logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 365

Среди новых организационно-правовых форм финансирова-ния государственных и муниципальных расходов следует отме-тить такие, как финансирование объектов (программ) на конкурс-ной основе; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, научным и творческим коллективам и т. п., как правило, также в порядке конкурса или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканалъная система финансироваиыя государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см. Федеральную целевую программу «Интеграция науки и высшего образования России на 2002—2006 годы», утвержден-ную постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г.1). При этом финансирование планируется на разные сроки: поми-мо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной под-держки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федераль-ного бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кре-дита его получателем.

Все формы финансирования нуждаются в совершенствова-нии их правового регулирования. Финансирование осуществля-ется на основании определенных принципов. Названные прин-ципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования): а) плановость; согласно этому принципу расходы должны пла-нироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отраже-ние потребностей в средствах и определение источников их Удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды; б) соответствиё планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

СЗ РФ. 2001. № 37. Ст. 3695.

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

в) целевое направление средств, что означает необходимость, помимо указания общей суммы средств, выделяемых получате-лям, определения конкретных мероприятий и целей, на кото-рые они должны быть использованы; г) соответствие финанси-руемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципалъных образований; д) соответствие фи-нансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответ-ствии с ним норм; е) безвозвратность и безвозмездность выде-ления средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством); ж) контроль за использова-нием государственных и муниципальных средств и ответствен-ность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных факторов, напри-мер, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования ка-питальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами: а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми иму-щество закрепляется на праве хозяйственного ведения; б) фи-нансирование государственных или муниципальных учрежде-ний, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование. Проме-жуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (му-ниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и исполъзования средств.

В названных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования, которые выделяются по другим ос-нованиям, например, по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.

Между этими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам: а) источникам финансиро-