logo
Региональная экономика / Кн

Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии

Трансформация современной социально-экономической системы России, как и многих других стран не относится ни к одному «простому» виду трансформации, прежде всего по тому, что на сегодняшний день социально-экономические системы различных стран характеризуются наличием целого ряда трансформационных процессов, различных по своей сущности, природе, возникновению, реализации, и многим другим характеристикам. То есть, говоря «трансформация СЭС России», подразумевать следует не одну, а сразу несколько различных «трансформаций».

В этой связи модель, форма и механизмы реализации должны отличаться от тех, которые характерны для «простых» видов трансформаций СЭС стран. В современной науке, как уже отмечалось, возникла существенная методологическая проблема исследования, прогнозирования и моделирования «сложной» трансформации, то есть включающей в себя разного рода трансформационные процессы.

Конечно, сами трансформационные процессы теснейшим образом взаимосвязаны, а иногда и взаимообусловлены, и разделить их порой становиться практически не возможно, однако, для того чтобы исследовать трансформацию СЭС России в целом, необходимо хотя бы условное разделение трансформационных процессов в СЭС, так как:

- одни трансформационные процессы объективны, другие – субъективны, третьи имеют как объективную так и субъективную составляющие;

- одни трансформационные процессы дискретны, другие – непрерывны;

- трансформационные процессы различаются и содержанию (одни связаны с переходом к рынку, вторые - постиндустриальному обществу) и так далее.

В связи, с этим причины трансформационных процессов будут разные и соответственно, существуют, как уже отмечалось, такие виды трансформационных процессов, которые носят объективный характер и неуправляемы, для которых отсутствует необходимость государственного регулирования. Так, например, трансформационные процессы, связанные с НТП, или частично те, которые связаны с глобализацией (если трансформационные процессы вызваны рынком) протекают вне зависимости от конкретных лиц, носят объективный характер, и управлять ими значит управлять самим рынком.

Итак, трансформация социально-экономической системы России на сегодняшний день представляет собой целый комплекс разного рода трансформационных процессов, различных по своей природе и принципам осуществления. Для исследования трансформации СЭС России в целом необходимо вскрыть основные трансформационные процессы, протекающие в социально-экономической системе России, и определить их характеристики с точки зрения объективности и управляемости, также понять причины возникших процессов, их природу и выявить основные тенденции и направления трансформационных процессов. Итак, к основным тенденциям трансформации социально-экономической системы России можно отнести следующие (по видам трансформационных процессов различающихся в зависимости от природы трансформации):

- интеграция СЭС России в мировую систему посредством глобализации;

- институциональные преобразования в ходе образования Союза России и Белоруссии, Таможенного союза, вступление России в ВТО и др. (можно было бы отнести перечисленные интеграционные процессы к глобализации, но принцип реализации трансформационных процессов вызванных ими и глобализацией отличается кардинально, что будет рассмотрено ниже);

- информатизация СЭС России, изменение СЭС России под воздействием НТП и информационной революции в новое постиндустриальное, информационное состояние;

- «обновление» СЭС посредством модернизации проводимой государством (модернизация сама по себе не может являться направлением трансформации СЭС, так как сущность первой в корне отличается от второй, но конкретные механизмы и мероприятия обозначенные Правительством РФ и Президентом РФ в рамках модернизации и относимые к ней, по своей природе можно отнести к трансформации СЭС России);

- «социализация» CЭС России и рост качества жизни населения.

Рассмотрим подробнее обозначенные тенденции, и определим на их основе основные направления трансформации СЭС России.

1) Во-первых, значительную роль в трансформировании СЭС России играет глобализация. Глобализация обуславливает изменения прежде всего в структуре рыночных отношений. Представительство зарубежного бизнеса на российском рынке ожесточило конкуренцию и с подвигло отечественные компании переходить на новый уровень ведения бизнеса и повышать качество товаров, услуг (ярким примером такой реакции является сфера торговли: с появление на рынке таких мировых лидеров розничной торговли как «Ашан», «Карфюр», «Леруа Мерлен», «Метро», «Медиа Маркт» российские компании, такие как «Окей», «Магнит», «Бауцентр», «Лента» не отстают, а где то и превосходят своих конкурентов). Глобализация влияет также и на социальную составляющую СЭС. Меняются вкусы населения, привычки, традиции и уклад жизни.

2) Союз России и Белоруссии, Таможенный союз, вступление России в ВТО все эти интеграционные процессы, которые, так или иначе, объединяются глобализацией внесли свои изменения на ход общей трансформации СЭС России, вызвав ряд институциональных изменений. Однако отличия от изменений вызываемых глобализационными процессами принципиально отличаются по своей природе.

Если трансформационный процесс, вызванный глобализацией имеет рыночный «двигатель» и объективен, то процесс трансформации СЭС вызванный перечисленными интеграционными процессами, носит субъективный характер, так как зависит от действий Правительств стран, участвующих в интеграционных процессах.

Если трансформационный процесс вызванный глобализацией, как и саму глобализацию нельзя определить ни как дискретный, ни как непрерывный процесс (в силу ограниченности прогнозирования на данном уровне развития науки), то трансформационный процесс вызванный перечисленными интеграционными процессами дискретен. Соответственно, процесс трансформации СЭС вызванный подобными интеграционными процессами – процесс управляемый, а вызванный глобализацией – неуправляемый, поскольку он носит рыночный характер, хотя его конечно можно корректировать.

Дать оценку произошедшим трансформационным изменениям в СЭС России, касаемых институциональный преобразований в рамках Союза России и Белоруссии, Таможенного союз, вступления России в ВТО, можно будет дать несколько позже, когда перечисленные союзы «заработают» в полную силу, но уже сегодня можно сделать вывод о том, что в не зависимости от результата институциональных изменений, СЭС России трансформируется некое другое состояние.

3) Наиболее показательным является трансформационный процесс перехода социально-экономической системы России, как практически и всех стран мира, к новому, информационному мироустройству, постиндустриальному обществу.

Относительно недавно, 10-15 лет назад, трудно было себе представить повсеместное внедрение безналичного расчёта: перечисление зарплат, пенсий, стипендий и других абсолютно разных платежей на электронные пластиковые карты, оплату товаров и услуг посредством электронных пластиковых карт, или оплату услуг через разного рода электронные терминалы и тому подобное. Всё это значительно сокращает издержки обращения денег и появляется тенденция к постепенному сокращению наличной денежной массы в обороте, а с потребительской точки зрения сокращает ещё и массу времени и открывает новые возможности.

С появлением интернета обществу практически бесплатно были предоставлены новые возможности: от общения в социальных сетях и просмотра любимых фильмов до образовательных процессов и свободного доступа к огромному объёму информации. В связи с этим произошли значительные изменения в СЭС России.

Необходимо отметить, что движущей силой данного трансформационного процесса является НТП и информационная революция, а практической реализацией этого трансформационного процесса «руководит» рынок. Конечно, государственное участие присутствует, но в довольно незначительной мере и носит скорее корректирующий характер, поэтому этот трансформационный процесс относится к объективным. Если говорить о дискретности то, как и в случае с глобализацией, поскольку будущее остаётся трудно прогнозируемым и «конечная точка» трансформации не известна то отнести данный процесс к дискретному не представляется возможным. Наиболее вероятно он является непрерывным, о чём свидетельствует ход исторического процесса развития мировой цивилизации: от поколения к поколению накапливаются знания, технологии, на их основе происходят научно-технические революции, и наблюдается повсеместный научно-технический прогресс.

Результаты данного трансформационного процесса являются пожалуй самыми непредсказуемыми. Например, американская корпорация «IBM» составляет прогноз на последующие пять лет в области появления новых гаджетов, так в 2005 году ею был опубликован прогноз о том, что к 2010 году мобильный телефон будет управляться голосом, во что в 2005 году мало кто поверил, но прошло пять лет и на рынок поступила новинка от Apple показала правильность прогнозов «IBM». В 2010 году прогноз этой же корпорации: к 2015 году мобильный телефон будет управляться мыслью. Подобное оказывается за гранью понимания и находится скорее в плоскости человеческого воображения, однако наука и технологии не стоят на месте, кардинальным образом меняя представление и о том, как может трансформироваться социально-экономическая система под воздействием НТП.

4) Наиболее уязвимой с точки зрения реализации является трансформация социальной стороны СЭС. Как показывает анализ современной СЭС России именно группа «социальных» показателей по своей динамике и тем более уровню отстаёт от передовых стран: прежде всего Западной Европы и США.

Это объясняется тем, что социальная сторона СЭС отличается от экономической отсутствием системы саморегулирования (экономическая половина СЭС имеет рынок). И в этой связи ответственность за социальную сторону СЭС целиком возлагается на государство, которое не всегда может эту ответственность держать (что наглядно ощутило население страны в 90-е годы). Безусловно, социальная сторона СЭС в большей степени зависит от экономической стороны. Социальная сфера достаточно сложна в изучении поскольку в центре изучения стоит человек: со своей ментальностью, взглядами, предпочтениями, но при прочих равных условиях, вся социальная сторона СЭС зависит от экономики страны, экономики отдельного региона, отдельной отрасли, отдельного предприятия и, в конечном счете, экономики внутри каждой семьи.

На сегодняшний день намечаются определённые положительные тенденции в области роста «социальных» показателей, в частности: увеличиваются пенсии отдельных категорий граждан (прежде всего военных), увеличиваются заработные платы отдельных категорий работников «бюджетной» сферы (армия, полиция, здравоохранение и т.д.), увеличилась материальная поддержка при рождении второго и последующих детей (материнский капитал), формируются программы по льготному ипотечному кредитованию (программа «Народная ипотека»), и т. д. Однако несмотря на предпринимаемые государством меры, и это показывают статистические данные, трансформационные процессы по «социализации» СЭС России протекают крайне медленно, и по сравнению с другими развитыми странами (которые собственно являются примером в реализации трансформации СЭС России в сторону «социализации»), ситуация крайне сложная, кроме того динамика самих «социальных» показателей, как уже отмечалось, крайне низкая, и подобными темпами СЭС России о обозримом будущем даже не приблизится к передовым по уровню жизни странам. Данная сторона трансформации СЭС России носит заметно субъективный характер, и большей степени зависит от политической конъюнктуры. В данном случае ещё раз стоит отметить огромную значимость взаимосвязи социально-экономической и политической систем страны.

5) Ещё одним направлением трансформации СЭС России является модернизация (в данном случае она рассматривается как часть общей трансформации СЭС России, о соотношении же категорий модернизации и трансформации уже было сказано выше). Модернизация российской экономики в сторону инновационного развития осуществляется «сверху», государством в лице Президента и Правительства РФ. И если говорить конкретно об этом процессе то он изначально носил субъективных характер, поскольку был инициирован конкретным кругом лиц, и, следовательно, рассматривать его нужно как процесс дискретный. Это необходимость на сегодняшний день – переориентировать экономику с сырьевого на инновационное развитие. Однако, в рамках осуществляемой государством модернизации сделано не так много. Некоторые проекты, такие как «Сколково», например, пока не могут начать работать в силу разного рода причин: в данном конкретном случае это скорее не стратегический просчёт, так как планировалось использовать мировой опыт строительства «кузницы» инноваций и идея создать подобную зону со специальным налоговым режимом достаточно хороша, но скорее место было выбрано неверно. Отсутствие «научной», производственно-технологической, финансовой инфраструктуры, кадров не позволяет заработать проекту.

Переориентировать российскую экономику с сырьевого на инновационный, высокотехнологичный тип развития - задача системная, и решаться она должна системно, а не локально. И нельзя в точности копировать опыт других стран, так, как не существует двух одинаковых людей, не существует и двух одинаковый социально-экономических систем, и если один человек легко усваивает одно лекарство, то это вовсе не означает что другой человек со сходными психофизиологическими характеристиками также хорошо воспримет это лекарство, у него может проявиться аллергия или побочный эффект. Сродни человеку любая социально-экономическая система перед принятием какого-либо решения касающегося её функционирования, должна быть комплексно исследована, должны быть выявлены её характерные особенности. Лишь затем принимается решение о применении того или иного опыта других стран, обязательно адаптированного к проблемам и условиям функционирования СЭС.

Однако и полностью отвергать положительный опыт поддержки инноваций, в более удачливых в данном отношении странах, не стоит. Во многих странах мира, таких как Япония, Китай, Германия, Италия, Индия для развития экономики используют различные институты и прежде всего банки развития, с целью обеспечения финансирования различных проектов, поддержки инноваций и новых сфер производства, обеспечения по мимо прочего малый и средний бизнес консалтинговыми и информационными услугами. К сожалению, в СЭС России даже если банк в своём названии обозначает свою принадлежность к институтам способствующим развитию бизнеса, на деле не всегда соответствует этому. Эти банки приоритетно принадлежат государству, или, во всяком случае, оно точно должно инициировать создание подобного рода инфраструктуры. Что же касается частных банков, они, безусловно, могут и должны принимать участие в поддержке бизнеса, но не на тех, зачастую весьма жестких, условиях, какие существуют на банковском рынке сегодня. И это несмотря на то, что в банковской сфере за последние 10 лет появилась относительная стабильность, и среда их функционирования носит конкурентный характер. Поэтому создание государством банков развития, с простой и доступной процедурой получения кредита на открытие или развитие бизнеса, есть объективная необходимость для поддержки экономического роста экономики России.

Для поддержки же инноваций в России необходима соответствующая инфраструктура. В мировой практике используется шесть основных типов государственных и квазигосударственных организаций, осуществляющих поддержку прикладных инноваций110:

1) Сеть «центров превосходства» (программы Centers of Excellence в Финляндии) действует на стадии поисковых исследований и опытно-конструкторских разработок; определяет перспективные направления исследований, активно привлекая экспертов из науки, бизнеса, ведущих зарубежных центров; осуществляет финансирование исследований преимущественно в форме грантов.

2) Центры трансферта технологий (FONTEC в Чили, VTT в Финляндии) также функционируют на стадии поисковых исследований и опытно-конструкторских разработок. Оказывают информационную поддержку инновационным компаниям и индивидуальным разработчикам, в том числе осуществляя мониторинг зарубежного опыта. Организуют кооперацию инновационных компаний, научных учреждений и промышленных корпораций. Помогают решить проблему кадров, в частности приглашая иностранных специалистов. В отличие от центров превосходства не предоставляют финансирования, но могут оказывать научно-исследовательскую поддержку, чтобы ускорить переход от концепта к прототипу.

3) Фонды посевного финансирования (TEKES в Финляндии) на стадии поисковых исследований и опытно-конструкторских разработок определяют перспективные проекты, а на докоммерческой стадии участвуют в софинансировании проектов, координируют деятельность их участников, помогают организовать инновационную фирму и найти источники дальнейшего финансирования.

4) Бизнес-инкубаторы (Корейский институт науки и технологий KAIST, Корейский исследовательский институт электроники и телекоммуникаций ETRI и др.) действуют на стадии предкоммерческих разработок и создания стартапов (малых инновационных компаний). Не предоставляют финансирования, но обеспечивают весь комплекс других необходимых условий для создания и первоначального развития малых инновационных фирм. Предоставляемый бизнес-инкубаторами комплекс услуг и ресурсов может включать в себя обеспечение на льготных условиях офисной площадью, средствами связи, оргтехникой, а также предоставление бухгалтерских, юридических, образовательных, консалтинговых услуг.

5) Государственные венчурные фонды, а также фонды фондов (SITRA в Финляндии, Yozma в Израиле, фонды SBIC в США). Первые осуществляют финансирование проекта напрямую, а вторые - опосредованно, финансируя другие венчурные фонды. Так, фонд фондов Yozma распределяет средства через 10 венчурных фондов).

Проекты отслеживают от стадии создания стартапов до стадии перехода к быстрому росту нового бизнеса. Выполняют анализ рыночного потенциала проектов, финансируют проекты путем долевого участия в инновационных кампаниях, участвуют в управлении компаниями, привлекают других инвесторов, по завершении стадии раннего роста находят корпоративных партнеров, готовых приобрести новый бизнес. Вырученные средства вкладывают в финансирование других проектов.

6) Универсальные институты поддержки инноваций (Фонд Чили, программа Аванчи в Мексике). Их деятельность охватывает практически все этапы развития и внедрения инноваций от определения направлений исследований до тиражирования нового бизнеса. Во-первых, они охватывают поздние стадии инновационного процесса, в том числе стадию быстрого роста и тиражирования нового бизнеса. При этом обеспечивается непрерывность сопровождения каждого проекта от первой до последней стадии. Во-вторых, реализуют функцию не только поддержки инновационного процесса, но и собственно генерирования инноваций. В-третьих, одним из ключевых элементов их функционирования является проработанная внутренняя система оценок, позволяющая управлять процессом передачи проектов от одной стадии к другой 111.

Формирование в рамках трансформации социально-экономической системы России подобной развитой институциональной инфраструктуры поддержки инноваций позволит изменить направление трансформации в сторону инновационного развития с целью обеспечения стабильного экономического развития экономики России.