32.Коммуникационная политика банков. Основные направления.
Коммуникативная политика банка, являясь одним из инструментов маркетинга, приобретает особую актуальность в банковской сфере, и этот процесс связан с целым комплексом причин: обострением конкурентных отношений, вызванных падением доходности, снижением емкости финансового рынка, общим падением имиджа банков в результате кризиса банковской системы, необходимостью развития эффективной корпоративной культуры, отвечающей принципам открытости, прозрачности, что является непременным условием для интеграционных процессов.
Анализ коммуникативной ситуации банка должен включать: анализ макрофакторов внешней среды, анализ внутренних и внешних коммуникаций банка.
Анализ макрофакторов внешней среды – политических, экономический, культурных, технологических, социальных и др.; анализ коммуникаций между банками и государством; характер правового поля и его влияние на бизнес-коммуникации; характер налогового поля; анализ существующей культуры предпринимательства.
Анализ внешних коммуникаций банка: описание существующей культуры бизнес-коммуникаций, соответствие коммуникативной политики генеральным целям; основы позиции банка во внешней среде (лоббирование, обеспеченность финансовыми ресурсами, авторитет, монополия, марка); динамика корпоративного имиджа и его структура.
В ходе анализа внешних коммуникаций проводится диагностика коммерческих коммуникаций, которая включает: характеристику основных коммерческих элементов коммуникативного комплекса; идентификацию некоммерческих коммуникаций при продвижении продуктов; характеристику банковских продуктов банка, стадии жизни и использование коммуникативных средств при их продвижении; определение сервисного комплекса услуг банка; дистрибьюцию банковских продуктов и ценовую политику; позиционирование банка и описание марки банка; анализ потребителей, их потребностей, мотивации при выборе банковского продукта; тип рынка и его динамику (быстрорастущий новый рынок); анализ коммуникаций с партнерами, посредниками.
Механизм формирования коммерческой банковской рекламы можно представить в виде следующей последовательности:
1. Постановка стратегических целей.
Формирование данной коммуникации происходит под влиянием факторов, связанных с развитием марки, влиянием конкуренции и жизни конкретных банковских продуктов. Стратегические цели коммерческой рекламы в финансово-банковской сфере заключаются в создании и продвижении сильной марки, на фоне которой осуществляется продвижение продуктов.
2. Определение стратегических мишеней.
Стратегическими мишенями данной коммуникации могут быть реальная и потенциальная клиентура, партнеры по бизнесу, то есть коммерческая сеть или бизнес-среда.
По отношению к существующей коммерческой сети будет осуществляться интенсивная рекламная политика, по отношению к потенциальной клиентуре, которых хотят привлечь за счет прямых конкурентов, будет реализовываться конкурентная рекламная политика, по отношению к новым клиентам, еще не являющимся потребителями банковских продуктов, будет применяться экстенсивная рекламная политика.
3. Определение творческой концепции.
Коммерческая реклама может быть классифицирована на рекламу марки и рекламу продуктов. В основе творческой концепции коммерческой рекламы должно быть позиционирование марки, которое определяется стратегическим маркетингом.
Стратегическая цель данной коммуникации заключается в продвижении марки через оптимальное сочетание данных коммуникаций для обеспечения синергетического эффекта.
Товарная реклама, в основе которой продвижение определенного продукта потребителю, тесно связанная с жизнью конкретных банковских продуктов, будет эффективной, если она развивается на фоне интенсивного развития марочной рекламы, которая ставит своей целью продвигать не только весь комплекс банковских продуктов, но и комплекс коммерческих коммуникаций.
При продвижении конкретной услуги необходимо разработать рекламную кампанию, ключевой творческой идеей которой должно быть позиционирование услуги и ее имидж, в соответствии с чем будет определяться содержание рекламного сообщения и его передача субъектам коммуникативного процесса.
Цели подобной рекламной кампании будут заключаться в том, информировать или повысить уровень знания потребителя о банковском продукте, дать образ продукту, то есть сформировать психологическое или символическое представление о продукте и повлиять на субъекты коммуникации таким образом, чтобы заставить их действовать – потреблять рекламируемый продукт.
4. Выделение ресурсов.
Реклама марки является долгосрочной коммуникацией, в связи с чем расходы на данную коммуникацию должны быть рассчитаны на долгосрочный период и определены стратегическим маркетингом.
5. Программа рекламы.
Программа рекламы должна содержать:
· конкретные рекламные цели;
· конкретные коммуникативные мишени;
· объект продвижения (продукт, марка);
· сообщения для субъектов данной коммуникации, разработанные на основе творческой концепции, частоту их воздействия на целевую аудиторию, выбор коммуникативных каналов (концепцию СМИ, в которой определена последовательность использования СМИ и необходимые материальные носители рекламы (рекламные щиты, листовки, письма и т.д.) и прогнозирование ответной реакции. Определение поддержки со стороны других бизнес-коммуникаций;
· определение последовательности реализации рекламных мероприятий во времени.
- Примерные вопросы к экзамену по дисциплине «Маркетинг» для студентов 3 курса по специальности 080108 «Банковское дело»
- 1.Предмет, содержание и задачи курса дисциплины маркетинг.
- 2.Банковский маркетинг. Предмет, субъекты и объекты банковского маркетинга.
- 3.История возникновения и концепция развития маркетинга.
- 4.Цели и истинные цели системы маркетинга.
- 5.Маркетинг, как система деятельности на рынке.
- 6.Маркетинговая среда. Характеристика основных элементов маркетинговой
- 7.Функции маркетинга и их характеристика.
- 8.Разработка комплекса маркетинга.
- 9.Система маркетинговых исследований. Основные цели и направления.
- 10.Принципы организации маркетинга.
- 11.Схема маркетинговых исследований.
- 12.Первичная информация, отбор источников информации.
- 13.Анкетирование. Процесс составления и анализ анкеты. Организация опроса.
- 14.Составление планов выборки и способы связи с аудиторией.
- 15.Проблема сбора информации и анализ собранной информации.
- 16.Товар в системе маркетинга, классификация товара.
- 17.Жизненный цикл товара. Сравнительная характеристика этапов жцт.
- 18.Методы разработки новых товаров.
- 19.Форма жизненного цикла товаров.
- 20.Товарный знак и его сущность.
- 21.Цена, как категория рыночного хозяйства. Функции и виды цен.
- 22.Политика ценообразования. Задачи ценообразования.
- 23.Стратегия ценообразования. Факторы, определяющие ценовую стратегию.
- 24.Методы ценообразования на новый товар
- 2.Цена проникновения на рынок
- 3.Психологическая
- 25.Банковская стратегия ценообразования.
- 26.Цели и методы банковских стратегий ценообразования.
- 27.Методы распространения товаров. Типы каналов распространения.
- 28.Виды системы доставки банковских продуктов для потребителя.
- 29.Понятие и виды конкуренции.
- 30.Конкуренция и методы конкурентной борьбы.
- 31.Коммуникационная политика. Основные направления и сущность рекламы.
- 32.Коммуникационная политика банков. Основные направления.
- 33.Понятие и сущность рекламы, виды рекламы.
- 34.Рекламная деятельность банков. Организация рекламной компании.
- 35.Средства банковской рекламы. Составление рекламного объявления
- 36.Сбытовая политика, основные направления, товарные посредники.
- 37.Стимулирование сбыта банковских продуктов. Основные методы и средства
- 38.Пиар и пропаганда в банковской деятельности.
- 39.Роль связи с общественностью. Развитие системы личных продаж.
- 40.Планирование маркетинговой деятельности банка.
- 41.Организация маркетинговой деятельности банка.
- 42.Стратегическое маркетинговое планирование.
- 43.Виды маркетинговых стратегий и их характеристика.
- 44.Маркетинг как сфера маркетинговой деятельности.
- 45.Понятие банковского продукта. Структура ассортимента банковских услуг
- Структура ас-та прод-ции
- 46.Планирование комплекса маркетинга для банка.
- 47.Макросреда банка. Характеристика социально-экономического фактора,
- 48.Коммуникационная стратегия банка.
- 49.Понятие рынка банковских услуг. Рыночные показатели.
- 50.Поведение покупателей на рынке. Факторы, влияющие на поведение
- 51.Методика опросов потребителей по выявлению потребностей. Анализ
- 52. Маркетинговые мероприятия на этапах жцт.
- 53. Орудие маркетинговых исследований, использование и характеристика.
- 54. Товарная марка. Преимущества и недостатки использования марок.
- 55. Процесс принятия решения о покупке, мотивация покупателя.
- 56. Сегментация рынка. Объекты и критерии рыночной сегментации.
- 57. Оценка правильности сегментации рынка.
- 58. Процесс сегментации. Основные этапы.
- 59. Методы сегментации рынка, типология потребителей.
- 60. Поведение потребителей и методы его изучения. Жизненный цикл семьи.
- 65. Особенности маркетинговых стратегий банка.
- 66. Использование марок. Антимарочная политика на современном этапе.
- 67. Основные типы жцт и их характеристика.
- 68. Принципы сегментации рынка банковских продуктов.
- 69. Анкетирование самый распространенный метод исследований в маркетинге.
- 70. Целевой рынок банковских продуктов. Клиент банка, как участник нескольких целевых рынков.
- 71. Политика ценообразования в условиях жесткой конкуренции.
- 72. Товар. Разработка и методы изучения.
- 73. Вторичная информация. Плюсы и минусы её использования в разработке комплекса маркетинга.
- 74. Каналы сбыта. Виды каналов сбыта.
- 75. Оптовая и розничная торговля.
- 76. Организация маркетинговой структуры управления предприятием.