logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

§ 2. Налоговое право Российской Федерации и его источники

Общественные отношения, возникающие в связи с установ-лением и взиманием налогов, регулируются нормами финансо-вого права, которые в своей совокупности представляют одно из его подразделений (или подотраслей) — налоговое право. Эти отношения являются предметом налогового права.

Таким образом, налоговое право это совокупностъ финансо-во-правовых норм, регулирующих общественные отношения по ус-тановлению и взиманию налогов с организацый и физцческих лиц, зачисляемых в бюджетную систему и в предусмотренных случа-ях — внебюджетные государственные целевые фонды.

Налоговому праву свойственны все принципы финансового права в целом как его подотрасли. Вместе с тем налоговое право характеризуется и присущими именно ему специфическими принципами. Существенное значение для развития налогового права имеет закрепление его принципов в НК РФ в качестве основных начал законодательства о налогах и сборах (ст. 3). Они исходят из конституционных положений о правах человека и гражданина, принципах рыночных экономических отношений, государственной целостности Российской Федерации, разгра-

ничении полномочий между органами государственной власти федерации, ее субъектов и органов местного самоуправления. Ктаким принципам, впервые обобщенно сформулированным в российском законодательстве, относятся следующие: 1) обязан-ность каждого лица уплачивать только законно установленные налоги и сборы, основанные на признании всеобщности и ра-венства налогообложения при учете фактической способности налогоплательщика к уплате налогов; 2) тдопустимость диск-риминационного характера налогообложения и различного его применения, исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев, а также установления дифференци-рованных ставок налогов и сборов в зависимости от формы соб-ственности, гражданства физических лиц или места происхож-дения капитала; 3) недопустимость произволъных налогов и сбо-ров, не имеющих экономического основания и препятствующих реализации гражданами своих конституционных прав; 4) недо-пустимость установления налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ\ 5) приоритетностъ НК РФ в установлении, изменении и отмене налогов и сборов всех уров-ней; 6) необходимость формулирования законодательства таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком размере он должен платить; 7) толкование всех со-мнений, противоречий и неясностей законодательства о нало-гах и сборах в пользу налогоплателыцика (плателыцика сбора); 8) необходимость четкого определения круга налогоплательщи-ков (плательщиков сборов) и всех элементов налогообложения при установлении налогов и сборов. Согласно ст. 17 НК РФ к названным элементам относятся: объект налогообложения, на-логовая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок ис-числения налога, порядок и сроки уплаты налога. Только при со-блюдении этих условий налог считается установленным.

В необходимых случаях при установлении налога в норматив-ном правовом акте могут предусматриваться налоговые лъготы и основания для использования их налогоплательщиком. Льготы по налогам и сборам — это предоставляемые отдельным кате-гориям плательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими плателыциками, включая возможность полного или частичного освобождения от данного платежа. Льготы не могут носить ин-дивидуального характера. По федеральным налогам они устанав-ливаются федеральным законодательством.

252

253

Учебник: Краткий курс. Особенная часть