logo search
Учебник Финансовое право-Химичева-2004г

Глава 18. Правовые основы государственного кредита 341

вый год. При этом обязательно осуществляется разбивка долга по формам обеспечения обязательств.

Законодатель установил правила, ограничивающие случаи осуществления государственных и муниципальных заимствова-ний (ст. 111, 112 БК РФ). При этом предельный объем расхрдов на обслуживание госдолга субъекта РФ или муниципального долга, утвержденный законом (решением) о бюджете еоответ-ствующего уровня, не должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.

Государство обладает достаточной полнотой прав по управ-лению государственным и муниципальным внутренним долгом, формирующимся в результате заемных операций. Управление госдолгом РФ возложено на Правительство "Р'Ф (ст. 101 БК РФ). Кроме того, учитывая, что конкретные мероприятий по управ-лению долгом РФ осуществляет Минфин России, БК РФ (ст. 165) закрепляет в составе полномочий Минфина в бюджет-ном процессе полномочие на осуществление «в порядке, уста-новленном Правительством РФ, управления государственным долгом РФ». Управление госдолгом субъекта РФ осуществляет-ся органом исполнительной власти субъекта РФ, а муниципаль-ным долгом — уполномоченным органом местного самоуправ-ления. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 4 марта 1997 г. «О единой системе управления государственным долгом Российской Федерации»1 в Министерстве финансов РФ создана единая система управления государственным долгом РФ для обеспечения снижения стоимости обслуживания государ-ственных заимствований.

Среди мероприятий по управленик!) государственным (му-ниципальным) долгом наиболее распространенными в миро-вой практике являются: рефинансирование, конверсия, консо-лидация, унификация и некоторые другие. Рефинансирование, т. е. выпуск новых займов в целях покрытия ранее выпущен-ных долговых обязательств, используется обычно при недоста-точности средств централизованного денежного фонда (бюд-жета). Например, в связи с кризисной ситуацией 17 августа 1998 г. государственные краткосрочные обязательства по согла-сованию с их владельцами подлежат обмену на облигации феде-рального займа с постоянным купонным доходом с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.). Конверсия займа заклю-

СЗ РФ. 1997. № 10. С-Г. 1184.

342

343

Учебник: Краткий курс. Особенная часть