logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

§ 3. Бюджетная система и бюджетное устройство Российской Федераиии

Все действующие на территории РФ бюджеты представляют в совокупности определенную систему, а именно — бюджетную систему. Следует заметить, что БК РФ (ст. 6 и 10) расширил рамки понятия бюджетной системы, включив в нее, помимо бюджетов в собственном смысле слова, и внебюджетные госу-Дарственные социальные фонды (ст. 13). Такое объединение является условным, поскольку внебюджетные фонды суще-ственно отличаются от государственных и местных бюджетов своим предназначением, конкретным целевым содержанием,

179

178

Учебник: Краткий курс. Особенная часть рпаваб- Бюджетное право и бюджетное устройство РФ

правовым режимммом. Поэтому в учебнике они рассматриваются в особой главе.

Каждое госудгударство имеет свою организацию бюджетной системы (структ>«стуры) и принципы ее построения, т. е. бюджет-ноеустройство. I». Правовые нормы, закрепляющие бюджетное ус-тройство, устанажшвливают виды бюджетов, действующих на тер-ритории страныры, место и роль каждого из них, принципы их функционировагаания и взаимосвязи.

Следовательнгъно, бюджетное устройство — это основанные на правовых нормахигх принципы построения бюджетной системы, ее структура и оргсрганизация взаимодействия входящих в нее бюдже-тов по линии их ^х доходов и расходов.

Бюджетное ус устройство страны определяется ее государствен-ным устройствогвом. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух угх уровней — государственного бюджета и местных бюджетов. Для 6з бюджетной системы федеративного государства, каковым являетсеется Россия, характерны три уровня — федераль-ный бюджет, бюбюджеты субъектов Федерации (государственные бюджеты) и мес'*естные (муниципальные) бюджеты. Все они явля-ются самостоятсятельными частями бюджетной системы страны. Среди местных лх бюджетов следует выделить бюджеты админис-тративно-территэиториальных единиц с особым правовым режи-мом — бюджетьеты наукоградов, закрытых административно-тер-риториальных сж образований1. Каждый из бюджетов служит фи-нансовой базойюй для деятельности соответствующих органов государственноной власти или местного самоуправления.

В качестве ок основы бюджетного устройства в БК РФ закреп-лены принципы;пы единства, самостоятельности бюджетов и ДР-(ст. 28, 29, 31). ). Федеральный закон от 20 августа 2004 г. допол-няет и развиваавает положения о принципах устройства бюджет-

ной системы. .

Принцип едикЭинства. Несмотря на самостоятельность каждого из бюджетов в Рос'юссийской Федерации, законодательство подчерки-вает единство бэ бюджетной системы. Оно проявляется во взаимо-действии бюджсджетов всех уровней по линии доходов и расходов-

1 См.: Закон 1:н РФ от 14 июля 1992 г. «О закрытом административно-территориальношом образовании» // Ведомости РФ. 1992. № 33. Ст. 191^' СЗ РФ. 1996. N № 49. Ст. 5503; 1998. № 31. Ст. 3822; 1999. № 14' Ст. 1665; Федерштральный закон от 6 октября 2003 г. «Об общих принципа организации месместного самоуправления в Российской Федерации» /' СЗ РФ. 2003. № № 40. Ст. 3822.

Это взаимодействие осуществляется путем распределения между ^юджетами доходных источников, создания и частичного пере-оаспределения целевых и региональных фондов, участия бюдже-тов разных уровней в финансировании совместных программ, оказания финансовой поддержки бюджетам нижестоящих уров-ней. В результате складьгааются межбюджетные отношения, осу-ществляемые органами государственной власти и местного само-управления разных уровней (гл. 16 БК РФ).

Организационно-правовыми и экономическими гарантиями единства бюджетной системы являются: ее единая правовая база; использование единых бюджетных классификаций и ста-тистической бюджетной информации; согласованные принци-пы бюджетнбго процесса; единая денежная система; единство форм бюджетной документации; санкции за нарушение бюд-жетного законодательства; единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней (ст. 29 БК РФ). Единство бюд-жетной системы является необходимым условием проведения единой социально-экономической, финансовой, в том числе бюд-жетной и налоговой политики в стране.

Самостоятелъностъ бюджетов обеспечивается правом само- ' стоятельного сбалансирования и утверждения бюджета каждого уровня соответствующими представительными органами госу-дарственной власти и местного самоуправления, правом опре-делять направления использования и расходования бюджетных средств; наличием собственных источнйков бюджетных дохо-Дов, запрещением изъятия дополнительно полученных в ходе исполнения бюджета доходов, сумм превышения доходов над расходами и экономии по расходам.

Обобщенное выражение рассмотренные принципы находят в принципах федерализма и развития местного самоуправления, свойственных финансовой деятельности Российского государ-°тва в целом.