logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 15. Региональные (субъектов рф) и местные налоги и сборы 301

льготы по налогу как для категорий плательщиков, так и для отдельных плателыциков. Органы местного самоуправления могут предоставлять льготы по налогам только отдельным пла-телыдикам. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог на строения, помещения и сооружения исчисляется на основании данных об их инвентаризационной стоимости по со-стоянию на 1 января каждого года.

Органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органы технической инвен-таризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налого-вый орган сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства.

Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока — не позднее 15 сентября и 15 ноября. Лица, своевре-менно не привлеченные к уплате налога, уплачивают его не более чем за три предыдущих года.

Земельный налог. Земельный налог в соответствии со ст. 21 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Феде-рации» и ст. 15 НК РФ относится к группе местных налогов. В настоящее время регулируется Законом РФ от 11 октября 1991 г. «О плате за землю»1, а также нормативными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Указанный налог введен с целью стимулирования рационального использо-вания, охраны и освоения земель, повышения плодородия почв, выравнивания социально-экономических условий хозяйствова-ния на землях разного качества, обеспечения развития инфра-структуры в населенных пунктах, формирования специальных фондов финансирования этих мероприятий.

Налогоплательщиками являются юридические и физические лица, в том числе иностранцы, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Арендаторы уплачи-вают арендную плату. Плателыцики земельного налога подраз-деляются Законом на следующие группы: а) сельскохозяйствен-ные предприятия (колхозы, совхозы, крестьянские (фермерс-

Ведомости РФ. 1991. № 44. Ст. 1424; СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3531.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

кие) хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации, кооперативы и другие); б) сельскохозяйственные предприятия индустриального типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие комплексы и другие на само-стоятельном балансе) по перечню, утвержденному органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ; в) иные организации и физические лица, уплачивающие налог по иным основаниям, чем организации, указанные в п. «б». Ос-нованием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, вла-дения или пользования (аренды) земельным участком.

Законом установлен перечень льгот, касающихся как видов земельных участков, так и конкретных категорий лиц (юридичес-ких и физических), освобождаемых от уплаты земельного налога. Например, от уплаты земельного налога освобождаются (ст. 12):

1) зети, занятые полосой слежения вдоль государственной грани-цы РФ, и земли общего пользования населенных пунктов и др.;

2) заповедники, национальные и дендрологические парки, бота-нические сады, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и пр.; 3) участники Вели-кой Отечественной войны; инвалиды I и II групп и др.

Размер земельного налога устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Он не зависит от результатов хозяйственной деятельности собствен-ников земли, землевладельцев, землепользователей. Ставки зе-мельного налога пересматриваются в связи с изменением не зависящих от пользователя земли условий хозяйствования. В случае неиспользования земельных участков либо использо-вания не по целевому назначению, ставка земельного налога устанавливается в двукратном размере. Органам местного само-управления предоставляется право с учетом благоприятных ус-ловий размещения земельных участков повышать ставки зе-мельного налога, но не более чем в два раза.

Законом определены особенности установления земельного налога с сельскохозяйственных угодий с учетом еостава угодий, их качества, площади и местоположения. В данном случае са-мим Законом установлены средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам РФ. Органами законода-тельной (представительной) власти субъектов РФ, исходя из