logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 21. Правовой режим

сметно-бюджетного финансирования

§ 1. Понятие сметно-бюджетного финансирования

и его объекты

Одним из основных правовых режимов финансирования яв-ляется сметно-бюджетное финансирование расходов некоммер-ческих государственных или муниципальных организаций, дей-

Глава 21. Правовой режим сметно-бюджетного финансирования 371

ствующих на праве оперативного управления имуществом, к которым относятся бюджетные учреждения.

Сметно-бюджетное финансирование — это порядок выделеныя средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной де-ятелъностъю и развитием. На сметно-бюджетное финансирова-ние распространяются общие принципы финансирования: без-возвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их целевого и эффективного использования, соблюдения финан-совой дисциплины, осуществления финансирования п'о мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпу-щенных ассигнований.

Помимо названных, действуют специалъные принципы, свой-ственные именно сметно-бюджетному финансированию: полу-чение средств государственными и муниципальными учрежде-ниями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные сред-ства выступают основным источником финансирования деятель-ности данных учреждений; финансово-плановым актом, кото-рый служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе эконо-мических нормативов, утвержденных в установленном порядке.

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, вклю-чая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных. Привлечение дополнительных средств не влечет снижения го-сударственных нормативов финансирования.

Объектами сметно-бюджетного фынансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, меропри-ятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также Деятельность законодательных (представительных) и исполни-тельных органов государственной власти и местного самоуправ-ления, Президента РФ и его Администрации.

Субъектами, получающими средства в таком порядке, высту-пают бюджетные учреждения. Согласно БК РФ (ст. 161) бюд-

372

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

жетнымучреждением признается организация, созданная органом государственной власти Российской Федерации, органами власти субъёктов РФ, органами местного самоуправления для осуществ-ления управленческих, социалъно-кулътурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельностъ ко~ торой финансируется из соответствующего бюджета или бюд~ жета государствбнного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения опре-делен в БК РФ (ст. 70). К ним отнесены: оплата труда работни-ков; перечисление страховых взносов в государственные вне-бюджетные фонды; командировочные и иные компенсацион-ные выплаты работникам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами и др. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В соответствии с БК РФ бюджетное учреждение имеет статус «получателя бюджетных средств». Получателем бюджетных средетв является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответ-ствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162). Получатель бюджетных средств должен быть юридическим ли-цом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, открывать лйцевой счет в казначействе, с указанием постатейного объема ассигнований на год, квартал, лимита финансирования на ме-сяц.

В возникающих в связи с финансированием правоотноше-ниях бюджетное учреждение в качестве получателя бюджетных средств имеет законодательно закрепленные права: на своевре-менное получение и использование бюджетных средств в соот-ветствии с утвержденным бюджетной роеписью размером с уче-том сокращения и индексации; своевременное доведение уве-домлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанностями получателей бюджетных средств являются: своевременно подавать бюджетные заявки или иные докумен-ты, подтверждающие право на получение бюджетных средств; эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвра-щать бюджетные средства, предоставленные на возвратной осно-ве; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользова-