logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 24. Основы валютного регулирования и валютного контроля 411

6. Регулирование порядка открытия резидентами счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской федерации. Отметим, что ст. 12 Федерального закона «О валют-ном регулировании и валютном контроле», регулирующая дан-ные правоотношения, вступает в силу по истечении одного года со дня вступления в силу указанного Закона (т. е. с 18 июня 2005 г.). Законом предусматривается, что резиденты открывают без ограничений счета (вклады) в иностранной валюте в банках, расположенных на территориях иностранных государств, явля-ющихся членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) или Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). Юридические лица — резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные опе-рации со средствами, зачисленными на счета (во вклады), от-крытые в банках за пределами территории РФ, за исключением валютных операций между резидентами, а физические лица — валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории России, с использованием средств, зачисленных в соответствии с Законом на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории РФ. Зако-ном устанавливаются требования о предоставлении резидента-ми (юридическими и физическими лицами) определенных све-дений налоговым органам в порядке, устанавливаемом Прави-тельством РФ по согласованию с Центральным банком РФ.

7. Определение порядка функционирования счетов (вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ. Нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномо-ченных банках. Расчеты при осуществлении валютных операций физическими лицами-резидентами производятся через банковс-кие счета в уполномоченных банках, за исключением следующих валютных огтераций: а) передачи физическим лицом-резиден-том валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъек-ту РФ и (или) муниципальному образованию; б) дарения валют-ных ценностей супругу и близким родственникам; в) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования; г) приобретения и отчуждения физическим лицом — резиден-том в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет; д) перевода физическим лицом — резидентом из Рос-сийской Федерации и в Росеийскую Федерацию без открытия банковских счетов, осуществляемого в установленном Цент-

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

ральным банком РФ порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, атакже почтового перево-да; е) покупки у уполномоченного банка или продажи уполно-мочевдюму банку физическим лицом — резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иноет-ранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами тер-,ритории РФ наличной иностранной валюты.

8. Регламентирование ввоза в Российскую Федерацию и вы-воза из Российской Федерации валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг. Законом установлено, что ввоз в Российскую Федерацию иностранной валюты и внешних цен-ных бумаг в документарной форме осуществляется резидентами и нерезидентами без ограничений при соблюдении требований таможенного законодательства РФ. Физические лица — рези-денты и нерезиденты имеют право единовременно (без каких-либо документов, подтверждающих ее происхождение) выво-зить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте до 10 тыс. долларов США. При единовременном вывозе из России физическими лицами — ре-зидентами и физическими лицами — нерезидентами наличной иностранной валюты в сумме, равной в эквиваленте до 3000 дол-ларов СШД, вывозимая наличная иностранная валюта не под-лежит декларированию таможенному органу.

9. До 1 января 2007 г. в Российской Федерации отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являют-ся также порядок резервирования (ст. 16 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле») и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обяза-тельства. Порядок резервирования и возврата суммы резервиро-вания устанавливается в настоящее время Банком России. Пе-речень способов, которые могут быть использованы в качестве обеспечения исполнения обязательства нерезидента перед рези-дентом, закреплен ст. 17 указанного Закона.