logo
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

§ 3. Правовые формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований

Финансовая деятельность осуществляется в правовых и не-правовых формах. Правовые формы выражаются в принятии правовых актов в связи с установлением или применением норм. А неправовые формы такого оформления не имеют. К ним относятся различные практические действия, юридичес-кого значения не имеющие, но способствующие принятию та-ких актов или применению правовых норм. Это инструктирова-ние финансовой службы предприятий, проведение совещаний в аппарате финансовых и налоговых органов, проведение заседа-ний комитетов по бюджетно-финансовым вопросам представи-тельных органов власти, разъяснение финансового законода-тельства населению и другая организаторская работа; финансо-во-технические операции (расчеты платежей и ассигнований из бюджетов, объемов финансирования и кредитования); финан-сово-экономический анализ; подготовка материалов для финан-сового планирования, прогнозирования й отчетности и т. п.

Конкретные правовые формы финансовой деятельности за-висят от того, какие органы ее осуществляют: представительные или исполнительные, какого они уровня и организационно-правового статуса. Осуществляя финансовую деятельность, го-сударственные органы и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции принимают финансово-правовые акты, посредством которых в пределах своих полномочий регу-лируют общественные отношения в области аккумуляции, рас-пределения и использования финансовых ресурсов, проведения контроля за их расходованием, за выполнением финансовых планов, финансовых обязательств перед государством или му-ниципальными образованиями. Эти акты и являются юриди-ческими (или правовыми) формами финансовой деятелъности государства (его органов) и муниципалъных образований (органов местного самоуправления).

Следовательно, финансово-правовые акты — это принятые в предусмотренной форме и имеющие юридические последствия ре-шения государственных органов и органов местного самоуправле-ния по вопросам финансовой деятелъности, входящим в их компе-тенцию. Они устанавливают, изменяют или отменяют финансо-во-правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.

Применение тех или иных правовых форм финансовой дея-тельности определяется значением и содержанием регулируе-мых отношений. Например, принятие федерального бюджета оформляется федеральным законом. Это вытекает из общегосу-дарственного значения бюджета, его важной роли для социаль-но-экономического развития страны, широкого круга обще-ственных отношений, возникающих в связи с его принятием. В отличие от этого вопросы выделения денежных средств под-ведомственным предприятиям решаются актами министерств и других органов государственного управления в соответствии с установленным правовыми нормами порядком.

Финансово-правовые акты можно классифицироватъ по юри-дическим свойствам, по юридической природе, по органам, их издающим, и другим основаниям.

По юридическим свойствам финансово-правовые акты под-разделяются на нормативные и индивидуалъные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финан-совых отношений и еодержат общие правила поведения их уча-стников, т. е. правовые нормы. Они действуют обычно длитель-ное время. Нормативные финансово-правовые акты устанавли-вают виды финансовых обязательств (налогов и других платежей) организаций и граждан перед государством или муниципальным образованием, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т. д.

Общие правшш, установленные в нормативных актах, конк-ретизируются в индивидуалъных финансово-правовых актах, каж-дый из которых предусматривает один какой-либо конкретный случай, обращен к точно определенным участникам финансо-вых отношений, ведет к возникновению, изменению или пре-кращению конкретных финансовых правоотношений. Напри-мер, на основе законодательного нормативного финансово-пра-вового акта о транспортном налоге государственный налоговый орган направляет конкретному владелыду транспортного сред-ства уведомление об уплате этого налога, которое и является индивидуальным финансово-правовым актом. Таким образом, индивидуалъные финансово-правовые акты — это акты примене-ния норм финансового права. Принятие их — необходимое ус-ловие для практического претворения в жизнь нормативных фи-нансово-правовых актов.

По юридической природе финансово-правовые акты делятся на законодательные, к которым относятся законы, прииимае-

106

Учебник: Краткий курс. Общая часть

мые представительными федеральными и региональными (субъектов Федерации) органами государственной власти по вопросам финансовой деятельности государства, и подзаконные. К ним относятся акты всех других государственных органов и органов местного самоуправления, основанные на законе и при-нятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ «О таможенном тарифе» Правительство РФ принимает поста-новления о ставках таможенных пошлин). Все они имеют оп-ределенную форму (указы, постановления, приказы и т. д.), т. е. конкретизируются в зависимости от вида органов, издающих акты.

Характерной особенностью финансово-правовых актов яв-ляется наличие среди них большой группы финансово-плановых актов. Они отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты — это акты, принимаемые в про-цессе финансовой деятелъности государства и органов местного самоуправления, а также организаций, которые содержат конк-ретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и исполъзова-нию финансовых ресурсов.

Существование финансово-плановых актов обусловлено дей-ствием принципа плановости в процессе образования, распре-деления и использования финансовых ресурсов в соответствии с программами и планами экономического и социального раз-вития. К финансово-плановым актам относятся:

а) основные финансовые планы государства — федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, а также местные бюд-жеты;

б) бюджеты государственных и муниципальных внебюджет-ных фондов;

в) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, дру-гих органов государственного управления и органов местного самоуправления;

г) финансовые планы (балансы доходов и расходов) коммер-ческих организаций;

д) сметы бюджетных учреждений; е) финансовые планы страховых организаций; ж) финансово-кредитные и кассовые планы банков. Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственвдх органов.