logo
Региональная экономика / Кн

Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)

При экономическом исследовании современного государства особое место должно быть отведено изучению бюрократии. И дело не только в том, что чиновничество призвано воплощать дух государства. Суть - во всё возрастающей экономической роли бюрократии как общемировой тенденции и в особом её значении в ходе реформ в России. Чиновничья бюрократия играет одну из ключевых ролей в постсоветском обществе. И главным теоретическим обоснованием целесообразности своего существования бюрократия считает необходимость государственного регулирования экономики, придания стихии рынка цивилизованного характера.

Государство является одним из видов организации62 и осуществляет свою деятельность благодаря факту делегирования ему части своих прав гражданами. В связи с этим природа государства определяется властными отношениями, возникающими между гражданами и государственным аппаратом. Государство и его органы обладают правом принуждения в рамках и на основе законов. Этим преимуществом в отношении своих партнеров не располагают никакие другие участники рыночного обмена. Их законные права устанавливаются и защищаются государством. Однако власть государства ограничена издержками агентских отношений (трансакционными издержками) и сдерживается конкуренцией63. Если поддержание общественного порядка и осуществление функций государства происходят по непомерно высоким ценам, то это приведет к появлению конкурирующих структур (как официальных, действующих в рамках закона, так и неформальных) внутри государства. Существенная характеристика любой системы государственного устройства заключается в том, «что любой правитель, который обладает на первый взгляд абсолютной властью, оказывается опутанным множеством ограничений»64, среди которых выделяют следующие: неоднородность групп подданных, существование издержек измерения налоговой базы и определения величины самих налогов и, наконец, создание и совершенствование специализированного государственного аппарата (бюрократии). Государство, как орган, который контролирует и управляет «общими делами общества» в отличие от непосредственной экономической деятельности по производству и распределению, олицетворяется особым аппаратом, который завоевывает свою собственную автономию в обществе. То есть, фактически, если отвлечься от различных декларативных лозунгов, номенклатура предстает в роли некоего посредника между государством, с одной стороны, и обществом – с другой.

Специфическая особенность государственного аппарата заключается в том, что он выступает и как равноправный и равноудаленный от прочих игрок, и как субъект, имеющий полномочия на установление самих правил игры. В таких условиях классическая проблема взаимоотношений принципала и агента можно представить следующим образом (см.рис. 5). На рисунке явно выражена слабость связи общества с бюрократией как его «агентом» и реальной роли бюрократии как «принципала» - для общества и для самой себя. Бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства, причем общество оказывается в непосредственном подчинении у бюрократов. Бюрократия связана не столько с обществом, сколько с законодателями, поскольку реализует законы и участвует в их подготовке. Бюрократия подает наверх и вниз информацию, обработанную, как она считает нужным, при этом сами бюрократы активно помогают лоббирующим организациям. Благосостояние чиновничьего аппарата зависит от успешной отработки интересов влиятельных групп. “...Бюрократия в принципе индифферентна к интересам и ценностям, которые отстаивает какой-либо политический режим. И это означает, что она является органом, который находится на службе господствующих сил или классов и помещается в некотором роде между господствующими слоями и теми, над кем последние господствуют”65.