logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 12. Система и основы правового регулирования доходов 243

ходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов);

административные платежи и сборы (исполнительский сбор; сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за вы-полнение определенных функций);

штрафные санкции, возмещение ущерба (поступления за вы-пуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен, за нецелевое использование бюджет-ных средств; административные штрафы; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче мате-риальных ценностей, и др.);

доходы от внешнеэкономической деятельности (поступления средств от централизованного экепорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности; оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств; таможенные пошлины и сборы и др.).

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федераль-ные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов имеются платежи (сборы, пошли-ны, платежи за пользование природными ресурсами и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему, подконтрольность налоговым или в соответствующих случаях таможенным орга-нам). Но они существенно отличаются от налогов свойствен-ным им возмездным характером. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление — обязанностъ упла-тить их возникает только в связи с обращением к государствен-ным или муниципальным органам за определенной услугой (ре-гистрацией места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на опреде-ленную деятельность и т. п.).

Учитывая сходство данных платежей с налогами, законода-тельство объединило их в единую систему платежей, названную НК РФ системой налогов и сборов (гл. 2). Такой же подход принят и в Федеральном законе «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Все большее значение приобретает привлечение в распоря-жение государства и муниципальных образований средств на

договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муни-ципалъного кредыта, в том числе государственным и муници-пальным займам (гл. 14 БК РФ).

Также на добровольных началах государство и муниципаль-ные образования привлекают средства путем проведения лоте-рей. Лотерея — форма добровольного привлечения средств на-селения путем продажи лотерейных билетов, при которой часть привлеченных средств разыгрывается в виде денежных или ве-щевых выигрышей и выплачивается владельцам выигравших билетов. Порядок организации и проведения лотерей урегули-рован Федеральным законом от 13 ноября 2003 г. «О лотереях»1. До этого Закона действовали подзаконные акты временного характера. Согласно названному Закону лотерея -— это игра, которая проводытся в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фон-да лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. В зависимости от территории их проведе-ния лотереи могут быть международными, всероссийскими, региональными и муниципальными. В зависимости от органи-затора лотереи подразделяются на государственные и негосу-дарственные.

Поскольку лотерейная деятельность связана с получением доходов и распределением их между организаторами лотерей, государством (или муниципальными образованиями) и приоб-ретателями лотерейных билетов, а также затрагивает права и законные интересы граждан, осуществляется государственное регулирование этой деятельности. Государственное регулирова-ние в данном случае включает в себя: выдачу разрешений упол-номоченным органом государственной власти или местного са-Моуправления, ведение реестра лотерей, контроль за их прове-Дением, в том числе за целевым исполъзованием выручки от проведения лотерей. Кроме того, федеральными правовыми актами устанавливаются формы и сроки предоставления отчет-ности о лотереях, обязательные нормативы лотереи, порядок налогообложения организаторов и участников лотерей.

К обязательным нормативам лотереи относятся: а) размер призового фонда лотереи по отношению к выручке от проведе-ния лотереи должен составлять не менее 50%, но не более 80%;

1 СЗ РФ. 2003. № 46. Ст. 4434.

244

245

Учебник: Краткий курс. Особенная часть