logo
Региональная экономика / Кн

Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики

В условиях стабилизации экономики Краснодарского края все большее значение приобретает управление санаторно-курортным комплексом, как приоритетным сектором экономики. Повышение уровня развития региона становится важной задачей региональной социально-экономической политики.

Обеспечение устойчивого развития санаторно-курортных учреждений достаточно трудно спрогнозировать, т.к. всегда остается вероятность нестабильности, обусловленная труднорегулируемыми внешними факторами, Принципиально важное значение приобретают разработка новых подходов, методологий к стратегическому анализу и управлению финансовой устойчивостью санаторно-курортных учреждений.

Стратегия и тактика финансового оздоровления выступают совокупностями возрождающих управленческих действий. Многие экономисты первопричиной кризиса и нестабильности организации считают неверный выбор стратегии или отсутствие стратегического управления.

Однако, необходимо понимать, что стратегия и тактика финансового оздоровления у каждого предприятия своя. Каждое предприятие имеет свой потенциал, определяемый спецификой его функционирования. Изучение и обобщение разнообразного опыта предприятий, как в России, так и за рубежом позволяет выявить общие закономерности, наметить этапы предотвращения кризиса или его преодоления. Любое, даже, на первый взгляд, незначительное ухудшение показателей или достаточно длительное неблагоприятное их значение должно активизировать реализацию адекватных мер по стабилизации состояния предприятия.

К непосредственным предпосылкам, обусловившим актуальность разработки стратегии финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений как основы принятия управленческих решений, относятся как отсутствие специальных исследований в этой специфической отрасли, так и важность комплекса для развития региона, а также значение в формировании социального и человеческого капитала общества.

Поэтому целевая авторская установка сделана на ключевую область функционирования санаторно-курортного учреждения – на деятельность менеджмента по поддержанию /сохранению финансовой устойчивости. 

В целях реализации государственной политики, направленной на развитие туристской индустрии в Краснодарском крае Постановлением главы администрации 27 мая 2010 г. была утверждена долгосрочная краевая целевая программа «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края» на 2011-2015 гг.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат) крупными и средними организациями курортно-туристского комплекса Краснодарского края за 2010 г. оказано услуг на сумму 23,8 млрд. рублей, темп роста 104% к уровню аналогичного периода прошлого года.

В объем курортно-туристских услуг входит стоимость путевок в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения, а также размер платы населения за дополнительные услуги, предоставляемые отдыхающим за отдельную плату сверх стоимости путевок (услуги стоматологических, косметологических, массажных и других лечебных кабинетов и др.).

Объем платных услуг населению, оказанных санаторно-курортными, гостиничными и туристскими предприятиями за 2010 г., составил 23,6 млрд. руб., темп роста 102% к уровню аналогичного периода прошлого года.

Объем платных услуг населению — общий объем денежных средств, уплаченных самим потребителем за оказанную ему (или членами его семьи) услугу или организацией (предприятием), в которой он работает.

Данный показатель отражает объем потребления гражданами различных видов услуг, оказанных им за плату и, характеризует уровень материального благосостояния населения в части потребления различных видов услуг.

Структура объема платных услуг населению, оказанных крупными и средними организациями курортно-туристского комплекса:

По данным выборочного статистического наблюдения в 2010 г. по сравнению с 2009 г., стоимость услуг в сфере туризма возросла на 7,5%, санаторно-оздоровительные услуги — на 4,8%. Стоимость услуг проживания в гостинице выросла на 2,8% .

Так, средняя цена пребывания в санатории за день — 1 615,3 руб.; в доме отдыха, пансионате за день — 875,5 руб.; проживания в гостинице за сутки —1 247,6 руб.

По оценке департамента, в 2010 г. курорты Краснодарского края посетили около 10,5 млн. отдыхающих, из них по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат) неорганизованных отдыхающих 7,8 млн. чел. (самодеятельные туристы; однодневные посетители; отдохнувшие в кемпингах; туристы, совершившие туристические походы). В организованном секторе (гостиницы и специализированные средства размещения), по предварительным данным, отдохнули 2,7 млн. чел.

В 2010 г. на территории края осуществляли приём туристов около 1 350 коллективных средств размещения на 217 тыс. койко-мест. Средняя загрузка санаторно-курортных и гостиничных предприятий Краснодарского края по основным курортным территориям 64,4%.

В 2010 г. общее количество зарегистрированных в налоговой инспекции хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги по кратковременному проживанию отдыхающих составило 17 941 — это на 30.0% (на 4 142) больше, чем в предыдущем году.

По состоянию на 01.01.2011 г. в Краснодарском крае прошли классификацию 271 средство размещения, что составляет 58% от общего количества средств размещения в Российской Федерации, прошедших классификацию. Таким образом, Краснодарский край является лидером по классификации гостиниц и других средств размещения среди субъектов Российской Федерации, что особенно актуально в преддверии Олимпиады 2014 г.

Прибыль крупных и средних организаций за декабрь 2010 г. составила 907,6 млн. рублей, темп роста к аналогичному периоду предыдущего года 100,5%. Сальдированный результат крупных и средних предприятий по итогам работы за декабрь 2010 г. — прибыль 195,1 млн. руб. Количество организаций, получивших убыток за декабрь 2010 г., составляет 53 предприятий. Удельный вес убыточных предприятий в числе отчитавшихся составил 36%.

По итогам 2010 г. в краевой консолидированный бюджет Краснодарского края от организаций санаторно-курортного и туристского комплекса поступило 5 млрд. руб., что на 4% больше, чем за предыдущий год.

По данным Краснодарстата, средняя заработная плата в расчете одного работника по итогам работы за декабрь 2010 г. составила 15 089 руб. По сравнению с аналогичным периодом 2009 г., темп роста среднеотраслевой заработной платы составил 112%.

Среднесписочная численность работников крупных и средних предприятий санаторно-курортной отрасли к уровню прошлого года уменьшилась на 6% и в декабре 2010 г. составила 47,2 тыс. чел.

Всего в 2010 г. были введены в эксплуатацию 25 санаторно-курортных и туристских инвестиционных проектов.

По данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю (Краснодарстат) объем инвестиций в санаторно-курортный и туристский комплекс Краснодарского края в 2010 г. составил 13 млрд. руб., что на 48% больше, чем в предыдущем году .

В условиях рыночных отношений принципиально меняется сущность финансового менеджмента санаторно-курортных учреждений как самостоятельно функционирующих хозяйствующих субъектов. При этом одной из первоочередных задач устойчивого развития санаторно-курортной сферы, учитывая недостаточный уровень её материально-технического, кадрового и финансового обеспечения, становится совершенствование процесса управления финансами санаторно-курортных учреждений и их комплексной оценки.

Санаторно-курортный и туристский комплекс муниципального образования г.-к. Анапа является крупнейшей бюджетообразующей отраслью экономики. Его доля в структуре экономики г. Анапа составляет более 30%.

Подводя итог, необходимо отметить, что отсутствие методической базы оценки финансовой устойчивости учреждений санаторно-курортной сферы затрудняет принятие правильных управленческих решений и своевременную разработку стратегий, выводов, рекомендаций по восстановлению их финансовой устойчивости и предупреждению неплатежеспособности.

Наличие базы данных о финансовой устойчивости санаторно-курортных учреждений и их обработка статистическими органами позволила бы дать представление о финансовом состоянии не только отдельного учреждения, но и всего санаторно-курортного комплекса Краснодарского края в целом.

Поскольку, поиск инструментария финансового оздоровления имеет первостепенное значение для принятия управленческих решений, нами определена необходимость разработки унифицированной формы отчетности Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края, включающей в себя показатели финансовой устойчивости и внедрения специальной статистической формы «Оценка финансового состояния санаторно-курортных учреждений Краснодарского края» в условиях совершенствования форм бухгалтерской финансовой отчетности в соответствии с МСФО.

Кроме того, для превентивного реагирования на угрозу финансовой неустойчивости необходима разработка «модели вероятности банкротства учреждений санаторно-курортной сферы».

Переход к рыночной экономике вызвал необходимость проведения трансформационных преобразований в России, которые затрагивают многие экономические, политические и социальные процессы. Развитие отечественной экономики и модернизация промышленного производства невозможно без активизации инвестиционной деятельности и умелого управления.

Под влиянием кризисных явлений в экономической сфере происходили не только количественные изменения объема привлеченных инвестиций, но изменились и приоритеты инвесторов в рамках принятия решения по выбору местоположения инвестиционных объектов. Некоторые отрасли Краснодарского края не потеряли своей привлекательности даже в условиях глобального экономического и финансового кризиса. К причинам, поддерживающим интерес инвесторов, в первую очередь относятся:

Целью любого инвестирования является получение дополнительной прибыли, поэтому для успешного достижения поставленных целей инвестиционная деятельность предполагает непрерывное управление и контроль на всех этапах инвестиционного цикла. Практика показывает, что управление инвестиционной деятельностью организаций требует стратегического подхода.

В настоящее время выделяют два направления развития стратегического управления. Первое – так называемое «регулярное стратегическое управление». Оно является логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем:

Второе направление называют «стратегическим управлением в реальном масштабе времени» и связывают с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Актуальность данного подхода обусловлена интенсивностью изменения многих факторов инвестиционной среды: высокие темпы научно-технического прогресса, частые конъюнктурные изменение инвестиционного рынка, высокая динамика макроэкономических показателей. Данный подход имеет долгосрочные цели, однако под влиянием быстроизменяющихся факторов внешней среды нацелен на изменение и корректировку этих целей, а так же на разработку мероприятий по их достижению с минимальными потерями.

Можно сформулировать пять основных задач стратегического управления:

При определении траектории стратегического развития экономики региона можно выделить направления, которые в долгосрочном периоде с высокой степенью вероятности могут привести к негативным последствиям и возникновению угроз, а также те, которые создают долгосрочные положительные эффекты, однако более ресурсоемкие. К ним относятся:

  1. Производство с/х продукции с полным циклом выращивания и переработки до транспортировки и реализации конечным потребителям.

  2. Рыболовство полного цикла.

  3. Развитие целостной образовательной отрасли.

  4. Развитие целостной отрасли здравоохранения.

  5. Развитие перерабатывающей промышленности с экологически чистым циклом.

  6. Развитие транспортной отрасли на основе капитальных инвестиций в модернизации дорожных сетей.

  7. Развитие курортно-туристического комплекса.

Согласно отчетам Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края о ходе реализации инвестиционных проектов санаторно-курортного и туристского комплекса по состоянию на 1 июля 2009г объем инвестиционных вложений в реализацию приоритетных инвестиционных проектов санаторно-курортного и туристского комплекса, реализуемых на территории Краснодарского края, составил 8279 млн.руб. То есть инвестиции в основной капитал предприятий курортной сферы Кубани за последние годы растут. Благодаря этому повышается конкурентоспособность и привлекательность курортов Краснодарского края. Это связано не только с объективными конкурентными преимуществами Краснодарского края, но и является следствием последовательно проводимой инвестиционной политики – развитием инвестиционного законодательства, предоставлением режима наибольшего благоприятствования инвесторам, стремлением наиболее полно нести информацию о регионе и его инвестиционных возможностях за пределы Краснодарского края. Динамика инвестиций в отрасль представлена в таблице 1.

Таблица 1

Инвестиции в основной капитал, направленные на развитие сферы туризма и отдыха (млн. руб.)

Виды деятельности

2005

2006

2007

2008

2009

Деятельность санаторно-курортных учреждений

3314

5571

5675

7189

8816

Темп роста к предыдущему году %

122

168

101

127

123

Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта

738

421

5489

8277

14162

Темп роста к предыдущему году %

105

57

1303

151

171

Составлено источник: Курортно-туристический комплекс Краснодарского края 2005-2009гг.: стат. сб. / Терр. орган Федеральной службы гос. стат. по Краснодарскому краю. Краснодар, 2010г.-С.-81

Анализ инвестиций в основной капитал за 2006-2009гг. по видам деятельности показывает, что инвестиционной привлекательностью обладает санаторно-курортный сектор и сектор развлечений, культуры и спорта (в 2009г. инвестиции увеличились до 14,1млрд. руб., что на 71% больше чем в 2008г.)

Благоприятные климатические условия и наличие источников минеральных вод и лечебных грязей делают наш край самым популярным курортно-туристическим регионом России и фактически единственным приморским бальнеологическим т курортно-реакционным центром.

То есть курортно-туристический комплекс, является одной из базовых в экономике Краснодарского края, в значительной степени определяет состояние краевого бюджета. Следовательно, региональные и местные власти в значительно степени заинтересованы в развитии этой отрасли. Несмотря на огромнейший потенциал края в сфере санаторно-курортных услуг, данный регион по-прежнему не может составить достойную конкуренцию загранице. У учреждений санаторно-курортной сферы не хватает собственных средств на развитие и усовершенствование своей деятельности. Из этого вытекает огромная потребность в заемных или привлеченных денежных средств. Они могут быть внутренними и внешними. Остановимся более подробно на внешних источниках.

Самым основным источником является заемный капитал. В докризисное время ставки по банковским кредитам были на много меньше, да и требования при получении кредита были менее жесткими. После кризиса в 2008г ставки по кредитам резко возросли с 18-31%, требования ужесточились. И большинство предприятий не мог себе позволить брать кредиты. Многим компаниям приходится соединяться с более крупными для того чтобы выжить.

Что же спасает курортно-туристический комплекс? Ответ прост – инвестиционная привлекательность края. Доля инвестиций несколько снизилась, но, не смотря на кризис иностранные и отечественные инвесторы продолжают вкладывать инвестиции в наш край. На сегодняшний день основные формы государственной поддержки инвестиционной деятельности определены в законе Краснодарского края от 2 июля 2004г №731-КЗ «О государственном стимулировании инвестиционной деятельности в Краснодарском Крае». Какие же существуют стимулы вкладывать в экономику нашего региона?

Налоговые выгоды. Дополнительно к льготам, предусмотренным НК РФ, на территории Краснодарского края освобождаются от уплаты налога на имущество (в пределах 3-летнего срока) инвесторы в части имущества, используемого исключительно для реализации инвестиционного проекта. Таким образом, при уплате налога на имущество общая экономия составит денежный эквивалент налоговой ставки 2,2% в отношении имущества, участвующего в инвестиционном проекте. В категории льготников по налогу на имущество попадают также банки, предоставляющие кредиты инвесторам, при условии, что объем кредитов на инвестиционные цели составляют не менее 20% от всего кредитного портфеля банка и процентная ставка по ним не превышает действующую ставку рефинансирования. Достаточно привлекательным механизмом господдержки, сочетающим в себе элементы заемного финансирования, является инвестиционный налоговый кредит. Суть этого инструмента – в возможности изменения срока уплаты налога на прибыль организации, а также региональных налогов в части, поступающей в краевой бюджет. То есть инвестор получает в течении определенного срока и в определенных пределах право на уменьшение своих платежей по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит (ИНК) предоставляется на основании договора на срок от 1 года до 5 лет организациям, инвестиционные проекты которых одобрены Администрацией Краснодарского края, либо инвесторам, реализующим особо важный заказ по социально-экономическому развитию края, либо организациям, проводящим НИОКР или осуществляющим инновационную деятельность. ИНК выделяется в сумме 30% стоимости приобретенного организацией оборудования, используемого исключительно в инвестиционных целях, а также в сумме определяемой условиями договора, но не более 50% от стоимости инвестиционного проекта и не более 50% годовой суммы подлежащих зачислению в краевой бюджет налогов, исчисленных в финансовом году. Процентная ставка за пользование ИНК выгодно отличается от сегодняшних «кризисных» банковских процентов и составляет, в зависимости от условий контракта, от 6,5 до 9,75% годовых. Широкий спектр налоговых льгот предоставляется резидентам особых экономических зон (ОЭЗ):

Бюджетное финансирование. Субсидии по кредитным договорам предоставляются инвесторам, зарегистрированных на территории Краснодарского края, и только по кредитам, полученным инвесторами в российских банках на реализацию инвестиционных проектов, одобренных краевой администрацией. Субсидии предоставляются из расчета ¾ ставки рефинансирования, но не более ¾ фактических затрат на уплату процентов по кредитам. Решение о предоставлении субсидий принимает Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с возмещением части затрат юридических лиц на уплату процентов по кредитным договорам. В соответствии с краевым бюджетом на 2009 г. размер указанных субсидий на возмещение процентов по инвестиционным кредитам составляет более 166,4 млн. руб.

Имущественные льготы. Установление льготного пользования землей с понижающим коэффициентом 0,5 к базовым ставкам арендной платы за земли, находящиеся в государственной собственности, применяется в отношении инвесторов, реализующих проекты, одобренные Администрацией Краснодарского края. Передача объектов недвижимости, являющихся государственной собственностью Краснодарского края, допускается на льготных условиях в безвозмездное пользование инвесторам, реализующим проекты на срок окупаемости проекта, но не более 3 лет. Существенные льготы по аренде земли и недвижимости предусмотрены для резидентов ОЭЗ. Так, арендная плата за земельные участки, расположенные в пределах территории ОЭЗ, составляет не более 2% от их кадастровой стоимости в год и устанавливается с соответствующим понижающим коэффициентами.

И в заключении хотелось бы сказать, что Краснодарский край был и остается лучшим регионом страны по инвестиционной привлекательности. Мировой финансовый кризис, несмотря на все меры принятые администрацией края, с одинаковой долей возможности может, как усилить позиции курортов Кубани по сравнению с конкурентами, так и понизить. Использование конкурентных преимуществ курортно-туристского комплекса края позволяет прогнозировать рост потока туристов и увеличение вклада туризма в экономику региона.