logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 14. Федеральные налоги, пошлины, сборы и иные платежи 275

форме дохода налоговая база устанавливается как стоимость то-варов, иного имущества, исчисленная исходя из их цен, опреде-ляемых ст. 40 НК РФ (т. е. либо по цене сделки, определенной договором, либо по рыночным ценам). Под материальной выго-дой понимается, например, выгода, полученная от экономии на процентах за пользование налогоплателыциком заемными (кре-дитными) средствами, полученными от организаций или инди-видуальных предпринимателей и пр. Налоговая база в данном случае определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными средствами, исчисленной исходя из 3/4 действующей ставки рефинансирования Центрального бан-ка РФ на дату получения средств, над суммой процентов, уста-новленной договором. Налоговым перыодом по налогу на доходы физических лиц является календарный год.

НК РФ (ст. 217) предусмотрен достаточно обширный пере-чень доходов, освобождаемых от налогообложения. Например, многие виды государственных пособий и пенсий; алименты, получаемые налогоплателыциками, и пр. Кроме того, для опре-деления налоговой базы применяются вычеты, которые подраз-деляются на стандартные (например, для лиц с невысоким уровнем дохода), соцыальные (например, вычет из облагаемой базы сумм оплаты обучения, лечения), имущественные (напри-мер, вычет сумм, полученных от продажи квартир, дач), профес-сионалъные (применяются в отношении доходов некоторых ка-тегорий налогоплателыциков в установленных размерах, напри-мер, части авторского вознаграждения) (ст. 218—221 НК РФ).

Налоговые ставки устанавливаются в зависимости от статуса физического лица как налогоплателыцика и от вида полученного дохода. Их размер может составлять 6, 13, 30 и 35%. Размер основ-ной ставки — 13%. Он не зависит и не изменяется ни от вида источника, ни от размера получаемого дохода. Ставка 35% при-меняется при получении процентных доходов по вкладам в бан-ках в части превышения суммы, рассчитанной, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ по рублевым вкла-дам, и 9% годовых по вкладам в иностранной валюте и др. (п. 2 ст. 212 НК РФ). Ставка 30% — при получении доходов физичес-кими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, и 6% — доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов (с 1 января 2005 г. — 9%).

НК РФ закреплены особенности взимания налога: 1) работа-ющих по трудовому либо гражданско-правовому договору и

2) индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающих-ся частной практикой. С доходов первых налог удерживается налоговыми агентами, а вторые уплачивают налог самостоятель-но на основе налоговых деклараций. Срокиуплаты налога первых совпадают с днем фактических выплат (зарплаты и т. п.), а вто-рых — со сроками подачи налоговых деклараций, т. е. не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Общая сумма налога, исчисленная на основе налоговой деклара-ции, уплачивается в бюджет не позднее 15 июля. Авансовые пла-тежи уплачиваются на основании налоговых уведомлений, сроки и размеры которых подробно регламентированы НК РФ.

Налог на операции с ценными бумагами. Порядок исчисления и уплаты указанного налога регламентирован Законом РФ «О налоге на операции с ценными бумагами» (в ред. Федераль-ного закона от 18 октября 1995 г.)1. В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в Российской Феде-рации» данный налог относится к числу федеральных. В систе-ме налогов и сборов, закрепленной в настоящее время НК РФ (ст. 12—15), налог на операции с ценными бумагами не указан. Первоначально предполагалось, что он должен быть заменен налогом на доходы с капитала. Однако и в новой редакции ст. 12—15 НК РФ (вступают в силу с 1 января 2005 г.) он не включен в систему налогов и сборов.

Плателъщикы налога — юридические лица — эмитенты цен-ных бумаг. Под эмиссией в данном случае понимают установ-ленную законом последовательность действий эмитента по раз-мещению эмиссионных ценных бумаг2. Объектом налогообло-жения является номинальная сумма выпуска ценных бумаг, заявленная эмитентом. Данная норма Закона распространяется на акции акционерных обществ, облигации, иные ценные бума-ги, эмиссия которых требует государственной регистрации.

Закон устанавливает перечень случаев, когда выпуск ценных бумаг данным налогом не облагается. К ним, в частности, отно-сятся: выпуск ценных бумаг акционерных обществ, осуществля-ющих увеличение уставного капитала на величину переоценок основных фондов, производимых по решению Правительства Рф; выпуск государственных ценных бумаг РФ и ее субъектов,

1 СЗ РФ. 1995. № 43. Ст. 4011; 1998. № 12. Ст. 1349; 2001. № 23. Ст. 2287; 2003. № 52. Ст. 5035.

2 См.: Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. «О рынке ценных бу-// СЗ РФ. 1996. № 7. Ст. 1918; 2004. № 27. Ст. 2711; № 31. Ст. 3225.

276

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

муниципальных ценных бумаг и др. Ставка налога с 1 января 2004 г. — 0,2% номинальной суммы выпуска, но не более 100 тыс. руб. В случае отказа в регистрации эмиссии налог не возвращается. Плательщик исчисляет сумму налога самостоя-тельно, исходя из номинальной суммы выпуска и еоответствую-щей налоговой ставки.

Налог уплачивается одновременно с представлением докумен-тов на регистрацию эмиссии и перечисляется в федеральный бюджет. В связи с этим указанный налог имеет сходство с реги-страционной пошлиной, так как он уплачивается исключитель-но при регистрации проспекта эмиссии ценных бумаг и одно-временно с предоставлением документов на регистрацию эмис-сии.