logo
Региональная экономика / Кн

Ядро кластера

Кредитные учреждения

  1. Производство местной сельхозпродукции.

  2. Производство мясной продукции.

  3. Производство кондитерских изделий.

  4. Производство макаронных изделий.

Институт бизнес -проектирования

Торговая сеть города

Рис. 4 Кластерный подход в реализации промышленной политики

Эффект совместных действий в таком случае выше простой суммы индивидуальных усилий. Это приращение является синергическим эффектом, который возникает вследствие функционирования интегрированных структур. Основываясь на этом положении, к основным синергическим преимуществам интегрированных промышленных структур можно отнести:

Основной задачей интегрированной промышленной структуры с момента ее создания становится разработка и осуществление плана мероприятий по предметной и технологической специализации предприятий, вошедших в данную структуру. Для каждого предприятия должен быть определен четкий производственный профиль, устранен параллелизм выпускаемой продукции, четко определено место в производстве в соответствии с наиболее подходящими технологическими условиями и экономической целесообразностью.

При всех различиях в определении сути промышленной политики можно прийти к выводу, что она не может обойтись без мер государственного регулирования в трех основных областях: подготовки институциональной базы промышленного развития, формирования ресурсной базы развития, плюс НТП, вслед за передовыми средствами производства сформируется адекватный им управленцев-рыночников, инженеров, промышленных рабочих.

Механизм реализации промышленной политики предполагает осуществление непрерывного мониторинга состояния потенциала промышленности.

Важнейшим элементом механизма реализации промышленной политики является методическое обеспечение выбора критерия селективной поддержки промышленных предприятий (подробно рассматривается в работах академика А.И.Татаркина). Функциональная модель модернизации промышленных предприятий обеспечивает ряд возможностей развития предприятий.

Критериями селективной поддержки промышленных предприятий в рамках предлагаемой модели предлагается обозначить:

Предлагаемая модель реализуется в несколько этапов:

1-й этап – идентификация структурных проблем модернизации промышленного сектора;

2-й этап – подбор отдельных инструментов управляющего воздействия;

3-й этап - выбор основополагающих инструментов, разрешающих долгосрочные структурные проблемы модернизации промышленного сектора;

4-й этап - агрегация секторов промышленности и стратегий развития на основе критериев селективной поддержки промышленных предприятий;

5-й этап – получение, анализ, оценка, корректировка выходных параметров модели;

6-й этап – достижение интегрального результата.

В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:

    1. Модернизация экономики и общества – системная модернизация в условиях низкой системной эффективности российской общественной системы, где изменений требуют все подсистемы. Внесистемная постановка проблемы не даст результатов, искажает суть и сущность модернизации.

    2. Развитие производств с высокой добавленной стоимостью – задача, которая потребует в современных экономических условиях не столько инноваций (ввиду несоответствия уровня состояния активов и развития НТП), сколько построения новых производств и секторов хозяйств.

    3. За счет каких ресурсов их создавать? Модернизационные ресурсы возникнут в результате стыковки макро и микроэкономических уровней экономики, обеспечивающей взаимопроникновение банковского и промышленного капиталов и формирования финансового капитала. Финансовый капитал позволит сформировать эффективное распределение собственности, т.е. задать систему социально-экономических субъектов общественного производства.

    4. Стратегия модернизационных изменений должна включать в себя:

    1. Инвестиции необходимо направлять в те предприятия (точки роста), которые обеспечат предложение на формируемый спрос в соответствующем сегменте рынка, т.е. необходим первичный анализ спроса, далее инвестирование в предложение.

    2. Внести радикальные изменения в Налоговый кодекс, напрямую связанные с промышленной политикой и инвестициями в основной капитал: