logo
Региональная экономика / Кн

Пятый элемент

Известная теория «принципал – агент» описывает варианты взаимоотношений в несимметричных по объему прав и доступа к информации в парах типа «собственник – менеджер», «менеджер – работник», «заказчик – исполнитель» и т.п. Но вопрос гармоничной организации работы предприятия не сводится к взаимоотношению между двумя физическими лицами. Деятельность предприятия не может рассматриваться как сумма результатов действий отдельных лиц или их парных взаимодействий. Она складывается из них, но не разлагается без остатка на соответствующие слагаемые (в том числе и потому, что складывается как из действий, так и из бездействия). Предприятие – это целостная система, а то, о чем мы говорим, является одним из проявлений знаменитого системного принципа, согласно которому целое больше суммы его частей, на какие бы части ни делить систему.

Здесь к рассмотрению должен быть привлечен еще один экономический субъект - пятый участник деятельности предприятия. Он присутствует на рис., но не был по существу учтен в предшествующих рассуждениях. Этот пятый элемент – само предприятие как хозяйствующий субъект.

Предприятие – самостоятельный и, можно сказать, суверенный субъект экономики, представленный, как правило, юридическим лицом (иногда - группой юридических лиц). Его нельзя отождествлять ни с собственниками, ни с менеджментом, ни с какой-либо иной группой участников. Предприятие – это отдельный член делового сообщества, обладающий корпоративными правами и несущий корпоративную административную, социальную и экономическую ответственность.

Напомним, что работник предприятия заключает трудовой договор (контракт), именно с предприятием, а не с его генеральным директором. Последний лишь олицетворяет предприятие в ситуации заключения трудового договора. В чем суть трудового договора? По форме трудовой договор определяет должностные обязанности и функции работника, однако его основное содержание состоит в том, что работник обязуется быть лояльным по отношению к данному предприятию. Это во многом напоминает присягу ему на верность. Заметим, что эта «присяга» сохраняет свою силу на весь срок договора, независимо от того, какие изменения произошли в составе собственников или менеджеров предприятия.

Такую «присягу» дают все инсайдеры: и менеджер, и носитель знаний, и рядовой работник. Единственный участник, к которому это не относится, - это собственник. Приобретая акции предприятия, он не дает никаких ни явных, ни подразумеваемых обязательств по поводу данного предприятия, за исключением случаев, когда такие обязательства фиксируются в качестве условий приобретения. Обычно эти требования касаются обязанностей нового собственника инвестировать в развитие предприятия определенную сумму или выплатить его долги, но даже это еще не обеспечивает автоматически лояльность собственника по отношению к его предприятию. В современной экономике России несть числа примерам, когда титул собственника прекрасно сочетается с безответственным, а порой и пренебрежительным отношением к предприятию. Все это говорит о том, что отношения собственника и предприятия по сути дела остаются неурегулированными в российской системе формальных и неформальных институтов.

Можно ли считать, что у предприятия, как и каждого из остальных четырех, тоже есть свои интересы, не сводящиеся к интересам участников? Если предприятие – самостоятельный субъект экономики, «экономическое лицо», то, безусловно, да. В общем виде интересы предприятия можно охарактеризовать как стремление к сохранению своей самостоятельности как субъекта, продлению своей деятельности во времени и расширению сферы этой деятельности в экономическом пространстве («going concern»). Такая цель (даже в такой общей формулировке) может, заметим, не устраивать собственника: в конкретной ситуации тот может быть заинтересован, скажем, в ликвидации принадлежащего ему предприятия в целях получения наличных средств.

Вывод: в общем случае векторы интересов всех четырех групп участников производства не совпадают между собой и отличаются от интересов предприятия в целом.

Каким же группам интересов следует отдавать предпочтение в ходе управления предприятием? Общий ответ заключен в самом вопросе: если речь идет об управлении предприятием (и если последнее является самостоятельным субъектом экономики), то именно его интересы должны учитываться как приоритетные. Заметим: если не станет предприятия, то не будет и остальных упоминавшихся персонажей: ни собственника предприятия, ни его работников. Как физические лица они останутся, но как участники деятельности данного предприятия прекратят свое существование.

Что же касается бытующего в нашей литературе отождествления интересов предприятия и собственника, то оснований для этого нет. Аргументация типа: «что хорошо для предприятия, то хорошо и для собственника, и наоборот», не выдерживает критики. Как мы видели, лояльность собственника по отношению к предприятию вовсе не возникает автоматически.

Можно следующим образом метафорически охарактеризовать роль типового представителя каждой из четырех групп участников деятельности предприятия:

Легко видеть, что при таком распределении «партий» гармоничная работа всех участников производства невозможна. Следствием являются такие черты внутрифирменной атмосферы, как:

Остается отметить, что неадекватное представление о роли, интересах и месте каждого из участников деятельности предприятия в его работе в течение многих лет служит тормозом развития экономики России на микроуровне.