logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 13. Налоговое право: общие положения

средств, в целях финансового обеспечения деятельности государ-ства и (или) муниципальных образований.

В отличие от этого в понятии сборов (п. 2 ст. 8) отмечается их индивидуально возмездный характер: под сбором понимается обязателъный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интере-сах плателъщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав и выдачу разрешений (лицензий).

Роль налогов в государстве и обществе состоит в следующем. Основная их роль — фискалъная (от лат. Пзсиз — казна), соответ-ственно чему они используются как источник доходов государ-ственной или муниципальной казны, предназначенной для удовлетворения интересов общества и государства.

Вместе с тем в налогах заложены большие врзможности и по регулированию социалъно-экономических процессов в стране со сто-роны государства. Так, налоги могут использоваться для регули-рования процессов производства и потребления, уровня дохо-дов населения (дифференциация ставок, предоставление льгот и др.). Налоги могут быть элементом механизма, регулирующе-го демографические и экологические процессы, молодежную политику, иные социальные явления. Порядок налогообложе-ния может отражать признание государством особых заслуг оп-ределенных категорий граждан перед обществом (освобождение от налогов участников Великой Отечественной войны, Героев Советского Союза и Российской Федерации и т. д.).

Помимо рассмотренных функций налогам свойственна и функция контроля. В ходе налогообложения со стороны государ-ства проводится контроль за финансово-хозяйственной деятель-ностью предприятий, организаций, учреждений, за правомер-ностью получения доходов гражданами, источниками этих до-ходов, за использованием имущества, в том числе земли.

Только всесторонний учет всех этих функций налогов обес-печит успешную налоговую политику, сделает налоги эффек-тивным механизмом воздействия на экономику страны. Пере-ход к рыночной экономике обусловил становление новой сис-темы налогов и регулирующего ее законодательства. Развитие этого процесса продолжается1.

Подробнее см.: Химичева Н. И. Налоговое право. М., 1997. Гл. 1. §

Эффективность установленной системы налогообложения, ее возможности стимулирования общественного производства будут проверяться временем. Однако в ней еще заметно преоб-ладание фискальной функции, хотя это и не привело к доста-точности средств в бюджетной системе. Основной целью нало-гового реформирования продолжает оставаться достижение оп-тимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.

НК РФ объединяет в единую систему вместе с налогами сбо-ры и государственную пошлину. Упомянутые платежи отлича-ются от налогов. В определенной мере часть из них носит воз-мездный характер: они являются платой или за услуги (напри-мер, государственная пошлина), или заразрешение на какую-то деятельность и т. д., предоставляемые компетентными государ-ственными органами и органами местного самоуправления. Та-кие платежи носят обычно разовый характер. Налогам же в от-личие от них свойственна регулярность уплаты при наличии у налогоплателыцика установленного законодательством объекта обложения (имущества, дохода и т. п.), они подлежат система-тическому внесению в казну в предусмотренные сроки.

Вместе с тем эти платежи объединяют с налогами такие об-щие черты, как обязательность уплаты при наличии указанных законодательством фактов; внесение в бюджет или внебюджет-ный фонд определенного государственного или местного уров-ня; возложение контроля за их уплатой, как и уплатой нало-гов, на одну и ту же систему государственных органов — нало-говые органы с одинаковыми контрольными полномочиями, мерами принудительного воздействия. При этом законодатель не делает различия в общих правах и обязанностях субъектов, касающихся всех этих платежей, в том числе налогов. В соот-ветствии с Федеральным законом «О бюджетной классифика-ции Российской Федерации» они составляют группу налоговых доходов.

Первоначально Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» включил в налоговую систему более 40 платежей, число которых впоследствии дополнялось их но-выми видами и составило с учетом изменений и дополнений к Моменту введения в действие части первой НК РФ в начале 1999 г. более 50. НК РФ (ст. 13—15) внес изменения в систему налогов и сборов, сократив общее количество их видов до 28. Однако до полного введения в действие части второй НК РФ

249

248

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

[лава 13. Налоговое право: общие положения

установлено (помимо уже предусмотренных в ней) применение и платежей, закрепленных указанным Законом (ст. 19—21). В новой редакции ст. 13—15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005 г.) общее количество платежей сокращено до 15.

Объединение налоговых платежей в систему предполагает возможность их классификации, позволяющей лучше уяснить сущность этой категории. По субъектам (плателыцикам) можно выделить налоги с организаций и налоги с физических лиц. В ту и другую группу входят налоги разного территориального уров-ня. К первой группе относится, например, налог на прибыль организаций, ко второй — налог на доходы физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения. Однако для настоящего времени характерно, что боль-шая часть налогов является общими для юридических и физи-ческих лиц. В зависимости от направленыя исполъзованыя налоги могут быть общего значения и целевыми. Налоги общего значе-ния, а они в основном таковыми и являются, зачисляются в бюджет как общий денежный фонд и используются при его исполнении без привязки к конкретным мероприятиям. Целе-вые налоги зачисляются во внебюджетные или бюджетные це-левые фонды или выделяются в бюджете отдельной строкой для целевого исполъзования (например, единый социальный налог, зачисляемый в государственные социальные внебюджетные фонды). В последнее время круг целевых налогов резко сокра-тился.

В зависимости от формы возложения налогового бремени выде-ляются прямые и косвенные налогы. Прямые налоги, в отличие от косвенных, непосредственно обращены к налогоплателыцику — его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения. Юридический и фактический плательщик в этом случае совпа-дают в одном лице. При косвенном налогообложении налог устанавливается в виде надбавки к цене реализуемых товаров, и в результате этого не связан непосредственно с доходом или имуществом фактического плательщика. Закон возлагает юри-дическую обязанность внесения суммы налога в казну на пред-приятие, производящее или реализующее товары, оказываюшее услуги за счет выручки. Фактически же бремя уплаты налога возложено на потребителя, который приобретает эти товары (услуги) по ценам, повышенным на сумму косвенного налога. ТакиМИ налогами являются акцизы, налог на добавленную сто-имость, налог с продаж (отмененный с 1 января 2004 г.).

Помимо рассмотренной классификации Закон «Об основах 1алоговой системы в Российской Федерации», а затем и НК РФ (гл. 2) подразделили налоги на три уровня с учетом федератив-юго государственного устройства и организации в Россиы местно-го самоуправления: а) федеральные; б) региональные (субъектов >едерации); в) местные.

К федералъным налогам нормами Закона «Об основах налого-юй системы в Российской Федерации» (действует до 1 января )05 г.) и ст. 13 НК РФ отнесены: налог на добавленную сто-шость; акцизы; налог на прибыль организаций, налог на дохо-физических лиц; единый социальный налог и др. Кроме ^алогов к федеральным платежам отнесены государственная юшлина, некоторые сборы и иные платежи. Федеральные на-юги, сборы и иные платежи в разном порядке используются ш формирования доходов бюджетов всех уровней. Таким об-эазом, федералъные налоги отличают следующие особенности: они ^станавливаются законодательными актами РФ; взимаются на зсей ее территории; круг плательщиков, объекты налогообло-сения, ставки налога, порядок их зачисления в бюджет или во шебюджетный фонд определяются законодательством РФ. Это 1е исключает зачисления их не только в федеральный бюджет, ю и бюджеты другого уровня.

Кналогам субъектов Федерации (регионалъным) отнесены: налог

имущество организаций, транспортный налог и др. (ст. 14 НК >). Как и федеральные налоги, они устанавливаются законода-гльными актами РФ и взимаются на всей ее территории. Однако IX конкретные ставки, порядок и сроки уплаты определяются )рганами государственной власти субъектов Федерации в уста-ювленных федеральным законодательством пределах. Они за-шсляются в соответствующие бюджеты, а также могут быть пе-эеданы полностью или частично в местные бюджеты.

В группу местных налогов и сборов входят: налог на имуще--тво физических лиц и земельный налог (ст. 15 НК РФ). Они гакже устанавливаются законодательными актами РФ и взима-этся на всей ее территории. При этом их конкретные ставки Шределяются законодательством субъектов РФ или решениями )рганов местного самоуправления, если иное не предусмотрено ^аконами РФ. Местные налоги и сборы относятся к источникам Шходов местных бюджетов.

Законодательство РФ закрепляет исчерпывающий перечень |системы налогов, сборов и других платежей. Не предусмотрен-

251

250

Учебник: Краткий курс. Особенная часть