logo
Региональная экономика / Кн

На пути к системному управлению предприятием

В разные периоды нашей экономической истории доминировали разные оценки значимости четырех групп участников производства. До конца 1980-х годов на предприятиях доминировали «красные директора», сыгравшие важную роль в консолидации ресурсов своих предприятий, но недостаточно подготовленные, в своей массе, к деятельности в условиях рынка. Корпус «красных директоров» вскоре обесцветился и постепенно сменился корпусом директоров генеральных. Состояние предприятий, однако, не улучшилось.

Плывя на волне рыночного романтизма, общественное сознание к началу 1990-х сконцентрировало свои надежды на фигуре «эффективного собственника». Вскоре стало ясно, что вектор эффективности этого собственника, как правило, направлен только на собственные интересы, в то время как интересы других участников и предприятия в целом оставались далеко в стороне.

К началу 2000-х гг., после преодоления предприятиями ловушки бартера, власть на предприятиях стала перетекать от директоров к собственникам. Те неплохо ориентировались в рыночной обстановке, но не были (опять же в массе) достаточно хорошо знакомы с внутренней средой предприятий и тенденциями развития отраслей.

Следующее десятилетие ознаменовалось массовой сменой менеджмента на предприятиях, снижением его самостоятельности и подчинением собственнику. Корпус генеральных директоров поредел и был существенно разбавлен исполнительными директорами. Собственник не стал делиться властью ни с менеджментом, ни с представителями техноструктуры. Это привело к росту коррупции на всех уровнях принятия решений на предприятиях.

В середине 2000-х в фокусе общественного интереса оказалась (заметим, по указанию «сверху») проблема инноваций. Казалось бы, это должно было привлечь внимание к техноструктуре предприятия. Этого, однако, не произошло. «Знающие специалисты» в современной структуре корпоративного управления остались вне самостоятельного представительства в системе принятия стратегических решений. «Ниже плинтуса» оказалось и положение «хороших работников». В условиях неразвитости профсоюзов властная сила как отдельных работников, так и их коллективов свелась практически к нулю.

В итоге предприятия оказались не столько под давлением рынка, сколько под (непосредственным или опосредованным) гнетом собственника.

Сегодня сложились предпосылки и императивы кардинальной перестройки системы управления российскими предприятиями, в частности, вывода предприятий из-под безраздельного доминирования лишь одной из четырех «ветвей власти» на предприятиях. Необходима кардинальная перестройка структуры управления предприятиями, направленная на создание системного баланса прав и ответственности всех участников производства. Этот баланс должен поддерживаться системой общенационального стратегического планирования, которая охватывала бы основную массу предприятий. Для этого должен быть разработан и принят федеральный Закон о предприятии как самостоятельный нормативный акт, определяющий права, ответственность и лояльность каждого из участников производственно-финансовых и плановых процессов на предприятии.

Применение такого закона на предприятиях может создать реальный шанс не только для модернизации управления, но и для модернизации производства. Новое поколение «сильных и справедливых менеджеров» должно демонстрировать силу не в отстаивании собственных интересов или интересов собственника, а в достижении гармоничного сочетания стратегических интересов всех главных участников, а также предприятия в целом и его окружения. На этом пути будет обеспечено успешное развитие предприятий, его «эффективных» собственников, квалифицированных специалистов, старательных работников при направляющей роли сильного и справедливого менеджмента.

Общий вывод: на предприятиях России нужна коренная перестройка управления, направленная на усиление роли и повышение качества менеджмента. Знамя стратегической эффективности отечественных предприятий, выпавшее (или выброшенное) из рук собственников, должно быть поднято менеджментом. Новое управление будет носить системный характер, охватывать весь объем и координировать все аспекты деятельности всех участников производства на предприятии, быть стратегически ориентированным, учитывать прошлое, настоящее и будущее предприятия.

Фактически речь идет о менеджериальной революции на российских предприятиях. Новое поколение системных российских менеджеров должно, выражаясь спортивным термином, «взять игру на себя», принять на себя ответственность за судьбу российских предприятий. Это, в свою очередь, в значительной степени означает - взять на себя ответственность за судьбу российской экономики.