logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 4. Финансово-правовые нбрмы и финансовые правоотношения 143

дарственный или местный бюджет именно за этими субъекта-ми, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская федерация, ее субъекты и муниципальные образования высту-пают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответ-ствующие органы государственной власти и местного самоуп-равления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., кото-рые и являются носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечи-вается при этом за счет средств государства или его территори-альных подразделений, т. е. соответствующего государственно-го или местного бюджета.

Закрытые административно-терршпориальные образования и наукограды — это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым право-вым режимом, установленным законодательством. В отличие от о'бычных муниципальных образований, они вступают в финан-совые (бюджетные) правоотношения непосредственно с феде-ральными органами власти. Свободная экономическая зона отли-чается особой системой налогообложения (ст. 18 НК РФ).

Коллективными субъектами финансового права являются го-сударственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представителъной и испол-нителъной власти; органы местного самоуправленыя; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах соб-ственности, среди которых выделяются коммерческие и неком-мерческие организации,

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен-ной части финансовой деятельности государства, муниципаль-ных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности требующую от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных орга-низационно-правовых форм и форм собственности. В качестве °сновной цели своей деятельности они преследуют извлечение

правоот-ношения в связи с внесением в казну налогов и других обяза-тельных платежей, получением из нее ассигнований, распреде-лением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако за-конодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного управления'. Такие предприятия находятся в прямом государственном подчи-нении и управлении уполномоченных органов, включая область финансов. Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и пра-ва юридического лица. Такими объединениями являются со-юзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотрасле-вые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы2. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и мунйци-пальными образованиями в финансовые правоотношения, от-личающиеся от других своей спецификой. Например, примени-тельно к ним действует упрощенная система налогообложения. Учреждения, которые являются некоммерческими организа-циями (не имеющими своей основной целью получение прибы-ли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности3, являются субъектами

1 См.: Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746.

2 См.: Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. «О финансово-про-мышленных группах» // СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4697.

3 См.: Федеральный закон от 12 января 1996 г. «0 некоммерческих организациях» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 145; 1998. № 48. Ст. 5849; ст. 50 ГК РФ, ст. 161 БК РФ.