logo
rynok_cen_bum

Регистры внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг

Регистры внутреннего учета профессиональных участников рынка ценных бумаг составляют основу работы по организации и функционированию учета и внутренней отчетности.

Профессиональный участник, осуществляющий, например, бро­керскую деятельность или деятельность по управлению ценными бу­магами, обязан постоянно вести следующие регистры внутреннего учета:

Регистры внутреннего учета и отчетности представлены на рис. 4.4.

Рис. 4.4. Схема организации внутреннего умета и отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Регистры внутреннего учета, представленные на схеме, предусматривают формирование полной и достоверной информации о сделках с ценными бумагами. Причем особое внимание привлекает регистр учета ценных бумаг, который аккумулирует информацию регистров лицевого учета и оборотов операций с ценными бумагами самого про­фессионального участника рынка ценных бумаг и регистра учета сде­лок клиентов. Информация данных регистров впоследствии концент­рируется в регистре сводных итогов. Информация в регистры заносит­ся в хронологическом порядке.

Требования к оформлению учетных регистров

В правилах ведения внутреннего учета профессиональных участ­ников должны содержаться конкретные требования к оформлению учетных регистров, не противоречащие установкам, выработанным саморегулируемыми организациями и государственными органами управления. Профессиональный участник вправе вести регистры внутреннего учета без указания имен (наименований) клиентов. Од­нако при этом каждому клиенту должен быть присвоен свой уникаль­ный код.

В регистры учета сделок вносится информация обо всех сделках с ценными бумагами, поступлении и выплате денежных средств в тече­ние рабочего дня. Регистры должны содержать следующую информа­цию: дату сделки, место совершения сделки, номер поручения клиен­та, вид сделки (покупка-продажа, иной вид сделки), номер и дату договора, номера корреспондирующих счетов, наименование эмитен­та, вид и количество ценных бумаг, цену одной ценной бумаги, сумму вознаграждения профессионального участника, сумму иных расходов, связанных с совершением сделки, итоговую сумму сделки.

Регистры учета расчетов предназначены для обобщения инфор­мации о расчетах по операциям с клиентами. Регистры ведутся в раз­резе аналитических счетов учета расчетов как по денежным средствам, так и по ценным бумагам, по каждому клиенту. Регистры учета расче­тов должны содержать информацию о неисполненных обязательствах, в том числе о дате возникновения и дате исполнения обязательства.

Регистры учета ценных бумаг ведутся в форме регистров учета государственных краткосрочных бескупонных облигаций (ГКО), об­лигаций федерального займа (ОФЗ) и регистров учета иных ценных бумаг.

Кредитные организации ведут регистры учета ГКО и ОФЗ в соот­ветствии с порядком, установленным Центральным банком Российской Федерации, а регистры учета иных ценных бумаг — в соответст­вии с требованиями по ведению учетных регистров и составлению внутренней отчетности, разработанными саморегулируемыми организациями.

Профессиональные участники, не являющиеся кредитными орга­низациями, ведут регистры учета ценных бумаг в соответствии с тре­бованиями по ведению учетных регистров и составлению внутренней отчетности, установленными саморегулируемыми организациями.

Таким образом, для ведения регистров учета ценных бумаг установлены формы регистров учета государственных ценных бумаг и регистров учета корпоративных ценных бумаг. Характерно, что кредитные организации в этом отношении подчиняются требованиям разработанным Банком России и саморегулируемыми организациями, а некредитные организации — только требованиям, установленным саморегулируемыми организациями.

Структура регистров учета ценных бумаг

Структура регистров учета ценных бумаг своеобразна. Если реги­стры учета сделок и регистры учета расчетов представляют собой как бы единый документ, то регистры учета ценных бумаг состоят из не­скольких видов. Регистры учета ценных бумаг (рис. 4.5) подразделя­ются на:

Рис. 4.5. Структура регистров учета ценных бумаг

Структура регистров учета ценных бумаг проста и наглядна. Рассмотрим каждый из них подробнее.

Регистры лицевого учета и оборотов ведутся с целью отражения операций с собственными ценными бумагами профессионального участника. Для учета государственных ценных бумаг, с которыми совершается сделка, регистры лицевого учета ведутся по каждому выпуску. Для учета других ценных бумаг регистры ведутся по каждому эмитенту.

Регистры лицевого учета и оборотов должны содержать следую­щую информацию: дату совершения сделки, данные об остатке ценных бумаг на начало рабочего дня, данные о сделках по покупке ценных бумаг за день, данные о сделках по продаже ценных бумаг за день, итоги оборотов, так называемые валовые результаты по покупке и продаже ценных бумаг за день, остаток ценных бумаг на конец рабо­чего дня. Учет движения денежных средств позволяет выявить финан­совый результат каждой сделки и определить эффективность выпол­няемых операций по управлению ценными бумагами.

Регистры учета сделок клиентов предназначены для отражения информации о сделках, совершенных профессиональным участником за счет и по поручению клиентов, и должны содержать следующую информацию: дату совершения сделки, данные о сделках, совершен­ных по поручению клиентов с указанием номера поручения клиента, количества проданных или купленных ценных бумаг, цены проданных или купленных ценных бумаг, а также размера вознаграждения, взи­маемого с клиента, итоги расчетов по сделкам, совершенным за счет и по поручению клиентов, которые затем переносятся в регистры учета расчетов.

Регистры сводных итогов заполняются на основании данных реги­стров лицевого учета и оборотов по сделкам с ценными бумагами и регистров учета сделок клиентов.

Отметим характерные особенности рассматриваемых регистров. Их объединяет наличие таких показателей, как, например, дата состав­ления документа, вид сделки и срок его хранения. Общим для реги­стров учета сделок и регистров учета расчетов является присутствие следующих показателей: количество ценных бумаг, участвующих в сделке, номер и дата поручения клиента, сумма вознаграждения про­фессионального участника рынка ценных бумаг.

Отличительных особенностей гораздо больше. Характерными по­казателями для регистров лицевого учета и оборотов операций с цен­ными бумагами кроме названных ранее показателей следует отметить величину остатка ценных бумаг на начало и конец рабочего дня и итоговый показатель оборотов за весь рабочий день. Для регистров учета сделок обязательным является присутствие номера корреспон­дентских счетов клиентов наряду с такими показателями, как дата, вид сделки, количество и цена исполнения по ценным бумагам, номер Дата поручения клиентов и сумма вознаграждения профессионального участника — характерных реквизитов для регистров учета расчетов.

Элементы организационной структуры профессиональных участников

В организационной структуре профессиональных участников не­обходимо присутствие подразделений, которые связаны с процессом исполнения и учета сделок с ценными бумагами и отвечали за этот участок работы. К таким подразделениям относятся:

Фронт-офис включает в себя торговые подразделения компа­нии — торговый отдел (дилинг), отдел портфельного менеджмента, отделы работы с индивидуальными и институциональными клиента­ми, главной задачей которых является заключение сделок с ценными бумагами от имени компании и по поручению ее клиентов. При этом фронт-офис фактически отделен от расчетных, учетных и отчетных функций, которые выполняют бэк-офис и бухгалтерия.

Бэк-офис ведет управленческий учет для внутренних целей компа­нии.

Бухгалтерия осуществляет учет операций с ценными бумагами в рамках плана счетов российского бухгалтерского учета.

Бэк-офис и бухгалтерия выполняют учет операций с ценными бу­магами параллельно и независимо друг от друга. Вместе с тем, несо­мненно, бэк-офис и бухгалтерия взаимодействуют друг с другом, на­пример, в управлении банковским счетом фирмы и в периодической сверке остатков по определенным счетам двух учетных систем.

Структура бэк-офиса определяется размерами компании, содер­жанием и объемом операций. Как правило, небольшие компании могут иметь бэк-офис, не полностью формально обособленный от бух­галтерии. Тем не менее функции фронт-офиса и бэк-офиса должны быть четко разделены. Достаточно крупные компании могут найти полезным разделение самого бэк-офиса на функциональные группы, отвечающие за определенные направления работы или за конкретные регистры внутреннего учета.

Отчетность профессиональных участников рынка ценных бумаг

Профессиональные участники обязаны представлять отчет клиен­там, не являющимся брокерами, дилерами или управляющими ценны­ми бумагами. Основные требования к форме отчета содержатся в пра­вилах внутреннего учета операций профессионального участника.

Отчет клиента включает в себя следующую информацию:

Отчет представляется каждому клиенту профессионального участника при условии ненулевого сальдо на счете расчетов с данным клиентом с соблюдением следующей периодичности:

Конкретные сроки представления отчетности клиенту могут быть установлены в договоре.

Не позднее конца рабочего дня, следующего за днем совершения сделки, профессиональный участник должен представить клиенту эк­земпляр распорядительной записки. Если профессиональный участ­ник является номинальным держателем ценных бумаг, то он представ­ляет клиентам документы и информацию, полученную от эмитента ценных бумаг.

Профессиональный участник для получения достоверной инфор­мации о выполняемых операциях с ценными бумагами вынужден по­стоянно проводить сверку наличия ценных бумаг с записями реги­стров по их учету. С этой целью не реже одного раза в неделю профес­сиональные участники обязаны проверять наличие и количество до­кументарных ценных бумаг клиента, находящихся у него на хранении. Кроме того, сверяются ценные бумаги, учтенные на счете депо клиен­та, открытом профессиональным участником, с данными регистров внутреннего учета.

Не реже одного раза в квартал профессиональные участники обя­заны сверить данные учетных регистров с данными выписок из реестра, а также выписок со счетов депо в других депозитариях в отноше­нии ценных бумаг клиентов, находящихся на хранении у профессио­нального участника и (или) учтенных на открытых у него счетах депо.

По итогам проделанной работы составляется протокол сверки, который подписывается лицом, проводившим ее. В случае обнаружения Расхождений данных регистров внутреннего учета с результатами сверки в них на основании данных протокола должны быть сделаны исправительные записи. Исправительная запись должна содержать дату проведения сверки, имя и подпись лица, совершившего запись.

Контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники должны предоставлять в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг по соответствующе­му запросу учетные регистры и внутреннюю отчетность.

В случае выявления нарушений профессиональным участником требований по ведению внутреннего учета, составлению и представле­нию отчетности ФКЦБ вправе приостановить действие или аннули­ровать лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. После устранения обнаруженных недостатков деятельность профессиональных участников возобновляется и осу­ществляется с неукоснительным выполнением требований саморегу­лируемых организаций и государственных органов управления.

Выводы

Основным назначением фондового рынка является использование временно свободных денежных средств на инвестиционные цели. Вы­полнить это намерение инвесторам помогают профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры и доверительные управляющие, организации, выполняющие клиринговые операции и предоставляющие депозитарные услуги, реестродержатели и органи­заторы торговли на рынке ценных бумаг.

Для лиц, осуществляющих профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, установлены определенные требования к финан­сово-экономическому состоянию, а также квалификационные требо­вания к руководителям и специалистам этих организаций.

Фондовые биржи играют на рынке ценных бумаг исключительно важную системообразующую роль, концентрируя вокруг себя в той или иной мере все виды организаций, осуществляющих профессио­нальную деятельность на фондовом рынке.

Классифицировать биржи можно по различным критериям, среди которых основными приняты следующие:

по виду базового актива фондовые биржи можно разделить на торговые площадки, на которых осуществляется торговля:

по методу проведения торгов биржи подразделяются на голосовые и электронные;

по роли бирж в организации фондового рынка их можно подраз­делить на:

Фондовой биржей является организатор торговли на рынке цен­ных бумаг, созданный в форме некоммерческого партнерства и не совмещающий деятельность по организации торговли с иными вида­ми деятельности, за исключением депозитарной деятельности и дея­тельности по определению взаимных обязательств.

Не допускается сочетание деятельности в качестве фондовой биржи с деятельностью в качестве организатора внебиржевой торговли.

Фондовая биржа самостоятельно устанавливает процедуру вклю­чения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и делистинга.

Ценные бумаги могут быть включены в котировальный лист пер­вого и второго уровней. Они признаются соответствующими требова­ниям листинга после прохождения экспертизы.

Одной из наиболее важных характерных особенностей организа­тора торговли на рынке ценных бумаг является его ценообразующая функция.

Организатор торговли обязан утвердить внутренние правила кон­троля за правильностью и полнотой отражения сути договоров купли-продажи ценных бумаг в журналах и книгах участников торговли и создать специальное подразделение, обеспечивающее постоянный контроль за выполнением участниками торговли требований правил торговли.

Все виды деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основе лицензии, которая является своеобразным допуском на рынок ценных бумаг.

Серьезные требования предъявляются к организационно-правовой форме организаций, занимающихся деятельностью на рынке цен­ных бумаг, к величине их собственного капитала и способу его расчета, правилам совмещения профессиональной деятельности и уровню квалификации специалистов.

Целью организации учета на основе учетных регистров и внутренней отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг является формирование полной и достоверной информации о сделках с ценными бумагами. Основными принципами организации внутрен­него учета являются отражение всех операций с ценными бумагами в ведомостях внутреннего учета на день совершения операций, разделе­ние во внутреннем учете собственных денежных средств и ценных бумаг и денежных средств и ценных бумаг своих клиентов, предостав­ление регулярной отчетности клиентам.

В организационной структуре профессиональных участников не­обходимо присутствие подразделений, которые связаны с процессом исполнения и учета сделок с ценными бумагами и отвечают за этот участок работы. К таким подразделениям относятся торговый отдел (фронт-офис), бэк-офис и бухгалтерия.

Профессиональные участники обязаны периодически отчиты­ваться перед клиентами, а также представлять учетные регистры и внутреннюю отчетность по запросу Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг.