logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 8. Правовые основы бюджетного процесса

программы предоставления Российской Федерацией государ-ственных кредитов иностранным государствам, проект структу-ры государственного внешнего долга по видам задолженности и с разбивкой по отдельным государствам в очередном финансо-вом году, расчеты прогнозируемого объема Стабилизационного фонда на начало и конец очередного финансового года, прогно-зируемый объем поступлений в указанный фонд и (или) исполь-зования средств Фонда и другие документы (ст. 192 БК РФ).

Одновременно с проектом федерального бюджета Прави-тельство РФ вносит в Государственную Думу проекты федераль-ных законов: о внесении изменений и дополнений в законода-тельные акты РФ о налогах и сборах; о бюджетах государствен-ных внебюджетных фондов РФ; о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О бюджетной классифика-ции Российской Федерации». Правительство РФ до 1 августа текущего финансового года вносит на рассмотрение Государ-ственной Думы проект федерального закона о тарифах страхо-вых взносов в государственные внебюджетные фонды.

В случае, если проектами федеральных законов о федераль-ном бюджете и о бюджете Пенсионного фонда РФ предусмат-ривается индексация минимального размера оплаты труда и минимального размера государственных пенсий, Правительство РФ одновременно вносит проекты федеральных законов о по-вышении минимального размера пенсии, о порядке индексации и перерасчета государственных пенсий, о повышении мини-мального размера оплаты труда. Одновременно с проектом Фе-дерального закона о федеральном бюджете вносятся также фе-деральные целевые программы (ст. 197 БК РФ).

Помймо вышеуказанных документов, в ходе самого процесса рассмотрения проекта федерального бюджета, Правительство РФ дополнительно (но не позднее 1 октября текущего года) предоставляет в Государственную Думу: оценку ожидаемого исполнения федерального бюджета за текущий финансовый год и консолидированного бюджета РФ за отчетный финансовый год; проекты программ предоставления гарантий Правительства РФ на очередной год и отчет за истекший период текущего финансового года; проект программы предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе; предложения по расходам на содержание Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органрв и другие документы и мате-риалы. Срок внесения Правительством РФ проекта федераль-ного бюджета в Государственную Думу — не позднее 26 августа.

Одновременно указанный законопроект представляется Пре-зиденту РФ. В течение суток со дня внесения проекта он на-правляется в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (Комитет по бюджету), для подго-товки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям БК РФ.

Совет Государственной Думы (в период парламентских ка-никул — ее Председатель) на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о принятии законопроекта к рассмотрению Государственной Думой либо о возврате его на доработку Правительству РФ. В этом случае Правительство РФ обязано доработать законопроект и со всеми необходимыми документами и материалами представить его в Государственную Думу в десятидневный срок.

Далее проект закона о федеральном бюджете в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы (ее Предсе-дателем) в Совет Федерации, комитеты Государственной Думы, другим субъектам права законодательной инициативы для вне-сения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.

Порядок рассмотрения проекта закона о федеральном бюд-жете утвержден ст. 196 БК РФ, в соответствии с которым проект рассматривается в четырех чтениях. При этом установлено, что некоторые федеральные законы (сопровождающие закон о фе-деральном бюджете) должны быть приняты еще до рассмотре-ния гтоследнего в первом чтении (например, закон о внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ о тари-фах страховых взносов в государственные внебюджетные фон-ды), другие — до рассмотрения последнего во втором чтении (например, федеральные законы о бюджетах государственных внебюджетных фондов, о минимальном размере пенсии и т. д.).

Первое чтение — этап, на котором заслушиваются доклад Правительства РФ и содоклады профильных комитетов Госу-дарственной Думы, а также доклад Председателя Счетной пала-ты Рф. В случае принятия бюджета в первом чтении утвержда-ются основные характеристики бюджета: общая сумма доходов и расходов, распределение доходов от федеральных налогов и сборов между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ; дефицит федерального бюджета и источники его покрытия и др. Указанный этап длится 30 дней (со дня внесения проекта в Государственную Думу). В случае возникновения разногласий на данном этапе БК РФ (ст. 202) предусмотрены следующие

208

209

Учебник: Краткий курс. Особенная часть