logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 2. Особенности финансовой деятельности государства 111

ния бюджетной системы страны в целом. По вопросам своей компетенции Министерство финансов РФ разрабатывает про-екты федеральных законов, актов Президента РФ и Правитель-ства РФ, а также утверждает разработанные им нормативные правовые акты, методические и иные документы по вопросам организации финансовой деятельности. Министерство финан-сов РФ координирует в указанных сферах деятельность других федеральных органов исполнительной власти, взаимодействует с государственными ррганами субъектов Федерации и органами местного самоуправления, а также общественными объедине-ниями и иными организациями, издает инструкции, методичес-кие указания и другие документы

На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федералъных органов исполнитель-ной власти»1, существенно изменившего структуру Министер-ства финансов РФ, предусмотрено создание следующих подве-домственных ему федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федеральной службы страхового надзора; Федеральной службы финансово-бюджетного надзора; Федеральной службы по финансовому мониторингу. Кроме того, статус федеральной службы придан действующему в настоящее время Федерально-му казначейству с передачей правоприменительных функций Министерства финансов РФ по обеспечению исполнения феде-рального бюджета. Названные федеральные службы являются фе-деральными органами исполнительной власти, осуществляющи-ми функции контроля и надзора в указанных сферах2.

Подобные Минфину России органы создаются и субъектами Федерации — министерства финансов или финансовые управле-ния. Кроме того, в системе органов местного самоуправления действуют финансовые отделы или управления. В задачи всех этих органов входит организация на соответствующей террито-рии финансовой деятельности, способствующей развитию ры-ночных отношений в экономике, увеличению поступлений в бюджет, а также связанной с организацией и проведением фи-нансового контроля и учета.

Федеральное казначейство (федеральная служба) создано в целях проведения государственной бюджетной политики, эф-фективного управления доходами и расходами федерального

1 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; № 2.1. Ст. 2023.

2 Подробнее см. гл. 5 учебника.

бюджета через счета казначейства, исходя из принципа един-ства кассы, управления совместно с Центральным банком РФ государственным внутренним и внешним долгом'.

Налоговые органы. Необходимость активного использования финансового механизма, повышение роли налогов в связи с преобразованием экономики страны обусловили формирование в Российской Федерации новой системы налоговых органов. К системе налоговых органов относятся территориальные орга-ны по еубъектам РФ, межрегиональные инспекции и инспек-ции по городам и районам, инспекции межрайонного уровня. Это единая централизованная система органов. До принятия Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. налоговые органы на-ходились в ведении Мицистерства РФ по налогам и сборам. Названный Указ определил вхождение налоговых органов в систему Федералъной налоговой службы, подведомственной Ми-нистерству финансов РФ.

Главная задача налоговых органов РФ заключается в обеспе-чении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обяза-тельных платежей, установленных законодательством Россий-ской Федерации и ее субъектов. Законодательство закрепляе.т права, обязанности и ответственность налоговых органов и их должностных лиц по контролю, вытекающие из их функций в области налогообложения, а также применяемые ими меры к взые-канию налогов и санкции к налогоплательщикам в случае совер-шения ими налоговых правонарушений (гл. 5, 14, 15 НК РФ).

Учитывая важную роль налоговых органов в формировании доходов бюджетной системы страны, Правительство РФ по-] становлением от 21 декабря 2001 г. утвердило Федеральную целе-вую программу «Развитие налоговых органов (2002—2004 годы)»2. Таможенные органы в сфере финансовой деятельности госу-|дарства, подобно налоговым органам, осуществляют деятель-| ность по налогообложению в связи с выполнением своих задач в области таможенного дела. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов и сборов при перемещении товаров через таможенную границу. Таможенные органы осу-

1 См.: Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. «О федеральном казначействе» // Ведомости РФ. 1992. № 50. Ст. 2978

2 СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 32.

112

Учебник: Краткий курс. Общая часть

ществляют и иные функции финансовой деятельности (распре-деление денежных средств между подведомственными органи-зациями, контроль за их использованием и др.).

На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. вме-сто упраздненного Государственного таможенного комитета РФ создана Федералъная таможенная служба в системе Министер-ства экономического развития и торговли РФ. В систему тамо-женных органов входят также региональные таможенные управ-ления, таможни и таможенные посты, находящиеся в централи-зованном подчинении.

В связи с необходимостью усиления государственного фи-нансового контроля и предотвращения правонарушений в сфе-ре финансов и денежного обращения, в особенности легализа-ции доходов, полученных преступным путем, создан Комшпет РФ по финансовому мониторингу{, преобразованный на основа-нии Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. в Федералъную службу по финансовому мониторингу.

Федеральный орган исполнительной власти по надзору за стра-ховой деятельностью. В связи с существенными преобразовани-ями в сфере страховых отношений эта деятельность перестала быть государственной монополией. Функции страхования осу-ществляют теперь как государственные (Росгосстрах, Военная страховая компания), так и негосударственные компании. Все они действуют на коммерческих началах. Организация этой де-ятелъности и государственный надзор в данной сфере регулиру-ются Законом РФ «Об организации страхового дела в Россий-ской Федерации»2. На основании Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 в структуре Министерства финансов РФ вместо Департамента страхового надзора создана Федералъная служба страхового надзора.

Банки. Банковская система. Банки принято именовать кре-дитными органами (организациями) в связи с тем, что основ-ным направлением их деятельности является именно кредито-вание. С ним в той или иной мере связаны все другие направ-ления деятельности банков.

Система банков РФ, их правовое положение и содержание функций существенно изменились в связи с переходом к ры-ночной экономике. Банки перестали бытъ объектом исключи-

1 См.: Указ Президента РФ от 1 ноября 2001 г. «Об уполномочен-ном органе по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» // СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251; 2004. № 11. Ст. 945.

2 Ведомости РФ. 1993. № 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3085.

Гдава 2. Особенности финансовой деятельности государства___113

телъно государственной собственности. Согласно Федеральному закону «О банках и банковской деятельности» (в ред. Федераль-ного закона от 3 февраля 1996 г.)1 банковская система РФ состо-ит из двух уровней, включающих: а) Центральный банк РФ (Банк России) и б) кредитные организации (коммерческие бан-ки), а также филиалы и представительства иностранных банков. При этом иностранным считается банк, который зарегистриро-ван на территории иностранного государства и признан банком по его законодательству.

Централъный банк РФ (Банк России)2 занимает особое место в банковской системе, а его правовое положение отличается существенными особенностями. Это главный банк Российской Федерации, он является государственной федеральной соб-ственностью. Уставный капитал Банка определен в 3 млрд руб. Как и другие банки, Центральный банк РФ имеет статус юри-дического лица. Государство не отвечает по обязательствам Центрального банка РФ, а он не несет ответственности по обя-зательствам государства, кроме случаев, когда они сами приня-ли на себя такие обязательства, или это предусмотрено феде-ральными законами.

Однако получение прибыли, в отличие от коммерческих бан-ков, не является целью деятельности Центрального банка РФ. Вместе с тем как экономически самостоятельное учреждение, он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов, делает отчисления от прибыли в федеральный бюджет в уста-новленном законом размере, уплачивает налоги и сборы в соот-ветствии с НК РФ.

Банк России представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. Важной осо-бенностью правового статуса Центрального банка РФ является его деятельность в качестве органа государственного регулирова-ния, наделенного властными полномочиями в области органи-зации денежно-кредитных отношений. Центральный банк РФ согласно Конституции РФ подотчетен Государственной Думе, его Председатель назначается на должность и освобождается от нее Государственной Думой Федерального Собрания РФ. Кан-Дидатуру для назначения представляет Президент РФ (ст. 83 и "103 Конституции РФ).

1 СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 2003. № 52. Ст. 5033, 5037; 2004. № 31. Ст. 3220.

2 См.: Федеральный закон от 10 июля 2002 г. «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» // СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2790; 2003. № 52. Ст. 5032; 2004. №31. Ст. 3233.

Учебник: Краткий курс. Общая часть

Целями деятельности Банка Роосии являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление бан-ковской системы РФ; обеспечение эффективного и бесперебой-ного функционирования платежной системы. В соответствии с ними Банк выполняет следующие функции: разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику во взаимодействии с Правительством РФ; монопольно осуще-ствляет эмиссию наличных денег и организует наличное денеж-ное обращение; устанавливает правила осуществления денеж-ных расчетов и проведения банковских операций; обслуживает счета бюджетов всех уровней; осуществляет надзор за деятель-ностью кредитных организаций, валютное регулирование и ва-лютный контроль и др. Свои функции и полномочия Банк Рос-сии осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Коллегиаль-ным органом Банка России является Националъный банковский совет, возглавляемый Председателем Банка России. В состав Совета входят также представители палат Федерального Собра-ния РФ, Президента РФ и Правительства РФ.

Банковская система с выделением особого положения Цен-трального банка в качестве государственного ведомства типична для современных экономически развитых государств. Монопо-лией Центрального банка РФ является осуществление эмиссии (выпуска в обращение) наличных денег и организация их обра-щения.

Выполняя свои функции, Центральный банк РФ вступает в отношения с кредитными организациями (коммерческими бан-ками), которые выполняют операции по непосредственному денежно-кредитному обслуживанию предприятий, учреждений, организаций и граждан в соответствии с государственной де-нежно-кредитной политикой, реализация которой возложена на Центральный банк РФ.

При регулировании денежно-кредитных отношений Цент-ральный банк РФ использует свои властные полномочия. В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций он устанавливает обязательные для них нормативы: минимальный размер уставного капитала; минимальный размер риска на од-ного вкладчика; минимальный размер резервов, подлежащих депонированию банками в Центральном банке РФ, и др. Цен-тральный банк РФ регистрирует уставы банков, выдает лицен-