logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 12. Система и основы правового регулирования доходов 239

этим правовая основа образования государственных и местных доходов помимо законодательства РФ включает и правовые акты государственных органов субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Исходной основой всех этих нормативных актов служит Конституция РФ.

Источники и выды государственных доходов, а также значение каждого из них зависят от экономической системы страны. Основополагающими для формирования состава государствен-ных и местных доходов выступают нормы Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантий собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производ-стве, ведения собственного хозяйства, получения иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству.

Составляя единую систему, государственные и местные до-ходы классифицируются по группам. Так, классификация дохо-дов государства по социалъно-экономическому признаку дает наи-более полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности по-следних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства и муниципаль-ных образований можно выделить поступления: а) от государ-ственного или муниципального хозяйства, образующиеся глав-ным образом в результате производственной деятельности госу-дарственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (при этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий); б) от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, дей-ствующих на территории РФ; в) от личных доходов граждан.

По территориалъному уровню доходы подразделяются на фе-деральные; региональные (субъектов Федерации); местные (му-ниципальных образований).

В зависимости от юридических особенностей и юридической формы государства и муниципальных образований выделяются налоговые и неналоговые доходы. Налогам свойственны призна-ки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юри-дической форме, регулярности поступления от определенного налогооблагаемого объекта. Они имеют решающее значение в

формировании доходов бюджетной системы РФ. Близкими к ним по форме являются сборы (ст. 8 НК РФ). При всей много-численности налогов более разнообразными по формам и мето-дам взимания являются неналоговые платежи и поступления.

По методам аккумуляции среди доходов государства и муни-ципальных образований выделяются обязательные и доброволь-ные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т. д. На добро-вольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, зай-мов, выпуска акций, использования пожертвоваНий и т. д.

С учетом отношений собственности можно говорить о дохо-дах государства и муниципальных образований в собственном смысле слова (собственные доходы) и о финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату (за-емные средства). Полученные таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства и муници-пальных образований в собственном смысле слова. Тем не ме-нее им принадлежит важная роль. Они способствуют снятию напряженности в финансовом положении государства или му-ниципального образования при недостаточности поступления их собственных доходов, а также более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание по-требностей общества.

Учитывая порядок образования и исполъзования государствен-ных и муниципальных (местных) доходов, их можно разделить на две группы: централизованные и децентрализованные дохо-ды. Децентрализованные государственные (й местные) доходы — это доходы государственных (и муниципальных) предприятий, других организаций, которые после уплаты налогов и выполне-ния других обязательств остаются в их непосредственном распо-ряжении и используются ими самостоятельно на производствен-ные и социальные нужды. Главным образом это часть прибыли предприятий. К централизованным (в разных территориальных масштабах) относятся доходы, сосредоточенные в государствен-Ных и местных бюджетах и таких же внебюджетных фондах. Именно эти доходы законодательство (ГК РФ) относит к госу-дарственной казне РФ и субъектов РФ, муниципальной казне,

240

Учебник: Краткий курс. Особенная часть

отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями, другими организациями.

Доходные источники государственных и местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующий период времени потребности общества для финансирования намеченных программ. БК РФ (ст. 28) отразил эту особенность, закрепив в качестве принципа бюджетной си-стемы общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов. Однако некоторые платежи могут составлять исключение, что специ-ально закрепляется законодательством, определяющим их целе-вое назначение. Например, государственные социальные вне-бюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд государственного социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет специально для них предназначенного платежа — еди-ного социального налога.

Таким образом, понятие государственных и муниципальных доходов может рассматриваться в широком смысле слова, охва-тывая доходы бюджетной системы и внебюджетных государ-ственных и муниципальных фондов, а также доходы государ-ственных и муниципальных предприятий, остающиеся в их рас-поряжении.

Возможно применение этого понятия и в узком смысле — как доходов, входящих в государственную и муниципальную казну, т. е. подлежащих зачислению в бюджетную систему и государ-етвенные, муниципальные внебюджетные фонды.

Система государственных и муниципальных доходов РФ и регулирующее ее законодательство находятся в сложном про-цессе становления, обусловленном экономическими и полити-ческими переменами в стране.