logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 5. Правовые основы финансового контроля

ные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они по-лучают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность либо уп-равляют ею, а также имеют предоставленные федеральным за-конодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества;

в) общественные объединения, негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации, на дея-тельность которых контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в части, связанной с получением, перечисле-нием или использованием ими средств федерального бюджета, использованием федеральной собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным законодатель-ством или федеральными органами государственной власти на-логовых, таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12).

Контролъные полномочия Счетной палаты распространяются не толъко на федералъные органы и организации, но также и на органы субъектов РФ и местного самоуправления, негосударствен-ные организации, если их деятелъность связана с федералъным бюджетом, федералъными внебюджетными фондами и федераль-ной собственностъю.

Счетная палата имеет право давать администрации проверя-емых предприятий, учреждений и организаций обязателъные для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хо-зяйственной, финансовой, коммерческой и иной деятельности. При неоднократном неисполнении или ненадлежащем испол-нении предписаний Коллегия Счетной палаты может по согла-сованию с Государственной Думой принять решение о приоста-новлении всех видов финансовых, платежных и расчетных опера-цип по счетам проверяемых предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в судебном порядке.

В своей контрольной деятельности Счетная палата взаимо-действует с другими контролъными органами Российской Феде-рации (ст. 22 указанного Закона). Деятельность Счетной палаты основана на принципе гласности. Она должна регулярно предо-ставлять сведения о своей деятельности средствам массовои информации.

Правовой статус и задачи Счетной палаты РФ характеризуют ее как высший контрольный орган в стране, хотя впрямую тако-

го определения в законодательстве не дано. При создании Счет-ной палаты РФ был использован зарубежный опыт. Он обоб-щен в Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов (ИНТОСАИ) в 1977 г.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представителъные органы государственной власти субъек-щов РФ, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. На уровне субъектов Федерации их представительные органы вла-сти образуют счетные палаты (контролъно-счетные палаты и т. п.) как органы постоянно действующего государственного финансо-вого контроля. Представительные органы местного самоуправле-ния также образуют на своем уровне контрольные органы.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ действует специальный контрольный орган — Контролъное управление Президента Российской Федерации1. При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодей-ствует с другими структурными подразделениями Администра-ции Президента, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различ-ными федеральными службами и другими федеральными орга-нами исполнительной власти. Это орган широкой сферы конт-рольной деятельности, финансовый контроль является его со-ставной частью.

Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устране-нии выявленных нарушений руководителям федеральных орга-нов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмот-рены безотлагательно. Не позднее, чем в месячный срок, долж-ны быть приняты меры по устранению нарушений. Управление

1 См.: Указ Президента РФ от 16 марта 1996 г. «О Главном конт-рольном управлении Президента Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1066. О преобразовании Главного контрольного управ-ления в Контрольное управление Президента РФ см.: Указ Президен-та Рф от 25 марта 2004 г. № 400 «Об Администрации Президента Рос-сийской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188; Положение об АДминистрации Президента РФ. Утв. Указом Президента РФ от 6 ап-Реля 2004 г. № 490 // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1395.

159

158

Учебник: Краткий курс. Общая часть