logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 5. Правовые основы финансового контроля

вправе также вносить предложения Президенту РФ, руководи-телям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ о привлечении к ответ-ственности и приостановлении деятельности соответствующих должностных лиц.

В целях повышения эффективности деятельности федераль-ных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. «О полномочном представителе Президента Рос-сийской Федерации в федеральном округе»1 определены меры и по совершенствованию президентского контроля. В связи с этим создано семь федеральных округов. К числу основных за-дач, возложенных на полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, отнесена организация контроля за исполнением решений федеральных органов государственной власти в округе, что относится и к сфере финансов. При этом полномочный представитель наделен правом организовывать в пределах своей компетенции проверки использования в округе средств федерального бюджета.

Органы исполнителыюй государственной власти общей компе-тенции — Правительство РФ, правительства, администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управленйя, в том числе финансовых, а также непосредственно сами осуще-ствляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации на основании Конституции России (ст. 114) и Феде-рального конституционного закона «О Правительстве Россий-ской Федерации» контролирует составление и исполнение фе-дерального бюджета, проведение единой финансовой, кредит-ной и денежной политики, осуществляет валютный контроль.

Одновременно в полномочия Правительства РФ входит ру-ководство и контроль за деятельностью в области финансов федеральных министерств, служб, агентств и других подотчет-ных ему органов, включая органы федеральной службы финан-совой сферы.

Помимо этого Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению РФ и полномочиям совмест-ного ведения Федерации и ее субъектов. В случае противоречия

' СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112; № 26. Ст. 2748; № 38. Ст. 3781; 2001-№ 6. Ст. 551.

актов органов исполнительной власти субъектов РФ федераль-ному законодательству и международным обязательствам РФ Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о при-остановлении действия этих актов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство РФ при-нимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регу-лирующие порядок этой деятельности (например, Положение о Министерстве финансов РФ, Положение о федеральном казна-чействе РФ и др., где закреплены функции по финансовому контролю). Правительство вправе образовывать также свои ко-миссии и другие органы с контрольными функциями.

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый государственными органами, деятельность которых специалыю направлена на область финансов. К ним относятся органы ис-полнительной власти, подведомственные Министерству финан-сов РФ (федеральные службы — налоговая, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторин-гу, Федеральное казначейство), а также Федеральная таможен-ная служба (в структуре Министерства экономического разви-тия и торговли РФ) и Федеральная служба по финансовым рын-кам, руководство которой осуществляет Правительство РФ.

В рамках своей компетенции они проводят контроль за це-левым использованием федерального бюджета и средств госу-дарственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами, связанными с государственным внутренним и вне-шним долгом; за формированием и сохранностыр Государствен-ного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ; частично валютный и экспортный контроль; контроль за ис-пользованием и хранением драгоценных металлов и драгоцен-ных камней организациями и совершением сделок с ними, а также надзор и контроль за обеспечением платежеспособности страховщиков, контроль за качеством аудиторских проверок и ДР- Федеральная таможенная служба осуществляет контроль в сфере налогообложения при перемещении товаров через тамо-границу РФ, а также предусмотренный ТК РФ валют-контроль. Федеральная служба по финансовому рынку на-на функциями по контролю и надзору в сфере обращения ^енных бумаг, по контролю деятельности бирж, формирования 11 инвестирования средств пенсионного накопления.

160

Учебник: Краткий курс. Общая часть

На основе постановления Правительства РФ от 6 августа 1998 г. организованы контрольно-ревизионные управления Миц-фина Россыи в субъекте РФ (территориальные КРУ). Основной задачей деятельности этих органов явЛяется осуществление пос-ледующего контроля за своевременным, целевым и рациональ-ным использованием и сохранностью федеральных средств. Они также проводят на договорной основе по обращениям органов государственной власти субъектов Федерации и органов мест-ного самоуправления ревизии и финансовые проверки (с возме-щением расходов) поступления и расходования средств соответ-ствующих бюджетов и внебюджетных фондов и доходов от иму-щества.

В процессе ревизий и проверок территориальные КРУ впра-ве принимать меры по устранению выявленных нарушений финансовой дисциплины и неэффективного расходования средств, давать обязательные указания об устранении этих на-рушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц в соответствии с законодатель-ством РФ. Они также имеют право вносить предложения о взыс-кании с организаций бюджетных средств, использованных не по целевому назначению; ставить вопрос об отстранении от работы должностных лиц, виновных в нарушении законодатель-ства; передавать материалы ревизий и проверок в правоохрани-тельные органы.

В области аудита территориальные КРУ осуществляют в соответствии с поручениями Минфина России контроль за ка-чеством проведения аудиторами и аудиторскими организация-ми аудиторских проверок организаций. По результатам этих проверок они имеют право ставить перед Минфином России вопросы об аннулировании лицензий на осуществление ауди-торской деятельности.

Органы федерального казначейства (Федералъной службы) осу-ществляют финансовый контроль в процессе организации ис-полнения бюджетов и управления счетами бюджетов и бюд-жетными средствами. Такой порядок распространяется на бюД" жеты всех уровней (ст. 215, 267 БК РФ). Они вправе применять санкции и другие меры принудительного воздействия в случаях установления нарушений финансовой дисциплины.

Федералъная служба финансово-бюджетного надзора предназ-начена для осуществления функций по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, а таьсже функций органа валют-

ного контроля. Она полномочна осуществлять контроль и над-зор-' за использованием средств федерального бюджета, государ-ственных внебюджетных фондов, а также материальных ценно-стей, находящихся в федеральной собственности; за исполне-нием законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами исполнительной власти всех уровней; за со-блюдением валютного законодательства РФ и др.

Комитет РФ по финансовому мониторингу, преобразованный в Федеральную службу по финансовому мониторингу, был создан на основании Указа Президента РФ от 1 ноября 2001 г.1, что обусловливалось ростом правонарушений в сфере финансов и денежного обращения, в особенности использованием офици-ально действующих организаций (банков, страховых компаний, ломбардов и др.) для легализации (отмывания) доходов, получен-ных преступным путем. Федеральным законом от 7 августа 2001 г. «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем» предусматривалось создание правового механизма и специально уполномоченного государ-ственного органа, призванных противодействовать этим явле-ниям, негативно влияющим на экономику страны, на реализа-цию прав и законных интересов граждан, общества и государ-ства. Таким органом и является Федеральная служба по финансовому мониторингу. Закон требует: а) усиления внутрен-него контроля, проводимого самими организациями, осуществ-ляющими операции с денежными средствами или иным имуще-ством; б) обязательного контроля со стороны уполномоченного органа за этими операциями в установленных случаях (ст. 4, 6 Закона).

К основным задачам названного уполномоченного органа отне-сены: сбор, обработка и анализ информации об операциях с де-нежными средствами или иным имуществом, подлежащих кон-тРолю в соответствии с законодательством РФ; создание единой Информационной системы и ведение федеральной базы данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, Полученных преступным путем; направление соответствующей ^^формации в правоохранительные органы и др.

Закон не предусматривает полномочий этого органа по при-ению каких-либо мер принудительного воздействия при вы-ении в ходе мониторинга правонарушений. Их применение СЗ РФ. 2001. № 45. Ст. 4251.

162

Учебник: Краткий курс. Общая часть

на основе представленной информации относится к компетен-ции правоохранительных органов.

Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, основанным на положе-ниях Конституции РФ, устанавливающих права граждан, в том числе — право на участие в управлении делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность оз-накомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ст. 24).

Налоговые органы действуют как система специализирован-ных органов финансового контроля, деятельность которых на-правлена на обеспечение единой системы контроля за соблюде-нием российского налогового законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения налогов в бюджет, а также в установленных случаях — во внебюджетные фонды. Кроме того, они осуществляют валютный контроль в рамках своей компетенции.

Налоговые органы наделены широким кругом контрольных полномочий и прав по применению мер принудительного воз-действия к нарушителям налогового законодательства. НК РФ (гл. 15) закрепил эти полномочия и санкции, уточнив и конкре-тизировав их содержание, а также порядок применения.

Банки (кредшпные организации). Их функции в области финан-сового контроля в современный период существенно измени-лись. Это обусловлено йзменением принципов регулирования экономики и связанной с ним перестройкой банковской систе-мы, образованием коммерческих банков, основанных на разных формах собственности. В результате функции банков по контро-лю за деятельностью предприятий, организаций, учреждений сузились. Коммерческие банки не осуществляют контрольных полномочий в отношении своей клиентуры в административном порядке, как это было прежде, когда все банки, являясь государ-ственными, были наделены властными полномочиями. Однако на основе действующего законодательства банки (кредитнь^ организации) уполномочены выполнять функции государствен-ного контроля: контролируют соблюдение предприятиями, орг^' низациями, учреждениями порядка ведения кассовых операи^ и соблюдение валютного законодательства, уполномоченнЫ6 банки являются агентами государственного валютного контроЛ*1'

—————— - ————— - ————— _

В других отношениях банки осуществляют контпппк „ «жо-правовой основе как сторона в доГворе

тД««ГГко;С1Г^ИфГ:ГЛЬ' °~™>.* Цен- его правового положения ^яСющимся' " *""* СПеци*ики «=во- ного регулирования дене^о крелитных РГаН°М гос>™Р<™ен- На него возложен надзор за деятелк™ валютнь« отношений. ков и других кредитных опгани^Гмй пТЬЮ коммеР^«их бан- менить к банкам^ару^а^щиГзаТонп РИ ^0" °" ВПраВе ПРИ" ные правила деятельности пГи^ СТВ° и Устан°влен- административно м пояк^ "РЛ"~ьнь.е меры воздействия в

входящих

гих органов

в их систему предпоиятий

бюджетных и

«69; 1998. № 30. Ст. 36,9; 2002. № 13.

внебюджетных средств

164

165

Учебник: Краткий курс. Общая

Гпава 5. Правовые основы финансового контроля

та является формирование полной и достоверной информацшии 0 деятелъности организации и ее имущественном положении, обэбес-печение этой информацией внутренних и внешних пользователелец для контроля за соблюдением законодателъства РФ при осущеспств-лении организацией хозяйственных операций и их целесообразшнос-тъю, использованием материалъных, трудовых и финансовых / ре~ сурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативсвами и сметамы.

Упомянутый Закон распространяется на все организацщии, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и предспста-вителъства иностранных организаций, если иное не предусммот-рено международными договорами РФ. Граждане, осуществ:вля-ющие предпринимательскую деятельность без образовашния юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядчдке, установленном налоговым законодательством РФ. Ответствгвен-ность за организацию бухгалтерского учета в организациях х не-сут их руководители.

Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за а ве-дение бухгалтерского учета, своевременное представление п пол-ной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечишвает соответствие осуществляемых хозяйственных операций закоюно-дательству, контроль за движением имущества и выполненшием обязательств. Денежные и расчетные документы, финансовьвые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера с счи-таются недействительными и не должны приниматься к исгппол-нению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгаталте-ром по отдельным хозяйственным операциям документы моюгут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения я ру-ководителя. В этом случае он несет всю полноту ответствен^нно-сти за последствия осуществления таких операций.