logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

§ 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации

Бюджетные права (компетенция) РФ и бюджетные права ее субъектов между собой тесно связаны и взаимообусловлены. Конституция РФ (ст. 71—73) установила предметы ведения РФ в области бюджета и предметы ее совместного ведения с субъек-тами Федерации, вне пределов которых субъекты Федерации

192

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

самостоятельны. Обладая всей полнотой государственной власти, они осуществляют собственное правовое регулирование бюджет-ных отношений, принимают законы и иные нормативные право-вые акты. Важной стороной в характеристике бюджетно-правово-го статуса субъектов РФ выступает их равноправие (ст. 31' БК РФ).

Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо норм Конституции РФ, являются БК РФ, иные правовые акты РФ, а также законодательство самих субъектов РФ: их конституции или уставы и специальное бюджетное законодательство.

В БК РФ (ст. 8) перечислены полномочия, входящие в ком-петенцию органов государственной власти субъектов РФ в об-ласти регулирования бюджетных отношений, комплексно опре-делены виДы доходов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ (ст. 56, 57), содержание расходных обязательств этих бюджетов (ст. 85).

Бюджетные полномочия субъектов РФ отражают связи пос-ледних по линии бюджета в трех направлениях: а) с федераль-ными органами власти; б) с органами власти других субъектов Федерации; в) с органами местного самоуправления. Они со-стоят в основном в следующем.

1. Законодательное регулирование бюджетной системы, бюд-жетного устройства и бюджетного процесса на соответствую-щей территории, исходя из основ, установленных законодатель-ством РФ. При этом учитываются особенности системы муни-ципальных образований и административно-территориального устройства каждого субъекта Федерации, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований (в составе соответствующих субъектов РФ) в лице их органов местного самоуправления.

3. Право каждого субъекта РФ на самостоятельный бюджет — республиканский, краевой, областной и т. д., утверждаемый соот-ветствующим представительным (законодательным) органом вла-сти. Этот бюджет обеспечивает денежными средствами деятель-ность органов государственной власти субъекта Федерации, вы-полнение социально-экономических планов и программ по обеспечению жизнедеятельности соответствующего государствен-ного образования и удовлетворению потребностей его населения.

Представительные органы власти субъектов РФ самостоя-тельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение. Исполнительные органы государственной власти субъектов