logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 18. Правовые основы государственного кредита

ским кредитом имеются существенные различия как с экономи-ческой, так и с правовой стороны: 1) в отношениях по государ-ственному кредиту всегда преобладает верховенство государства. При банковском кредите, наоборот, кредитор (банк) обладает всей полнотой прав по применению мер принуждения, предос-тавляемых ему законом в случае неисправности должника;

2) государство заключает долгосрочные займы без обеспечения их каким-либо залогом, тогда как при заключении договоров дол-госрочных банковских ссуд необходимо предоставление залога;

3) при банковском кредите договор банковской ссуды заключает-ся, как и любой гражданско-правовой договор, на условиях ра-венства сторон. При государственном же кредите, как исключе-ние, возможно принуждение. Таковыми, например, были госу-дарственные займы, выпущенные в годы Великой Отечественной войны и размещаемые среди населения по подписке.

В результате реализации финансово-правовых отношений по госкредиту формируется внутренний (а на уровне Федерации — и внешний) государственный долг, с материалъной точки зрения представляющий собой общую сумму задолженности государства по непогашенным долговым обязателъствам и невыплаченным по ним процентам. Такой долг называется капиталъным государ-ственным долгом. Выделяют еще текущий государственный долг как сумму расходов государства по всем долговым обязатель-ствам, срок погашения которых уже наступил. Соответственно муниципальный внутреннип долг общая сумма задолженности муниципйльного образования по непогашенным долговым обязателъ-ствам и невыплаченным по ним процентам.

Государственный долг РФ (далее — госдолг РФ) определяет-ся в БК РФ как долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, меж-дународными организациями и иными субъектами международ-ного права; государственный долг субъекта РФ (далее — госдолг субъекта РФ) — как совокупность долговых обязательств еубъекта РФ. При этом госдолг РФ полностью обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну, а госдолг субъекта РФ — соответственно всем имуществом субъекта РФ, составляющим Казну субъекта РФ. Муниципальный долг как совокупность дблговых обйзателъств муницийального образованйЯ полностью И без услбвйй обеспечийается всем муницййальньМ ймуще-

ством, составляющим муниципальную казну (ст. 100 БК РФ). Н.а.1 января 2005 г. верхний предел государственного внутрен-него долга РФ установлен в сумме 988,1 млрд руб. (для сравне-ния: в 2003 г. — 652,1 млрд руб.1). Рост госдолга, как правило, влечет повышение ставок действующих налогов или даже введе-ние новых налоговых платежей, поскольку основным источни-ком погашения госдолговых обязательств и расходов по его об-служиванию являются средства бюджета.

Правовые основы государственного кредита в Российской Федерации закреплены, помимо федеральных правовых актов (БК РФ, часть вторая ГК РФ, федеральные законы от 25 сентяб-ря 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бумаг», от 29 июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обраще-ния государственных и муниципальных ценных бумаг», от 5 марта.1999 г. «О защите прав и законных интересов инвесто-ров на рынке ценных бумаг»), также правовыми актами субъек-тов РФ и органов местного самоуправления. Общие же положе-ния, касающиеся правового регулирования выпуска в обраще-ние региональных и муниципальных займов, содержатся в Конституции РФ (ст. 12, 71, 72, 75, 132) и Федеральном законе от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местно-го самоуправления в Российской Федерации».