logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 18. Правовые основы государственного кредита

я Банк России. Государственные и муниципальные ценные бумаги могут выпускаться в документалъной форме с обязатель-ным централизованным хранением.

Внутренние государственные займы оформляются также по-средством выпуска государственных казначейских обязательств. Казначейские обязательства — это вид размещаемых на добро-вольной основе среди населения и юридических лиц государ-ственных ценных бумаг, удостоверяющих внесение их держате-лями денежных средств в бюджет и дающих право на получение фиксированного дохода в течение всего срока владения этими ценными бумагами. Они выпускаются и обращаются в бездоку-ментарной форме в виде записи на счетах в уполномоченном банке. Владельцами казначейских обязательств могут быть юри-дические и физические лица. Муниципальные займы также могут иметь форму казначейских обязательств.

Третьей формой государственного долга являются договоры и соглашения о получении соответствующим заемщиком (Россий-ской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием) бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уров-ней бюджетной системы РФ (ст. 6, 76 БК РФ). Способами обес-печения исполнения обязательств по возврату бюджетного кре-дита могут быть только банковские гарантии, поручительства, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита.

Самостоятельной формой государственного и муниципаль-ного долга являются также договоры о предоставлении Россий-ской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образова-ниями государственных и соответственно — муниципальных гарантий. Государственной или муниципалъной гарантией (ст. 115 БК РФ) признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно Российская Феде-рация, ее субъект или муниципальное образование, как гарант, дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью йли частично. Гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе. Государственные гарантии от имени Российской Федерации предоставляются Правительством РФ. Субфедеральные и муни-ципальные гарантии предоставляются соответствующим орга-ном исполнительной власти, в отличие от гарантий Российской Федерации, не только субъектам РФ, муниципальным образо-

ваниям, но и юридическим лицам для обеспечения исполнения их обязательств перед третьими лицами.

Пятой формой государственных федеральных долговых обяза-тельств являются соглашения и договоры, в том числе междуна-родные, заключенные от имени России, о пролонгации и ре-структуризации долговых обязательств РФ прошлых лет. Реструк-туризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или му-ниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими дру-гие условия обслуживания и погашения обязательств. Сама ре-структуризация может быть осуществлена с частичным списани-ем (сокращением) суммы основного долга (ст. 105 БК РФ).

По субфедеральным и муниципальным обязательствам, га-рантированным Правительством РФ, материальная ответствен-ность по погашению долга в случае неплатежеспособности эми-тентов возлагается на Российскую Федерацию.

Долговые обязательства государства могут различаться не только по форме, но и по продолжителъности. Различают: крат-косрочные (до 1 года), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) обязательства. Сроки погашения долга определяются конкретными условиями внутреннего госу-дарственного займа. В любом случае срок погашения тосудар-ственных долговых обязательств не может превышать 30 лет, а муниципальных — 10 лет.

В результате всех государственных кредитных операций фор-мируется государственный внутренний долг РФ, в состав которо-го включаются все задолженности прошлых лет и вновь возни-кающие задолженности. При аналогичных операциях на уровне муниципальных образований образуется муниципальный долг, представляющий собой совокупность долговых обязательств муниципального образования. БК РФ (ст. 120) закрепляет со-здание в Российской Федерации единой системы учета и реги-страции государственных заимствований России. На Минфин Росбии возложена обязанность по ведению Государственной долговой кмиги Российской Федерации (книги внутреннего и внешнего долга РФ), куда вносится информация об объеме дол-говых обязательств РФ, ее субъектов и муниципальных образо-ваний. Субъекты РФ (муниципальные образования) ведут свою государственную долговую книгу субъекта РФ (муниципальную долговую книгу).

338

Учебник: Краткий курс. Особенная часть