logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 3. Финансовое право как отрасль российского права____123

регулирования; принципы федерализма, единства финансовой политики и денежной системы, равноправия субъектов РФ в области финансовой деятельности, самостоятельности органов местного самоуправления; распределение функций в области финансовой деятельности на основе разделения законодатель-ной (представительной) и исполнительной властей; участие граждан РФ в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления; принципы плановости и законности. Основное содержание названных принципов определяется Консти-туцией РФ, как ее общими положениями, так и специально относящимися к финансовой деятельности государства, конк-ретизированными в нормах финансового права.

Принцип приоритета публичных интересов в правовом регули-ровании общественных отношений, возникающих в области финансовой деятельности государства и муниципальных обра-зований, предполагает использование финансово-правовых ин-ститутов в целях государственного регулирования экономики, исходя из общезначимых задач общества. Вместе с тем данный принцип не противоречит частным интересам личности, напро-тив, последовательная реализация его позитивно отражается на них. Особенно это подтверждается принципом социалъной на-правленности финансово-правовогорегулирования, что вытекает из положений Конституции РФ, характеризующих Российскую Федерацию как социальное государство, призванное обеспечить достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7). Хотя на настоящем этапе реализация названного принципа предстает неблизкой перспективой, определение такого направления в развитии финансового права имеет существенное значение.

Принцип федершшзма предполагает направленность финан-сово-правового регулирования на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов Федерации, на обеспечение финансовыми ресурсами, необходимыми как при выполнении Функций, имеющих значение для Федерации в целом, так и для Жизнедеятельности и самостоятельности субъектов Федерации (ст. 71—73, 76 Конституции РФ). Совершенствование принципа Федерализма в финансовых отношениях относится к числу пер-востепенных задач Российского государства.

Единство финансовой политики и денежной системы. Соглас-но финансово-правовым нормам самостоятельность субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной

Финансовой политики, а также установленных совместно об-

124

Учебник: Краткий курс. Общая часть

щих принципов налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налого-обложения и сборов, а также перечень налогов, взимаемых в стране, устанавливаются федеральным законодательством. В нем же закреплено единство бюджетной системы, единый по-рядок финансирования бюджетных расходов и т. д.

Единство финансовой политики является необходимым ус-ловием гарантированного Конституцией РФ единства экономи-ческого пространства в Российской Федерации, свободного пе-ремещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой политики требует также единой денежной системы в стране (ст. 75 Конституции РФ).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой дея-тельности определяется ст. 5 Конституции РФ. На все субъекты Федерации в равной мере распространяется федеральное фи-нансовое законодательство. Вне пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из субъектов Феде-рации осуществляет собственное правовое регулирование фи-нансовых отношений и самостоятельную финансовую деятель-ность, утверждает бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятелъностъ финансовой деятелъности органов мест-ного самоуправления гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта Федера-

ции.

Социалъная направленностъ финансовой деятелъности в Рос-сийской Федерации вытекает из положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как социальное госу-дарство (ст. 7). Для реализации этой установки требуется сосре-доточение в распоряжении государства необходимых финансо-вых ресурсов и распределение их на соответствующие цели, т. е. финансовая деятельность определенной целенаправленности.

Распределение функций в области финансовой деятельности осуществляется на основе разделения законодателъной (предста-вителъной) и исполнителъной власти, Конституция РФ, исходя из этого принципа, определяет полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так, Государственная Дума принимает законы по вопросам феде-рального бюджета, федеральных налогов и сборов, финансово-го, валютного, кредитного регулирования, денежной эмиссий (ст. 105, 106). К полномочиям Правительства относятся разра-