003. № 28. Ст. 2890; № 50. Ст. 4855.

2 СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4464; 2004. № 27. Ст. 2711.