logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

§ 2. Особенности бюджетной компетенции Российской Федерации

Содержание бюджетной компетенции РФ обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции

1 Основные положения названных федеральных законов вступят в силу в 2005—2006 гг.

2 См.: Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г. Одобрена постановлением Правитель-ства РФ от 15 августа 2001 г. // СЗ РФ. 2001. № 34. Ст. 3503.

190

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

РФ (ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюд-жетных полномочий суверенному государству придает им осо-бый характер, отличает их от полномочий других субъектов.

Ролъ бюджетных полномочий РФ заключается в том, что они обеспечивают создание финансовой базы, без которой невоз-можно действительное осуществление государственного сувере-нитета РФ и полномочий по предметам ее ведения. С помощью бюджетных полномочий в распоряжении федеральных органов власти образуется государственный (федеральный) бюджет, не-обходимый для функционирования России в качестве суверен-ного государства и для выполнения им своих внутренних и вне-шних задач, проводится единая бюджетно-финансовая политика на территории всей страны и в конечном счете — единая соци-ально-экономическая политика. Кроме того, они создают фи-нансовые возможности для координации и объединенных дей-ствий России в рамках СНГ, а также для выполнения междуна-родных обязательств иного масштаба.

Бюджетные полномочия РФ закреплены в ряде статей Кон-ституции РФ, а также в БК РФ, других правовых актах, в част-ности, в принимаемых ежегодно федеральных законах о феде-ральном бюджете, в указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ. Статья 7 БК РФ содержит перечень полно-мочий, входящих в компетенцию органов государственной вла-сти РФ в области регулирования бюджетных отношений. Они конкретизируются в других соответствующих нормах Кодекса. В основном, в компетенцию Российской Федерации входят сле-дующие бюджетные полномочия.

1. Право регулировать бюджетные отношения на территории страны в целом. Федеральное законодательство содержит дей-ствующие на всей территории России нормы о бюджетном уст-ройстве и бюджетном процессе, бюджетной классификации (группировке доходов и расходов бюджетов всех уровней), об организации бюджетной отчетности и др.

2. Право на самостоятельный федералъный бюджет.

3. Право устанавливать налоги, сборы, неналоговые источ-ники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. При этом в непосредственном ведении РФ находятся те налоги и сборы, которые отнесены к федеральным. В то же время уста-новление общих принципов налогообложения является предме-том совместного ведения РФ и субъектов Федерации.