logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 20. Финансово-правовые основы государственных расходов 361

участвовать и негосударственные или немуниципальные организа-ции, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделении им государственных или муниципальных средств.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих упомянутые финансовые отношения, представляет собой раздел Особенной части финансового права, состоящий из ряда фи-нансово-правовых институтов, которые отражают специфику различных правовых режимов государственных и муниципаль-ных расходов.

Таким образом, государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-пра-вовых институтах и правоотношениях. Они обладают характер-ными чертами финансового права и финансовых правоотноше-ний в целом и связанными с ними конкретизирующими осо-бенностями.

Анализируя содержание правовых институтов государствен-ных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государствен-ных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов госу-дарственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых пла-нов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.

Это определяет исключительно важное практическое значе-ние финансово-правовых институтов государственных и муни-ципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвер-жденными программами, планами и приоритетами.

Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируют-ся по разным основаниям. Прежде всего, в завийимости от форм собствемностИ субъектов, осуществляющих публичные расходы* их слёдует подразделить на государсшенные й муниципалъные, Такую классйфикацию развйвает подразделение расходов на три

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

группы соответственно уровням организации власти в Россий-ской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Феде-рации (региональные), которые вместе с федеральными составля-ют государственные расходы; и расходы местного уровня (муни-ципалъные).

Вместе с тем требует уяснения вопрос о составных частях государственных и муниципалъных расходов, исходя из источников их финансирования: ограничивается ли их содержание только расходами за счет средств бюджетной системы или оно является более широким? В финансово-правовой литературе широко рас-пространенным является мнение о нетождественности понятий «бюджетные расходы» и «государственные и муниципальные расходы», о соотношении их как части и целого, что представ-ляется убедительным и практически значимым. Действительно, бюджетные расходы, хотя и являются решающими в составе государственных и муниципальных расходов, тем не менее со-ставляют их часть, не охватывая всех затрат государства (муни-ципальных образований). Другая часть расходов производится за счет средств государственных и муниципальных внебюджет-ных фондов, которые, как и бюджетные средства, входят в со- \ став соответствующей казны, а также за счет средств, находя-щихся в распоряжении государственных и муниципальных предприятий, организаций, учреждений, получаемых ими в ре-зультате своей деятельности.

Следовательно, в зависимости от источников получения де-нежных средств, а также порядка их планирования и использо-вания расходы можно подразделить: а) на центршшзованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муници-пальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осу-ществляемые государственными и муниципальными организа-циями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном произ-водстве и деятельности выделяются расходы на финансирова-ние: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фон-дов (капиталъных вложений); в) создания резервов.

Существенное значение для характеристики целевых направ-лений государственных и муниципальных расходов имеет клас-сификация их по функционалъному признаку. Законодательная основа такой классификации заложена Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя