Глава 13. Налоговое право: общие положения
средств, в целях финансового обеспечения деятельности государ-ства и (или) муниципальных образований.
В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обязателъный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интере-сах плателъщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).
Роль налогов в государстве и обществе состоит в следующем. Основная их роль — фискалъная (от лат. Пзсиз — казна), соответ-ственно чему они используются как источник доходов государ-ственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.
Вместе с тем в налогах заложены большие врзможности и по регулированию социалъно-экономических процессов в стране со сто-роны государства. Так, налоги могут использоваться для регули-рования процессов производства и потребления, уровня дохо-дов населения (дифференциация ставок, предоставление льгот и др.). Налоги могут быть элементом механизма, регулирующе-го демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Порядок налогообложе-ния может отражать признание государством особых заслуг оп-ределенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и Российской Федерации и т. д.).
Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государ-ства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятель-ностью предприятий, организаций, учреждений, за правомер-ностью получения доходов гражданами, источниками этих до-ходов, за использованием имущества, в том числе земли.
Только всесторонний учет всех этих функций налогов обес-печит успешную налоговую политику, сделает налоги эффек-тивным механизмом воздействия на экономику страны. Пере-ход к рыночной экономике обусловил становление новой сис-темы налогов и регулирующего ее законодательства. Развитие этого процесса продолжается1.
Подробнее см.: Химичева Н. И. Налоговое право. М., 1997. Гл. 1. §
Эффективность установленной системы налогообложения, ее возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем. Однако в ней еще заметно преоб-ладание фискальной функции, хотя это и не привело к доста-точности средств в бюджетной системе. Основной целью нало-гового реформирования продолжает оставаться достижение оп-тимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
НК РФ объединяет в единую систему вместе с налогами сбо-ры и государственную пошлину. Упомянутые платежи отлича-ются от налогов. В определенной мере часть из них носит воз-мездный характер: они являются платой или за услуги (напри-мер, государственная пошлина), или заразрешение на какую-то деятельность и т. д., предоставляемые компетентными государ-ственными органами и органами местного самоуправления. Та-кие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в от-личие от них свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплателыцика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. п.), они подлежат система-тическому внесению в казну в предусмотренные сроки.
Вместе с тем эти платежи объединяют с налогами такие об-щие черты, как обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджет-ный фонд определенного государственного или местного уров-ня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой нало-гов, на одну и ту же систему государственных органов — нало-говые органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различия в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов. В соот-ветствии с Федеральным законом «О бюджетной классифика-ции Российской Федерации» они составляют группу налоговых доходов.
Первоначально Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» включил в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их но-выми видами и составило с учетом изменений и дополнений к Моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13—15) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28. Однако до полного введения в действие части второй НК РФ
249 248
[лава 13. Налоговое право: общие положения
установлено (помимо уже предусмотренных в ней) применение и платежей, закрепленных указанным Законом (ст. 19—21). В новой редакции ст. 13—15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005 г.) общее количество платежей сокращено до 15.
Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. По субъектам (плателыцикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уров-ня. К первой группе относится, например, налог на прибыль организаций, ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Однако для настоящего времени характерно, что боль-шая часть налогов является общими для юридических и физи-ческих лиц. В зависимости от направленыя исполъзованыя налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значе-ния, а они в основном таковыми и являются, зачисляются в бюджет как общий денежный фонд и используются при его исполнении без привязки к конкретным мероприятиям. Целе-вые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные це-левые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого исполъзования (например, единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды). В последнее время круг целевых налогов резко сокра-тился.
В зависимости от формы возложения налогового бремени выде-ляются прямые и косвенные налогы. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплателыцику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпа-дают в одном лице. При косвенном налогообложении налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юри-дическую обязанность внесения суммы налога в казну на пред-приятие, производящее или реализующее товары, оказываюшее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. ТакиМИ налогами являются акцизы, налог на добавленную сто-имость, налог с продаж (отмененный с 1 января 2004 г.).
Помимо рассмотренной классификации Закон «Об основах 1алоговой системы в Российской Федерации», а затем и НК РФ (гл. 2) подразделили налоги на три уровня с учетом федератив-юго государственного устройства и организации в Россиы местно-го самоуправления: а) федеральные; б) региональные (субъектов >едерации); в) местные.
К федералъным налогам нормами Закона «Об основах налого-юй системы в Российской Федерации» (действует до 1 января )05 г.) и ст. 13 НК РФ отнесены: налог на добавленную сто-шость; акцизы; налог на прибыль организаций, налог на дохо-физических лиц; единый социальный налог и др. Кроме ^алогов к федеральным платежам отнесены государственная юшлина, некоторые сборы и иные платежи. Федеральные на-юги, сборы и иные платежи в разном порядке используются ш формирования доходов бюджетов всех уровней. Таким об-эазом, федералъные налоги отличают следующие особенности: они ^станавливаются законодательными актами РФ; взимаются на зсей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообло-сения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во шебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это 1е исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, ю и бюджеты другого уровня.
Кналогам субъектов Федерации (регионалъным) отнесены: налог
имущество организаций, транспортный налог и др. (ст. 14 НК >). Как и федеральные налоги, они устанавливаются законода-гльными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Однако IX конкретные ставки, порядок и сроки уплаты определяются )рганами государственной власти субъектов Федерации в уста-ювленных федеральным законодательством пределах. Они за-шсляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть пе-эеданы полностью или частично в местные бюджеты.
В группу местных налогов и сборов входят: налог на имуще--тво физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ). Они гакже устанавливаются законодательными актами РФ и взима-этся на всей ее территории. При этом их конкретные ставки Шределяются законодательством субъектов РФ или решениями )рганов местного самоуправления, если иное не предусмотрено ^аконами РФ. Местные налоги и сборы относятся к источникам Шходов местных бюджетов.
Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень |системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотрен-
251 250
- Учебник по финансовому праву краткий курс
- Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства
- § 2. Финансовая система (структура финансов) Российской Федерации
- Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства_____95
- Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства_____97
- § 3. Финансовая деятельность государства как механизм социального управления
- Глава 1. Финансы и финансовая деятельность государства_____99
- Глава 2. Особенности, правовые основы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- § 1. Понятие и роль финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности
- § 2. Организационно-правовые особенности и методы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства
- § 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства___107
- § 4. Разграничение компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления в области финансовой деятельности
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 111
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства___115
- Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства ___ 1 17
- Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права
- Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права
- § 1. Понятие, предмет и метод финансового права
- Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права____121
- § 2. Принципы российского финансового права
- Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права____123
- Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права____125
- § 3. Финансовое право в системе российского права: его особенности и связь с другами отраслями права
- § 4. Система и источники финансового права
- Глава 4. Финансово-правовые нормы
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 135
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 137
- § 2. Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 139
- § 3. Субъекты финансового права
- Глава 4. Финансово-правовые нбрмы и финансовые правоотношения 143
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 145
- § 4. Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений
- Глава 4. Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения 147
- Глава 5. Правовые основы финансового контроля
- Глава 5. Правовые основы государственного и муниципального финансового контроля
- § 1. Понятие, значение и методы финансового контроля
- Глава 5. Правовые основы финансового контроля
- Глава 5. Правовые основы финансового контроля
- § 2. Виды финансового контроля
- Глава 5. Правовые основы финансового контроля
- § 3. Компетенция государственных и муниципальных органов в области финансового контроля
- Глава 5. Правовые основы финансового контроля
- Глава 5. Правовые основы финансового контроля
- § 4. Аудиторский финансовый контроль
- Глава 5. Правовые основы финансового контроля
- Раздел I. Правовой режим государственных
- § 2. Бюджетное право и бюджетные правоотношения
- § 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федераиии
- § 4. Состав доходов и расходов бюджетной системы, их разграничение между бюджетами
- Глава 6. Бюджетное право и бюджетное устроютво рф________185
- Глава 7. Бюджетная компетенция (права) Российской Федерации, ее субъектов
- § 1. Понятие и общая характеристика бюджетной
- Глава 7. Бюджетная компетенция (права) рф и ее субъектов___187
- Глава 7. Бюджетная компетенция (права) рф и ее субъектов
- § 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации
- Глава 7. Бюджетная компетенция (права) рф и ее субъектов___191
- § 3. Особенности бюджетной компетенции субъектов Российской Федерации
- Глава 7. Бюджетная компетенция (права) рф и ее субъектов 193
- § 4. Особенности бюджетной компетенции муниципальных образований
- Глава 7. Бюджетная компетенция (права) рф и ее субъектов___195
- Глава 7. Бюджетная компетенция (права) рф и ее субъектов 197
- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса § 1. Понятие бюджетного процесса и его принципы
- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса__________199
- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса
- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса
- § 2. Общие правила формирования бюджета
- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса__________205
- § 3. Порядок составления, рассмотрения, утверждения федерального бюджета1
- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса
- Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса
- § 4. Порядок исполнения бюджета. Отчет об исполнении бюджета
- Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов
- Глава 9. Правовой режим целевых государственных и муниципальных денежных фондов
- § 1. Понятие, значение, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных денежных фондов
- § 2. Правовой режим целевых бюджетных фондов
- Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов 215
- § 3. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фовдов
- Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов____ 217
- Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов
- Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов
- § 4. Правовой режим целевых фондов Правительства Российской Федерации и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации
- Глава 9. Правовой режим целевых денежных фондов
- § 5. Правовой режим государственных отраслевых (ведомственных) денежных фондов
- Раздел II. Правовой режим финансов
- § 2. Правовой режим финансов государственных и муниципальных предприятий как институт финансового права
- Глава 10. Общие положения правового режима предприятий___227
- Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 229
- Глава 11. Правовое регулирование финансовой деятелыюсти государственных
- Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 231
- § 2. Принципы финансовой деятельности государственных и муниципальных предприятий
- Глава 11. Регулирование финансовой деятельности предприятий 233
- Глава 12. Система и основы правового регулирования доходов 235
- Глава 12. Система и основы правового регулироваыия доходов 237
- § 2. Система государственных и муниципальных доходов
- Глава 12. Система и основы правового регулирования доходов 239
- § 3. Неналоговые государственные и муниципальные доходы
- Глава 12. Система и основы правового регулирования доходов 241
- Глава 12. Система и основы правового регулирования доходов 243
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- Глава 13. Налоговое право: общие положения § 1. Понятие налогов, их роль и система
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- § 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- § 3. Налоговые правоотношения. Субъекты налоговых правоотношений, их права и обязанности
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- § 4. Ответственность и защита прав налогоплателыциков
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- § 5. Налоговый кредит. Инвестиционный налоговый кредит
- Глава 13. Налоговое право: общие положения
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 269
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи
- § 1. Федеральные налоги
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 271
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 273
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 275
- § 2. Федеральные налоги, распределенные между бюджетами разных уровней
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 277
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 279
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 281
- § 3. Федеральные пошлины, сборы, иные платежи
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 283
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 285
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 287
- Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 289
- Глава 15. Регаональные (субъектов Российской Федерации) и местные налоги и сборы
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 291
- § 1. Региональные налоги
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 293
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 295
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 297
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 299
- § 2. Местные налоги и сборы
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 301
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 303
- Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 305
- Глава 16. Специальные налоговые режимы
- Глава 16. Специальные налоговые режимы § 1. Вводные положения
- § 2. Упрощенная система налогообложения
- Глава 16. Специальные налоговые режимы
- § 3. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности
- § 4. Система налогообложения для сельскохозяйственного
- Глава 16. Специальные налоговые режимы
- § 5. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции
- Глава 16. Специальные налоговые режимы
- Глава 16. Специальные налоговые режимы
- § 6. Правовой режим налогообложения в особых экономических зонах
- Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджешые фонды
- § 1. Общие положения
- Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей
- § 2. Единый социальный налог
- Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей
- § 3. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование
- Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей
- Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей
- § 4. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита
- Раздел IV. Правовые основы государственного
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита
- § 2. Формы государственного и муниципального долга
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита
- § 3. Финансовые правоотношения в области государственного (муниципального) кредита
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита
- § 4. Правовое регулирование внутренних государственных и муниципальных займов. Управление государственным и муниципальным долгом
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита 341
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита
- § 5. Правовое регулирование сберегательного дела
- Глава 18. Правовые основы государственного кредита
- Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела 347
- Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела
- § 1. Общая характеристика страхования и основ организации страхового дела
- Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела 349
- § 2. Виды страхования. Обязательное страхование
- Глава 19. Правовос регулирование организации страхового дела 351
- § 3. Обязательное медицинское страхование
- § 4. Обязательное пенсионное страхование
- § 5. Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
- Глава 19. Правовое регулирование организации страхового дела 359
- Раздел V. Правовое регулирование государственных и муниципальных расходов
- Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 361
- Глава 20. Финансово-правовыс основы государственных расходов 363
- § 2. Понятие и правовые принципы финансирования государственных и муниципальных расходов
- Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 365
- Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 367
- § 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений
- Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 369
- Глава 21. Правовой режим
- Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 373
- § 2. Смета бюджетного учреждения, ее содержание и юридическое значение
- Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 375
- § 3. Правовое регулирование формирования
- Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 377
- Глава 22. Правовые основы банковского кредитования
- Раздел VI. Правовые основы банковского
- Глава 22. Правовые основы банковского кредитования
- § 2. Взаимоотношения Центрального банка рф (Банка России) с кредитными организациями
- Глава 22. Правовые основы банковского кредитования
- § 3. Центральный банк рф — орган государственного регулирования и надзора за деятелыюстью кредитных организаций
- Глава 22. Правовые основы банковского кредитования
- Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов
- § 1. Понятие денежной системы
- Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов 391
- Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов 393
- § 2. Правовые основы денежной системы Российской Федерации
- § 3. Правовые основы обращения наличных денег
- Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов 395
- § 4. Правовые основы безналичного денежного обращения и расчетов
- Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов 397
- Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов 399
- § 5. Правила ведения кассовых операций
- Глава 23. Правовые основы денежного обращения и расчетов 401
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 403
- Глава 24. Правовые основы валютного регулирования и валютного контроля
- § 1. Понятие валюты и валютных ценностей
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 405
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 407
- § 2. Понятие и содержание валютного регулирования
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 409
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 411
- § 3. Понятие валютного контроля
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 413
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 415
- Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 417
- Список сокращений
- Финансовое право
- 101990, Москва, Колпачный пер., 9а Тел./факс (095) 921-62-95. Е-таП: погта@погта-уег!а§.Сот
- 127214, Москва, Дмитровское ш., 107
- 170024, Г. Тверь, пр-т Ленина, 5. Телефон: (0822) 44-42-15