logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

§ 2. Единый социальный налог

как источник формирования государственных

социальных внебюджетных фондов

Единый социальный налог (ЕСН) в качестве источника фор-мирования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй НК РФ, т. е. с 1 января 2001 г. ЕСН является федеральным нало-гом, поэтому применяется на всей территории России. С 1 янва-ря 2002 г. он зачисляется в определенных законом долях в феде-ральный бюджет и два внебюджетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного меди-цинского страхования в Российской Федерации). ЕСН не изме-няет способа формирования и использования средств внебюд-жетных фондов. Они продолжают формироваться страховым ме-тодом. Зачисление указанного налога (его доли) с 1 января 2001 г. в федеральный бюджет вместо Пенсионного фонда РФ не сни-жает степени гарантированности прав граждан на пенсионное обеспечение, так как государство субсидиарно отвечает по долгам

Пенсионного фонда. Кроме того, страховые взносы в Пенсион-ный фонд РФ также находятся под контролем налоговых орга-нов. Фонды же сохраняют за собой функции учета средств от страховых взносов, а также функции оперативного расходования средств на цели государственного пенсионного, социального и медицинского страхования. Введение ЕСН было направлено на упрощение механизма его собирания, унификацию базы налого-обложения, сокращение количества проверяющих органов, едино-образие финансовых санкций и повышение защищенности налого-плательщиков. ЕСН в соответствии со ст. 234 НК РФ (действует до 1 января 2005 г.) является целевым. Основное его предназначе-ние — это мобилизация средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхова-ние) и медицинскую помощь.

Налогоплателыцики подразделяются на две группы, причем первая группа состоит из трех видов плателыциков ЕСН, а вто-рая — только из двух. К первой группе, которая обобщенно называется законодателем «лица, производящие выплаты физи-ческим лицам» (ранее они обозначались коротко как «работода-тели»), относятся: а) организации; б) индивидуальные предпри-ниматели; в) физические лица, не признаваемые индивидуаль-ными предпринимателями.

Вторая группа налогоплателыциков в действующей редакции статьи не имеет обобщенного наименования (ранее она имено-валась «не работодатели»). Эта группа включает две самостоя-тельные категории налогоплателыдиков: индивидуальные пред-приниматели и адвокаты. Для каждой из групп налогоплатель-щиков установлены свои особенности уплаты и исчисления ЕСН. То, что и в первую, и во вторую группу включены инди-видуальные предприниматели, вовсе не свидетельствует о их якобы двойном обложении данньш налогом. В данном случае речь идет о разных основаниях налогообложения (ч. 2 ст. 235): в первом случае они уплачивают налог за работающих у них других лиц (по трудовым, гражданско-правовым договорам и др.), а во втором — ЕСН уплачивается ими со своих личных доходов, получаемых от осуществляемой предпринимательской деятельности, т. е. за себя. Причем, если во втором случае пред-приниматель может иметь льготы (например, если является ин-валидом), то в первом случае, производя выплаты другим физи-ческим лицам, организациям или индивидуальным предприни-мателям, он таких льгот не имеет.

323

Учебник: Краткий курс. Особенная часть