logo
ответы по маркетингу

69. Анкетирование самый распространенный метод исследований в маркетинге.

Одним из наиболее эфф. Орудий исследования явл. АНКЕТА – это не просто перечень вопросов,а весьма тонкий и гибкий инструмент,требующий внимательной проработки,а в процессе кот.необходимо опр.:

Обычно для составления анкеты требуется достаточно высокая квалификация. Самые распространенные ошибки, встречающиеся в анкетах — это формулирование таких вопросов, на которые трудно ответить или не хочется отвечать, либо отсутствие вопросов, на Которые следовало бы обязательно получить ответы. Составитель анкеты должен пользоваться простыми недвусмысленными словаМи, не содержащими наводящих элементов. Очень важно правильно устанавливать последовательность вопросов. Первый из вопрос°в должен пробудить интерес у опрашиваемого. Трудные или личвопросы следует ставить в конце анкеты.

Текст анкеты должен состоять из четырех блоков: преамбула паспортичка, «рыба» и детектор.

В преамбуле указывается цель исследования и кто его проводитподчеркивается анонимность опроса и, если необходимо, приводится инструкция по заполнению анкеты. При проведении личного анкетирования преамбула убирается; в этом случае интервьюе должен ее лично озвучить.

Паспортичкасостоит из вопросов, призванных охарактеризовать самого опрашиваемого. Обычно сюда включают вопросы о возрасте, поле, семейном положении, образовании, профессии, доходах и др. Паспортичку помещают либо в начале анкеты (после преамбулы), либо в самом конце.

Рыбой называется основная часть анкеты, которая включает в себя вопросы, ради которых и проводится исследование.

Детектор включает вопросы, призванные проверить внимательность заполнения анкеты, откровенность опрашиваемых, а также порядочность и профессионализм интервьюеров.

В случае если имеется полнейшее доверие между заказчиками, исследователями и интервьюерами, можно обходится без детектора.

Все великое многообразие вопросов, задаваемых в анкетах, можно разделить на два больших класса: закрытые и открытые.

Закрытые вопросы включают в себя все возможные варианты ответов или подсказок, из которых опрашиваемому необходимо выбрать тот, который более всего соответствует его мнению по рассматриваемой проблеме. В свою очередь, закрытые вопросы можно представить в виде трех типов: альтернативных, шкальных, смысловых.

Альтернативные вопросы очень просты в употреблении, их интерпретация достаточно однозначна и предполагает ответ типа «да» или «нет» либо по типу «нужное подчеркнуть».

Примеры.Сколько вам лет? — До 25, 26 — 45, 46 — 65, 65 и старше.

Открытые вопросы не содержат никаких подсказок и дают воз^ожность отвечать на них своими словами. Часто открытые вопросы Даютмного интересной и полезной информации, особенно на поисковом этапе исследования. В то же время открытые вопросы труднее интерпретировать и сводить в таблицы, чем закрытые вопросы.

Итак, решив вопрос разработки анкеты, исследователи рынка должны подумать о плане выборочного исследования, чтобы дать ответы на вопросы: кого именно опрашивать, какое количество людей следует опросить и каким образом проводить опрос? Иными словами, речь пойдет о единице выборки, размере и процедуре выборки.

Опрашивать можно граждан, представляющих различные группы населения, семьи или домохозяйства, отдельные фирмы и учреждения в лице их компетентных представителей, экспертов и т.д.