logo
Региональная экономика / Кн

Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона

Ростовская область в числе первых субъектов Российской Федерации приняла областной Закон «О поддержке инвестиционной деятельности на территории Ростовской области»в начале 1998 года. За прошедшие годы была сформирована законодательная база региона, направленная на укрепление финансового положения реального сектора экономики и на развитие конкурентоспособного бизнеса, соответствующего требованиям мирового рынка. Инвестиционное законодательство Ростовской области призвано способствовать улучшению инвестиционного климата и обеспечить бюджетную систему стабильными источниками доходов.

В частности, областным законодательством утверждена Стратеги привлечения инвестиций Ростовской области, разработан инновационный паспорт региона, сформирована инфраструктура из технопарков и инновационно-технологических центров, создан Ростовский региональный центр инновационного развития. Министерством экономики области проводится мониторинг инновационного потенциала, формирование банка проблемных задач по отраслям экономики, научно-технических разработок и инновационных проектов, а также областного банка данных субъектов инновационной деятельности, производится маркетинговое и правовое обеспечение процесса коммерциализации научно-технических разработок.

Важнейшей целью экономической политики в Ростовской области является поэтапное формирование экономики инновационного типа. Для достижения этой цели приоритетными задачами признаны: улучшение инвестиционного климата, создание венчурного фонда, стимулирование предпринимательской активности, формирование инфраструктурных отраслей и механизмов частно-государственного партнерства.

В Ростовской области утверждена долгосрочная целевая программа инновационного развития на 2012-2015 годы с объем финансирования - 336 миллионов рублей из средств областного бюджета. На ее реализацию будет направлено в 2012 году 78,2 млн. рублей, 2013 году - 86,6 млн. рублей, 2014 году - 85,1 млн. рублей и 2015 году - 86,1 млн. рублей.

Ростовская область имеет ряд преимуществ для привлечения инвестиций и инновационного развития. К таковым относятся: выгодное географическое положение, природно-ресурсный потенциал, умеренно-континентальный климат, наличие научных кадров и квалифицированной рабочей силы, динамично развивающийся финансовый сектор экономики, развитая транспортно-логистическая инфраструктура, и др.

По объемам валового регионального продукта область находится на 15 месте среди других субъектов России. Структура производства области представлена на рис. 3.

В 2010 году в области темпы роста валового регионального продукта по сравнению с 2009 годом увеличены на 6,4 %, что выше, чем прирост ВВП в России (на 4%). Рост обеспечен за счет опережающего развития обрабатывающих производств. В 2011 году в экономике области наблюдалось сохранение устойчивых темпов развития.

Рис.3. Структура производства Ростовской области199

Приоритетными секторами и сферами инвестирования в области определены: информационные и телекоммуникационные технологии и электроника, космические и авиационные технологии, новые материалы и химические технологии, биотехнология, экология и рациональное природопользование, энергосберегающие технологии. Обеспечение взаимодействия научно-исследовательских организаций и промышленных предприятий планируется развивать в виде создания высокотехнологических кластеров по приоритетным направлениям экономики. В Ростовской области реализуется формирование четырех кластеров: кластера атомных технологий, нанотехнологического кластера, экостроительного кластера и кластера энергосберегающих технологий.

Одним из важнейших направлений решения поставленных задач стала разработка и использование налоговых инструментов, а также методов бюджетной поддержки инновационного развития. В качестве мер бюджетной поддержки следует отметить размещение на конкурсной основе средств областного бюджета для финансирования инвестиционных проектов, а также прямую финансовую поддержку в форме предоставления субсидий для инновационной деятельности субъектов предпринимательства.

По данным Министерства финансов Ростовской области, за последние три года на государственную поддержку бизнеса из бюджета, включая средства, поступающие из Федерального бюджета, фактически выделено 13,9 млрд. рублей (2008г – 2,9 млрд., 2009 – 5,8 млрд., 2010 – 5,2 млрд. рублей). В рамках реализации областной долгосрочной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области за 2008-2010 годы направлено более 11,5 млрд. рублей.

Одним из приоритетов бюджетной политики в Ростовской области является финансовая поддержка малого предпринимательства. Программы по его финансированию реализуются на территории области более 10 лет. За 2008-2010 гг. эти на цели направлено более 1, 5 млрд. рублей [16].

Организации – инвесторы, претендующие на получение льгот по налогам должны заключить с Администрацией Ростовской области инвестиционный договор. Льготы по налогам предоставляются инвесторам на основе областного законодательства на срок окупаемости инвестиционного проекта, но не более чем на пять лет. При этом, по закону объем инвестиций должен превышать:

- млн. руб. – в городах Ростове-на-Дону, Таганроге;

- 500 тыс. руб. – в засушливых восточных районах области;

- 1 млн. руб. – в остальных городах и районах области;

- 140 млн. руб. – при вложении инвестиций во вновь созданное (приобретенное) в рамках реализации инвестиционного проекта имущество организации, предназначенное для эксплуатации другими лицами и переданное в аренду или иное возмездное пользование.

Налоговые льготы предоставляются в виде установления пониженных ставок налогов:

- по налогу на имущество организаций - в размере 1,1%;

- по налогу на прибыль организаций - в размере 13,5% в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет.

В частности, областным налоговым законодательством определено:

1. Снижение ставки налога на прибыль организаций, и установление ее на уровне 13,5% в части сумм, зачисляемых в областной бюджет:

- инвесторам, осуществляющим инвестиционную деятельность на территории Ростовской области, в отношении прибыли, полученной от реализации продукции (работ, услуг), произведенной на производственных мощностях, созданных (приобретенных) в рамках реализации инвестиционного проекта, в порядке, установленном Администрацией Ростовской области;

- общественным организациям инвалидов;

- организациям, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25%;

- категориям налогоплательщиков в соответствии с Областным законом от 15 июля 1999г.№ 39-ЗС «Об экономической поддержке средств массовой информации и полиграфических предприятий в РО».

2. Для субъектов малого предпринимательства снижение ставки налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения до 10%, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов.

3. Осуществление реструктуризации задолженности по налогам, сборам, неналоговым платежам, а также пеням и штрафам в отношении организаций – инвесторов.

В целях поддержки бизнеса в настоящее время законодателями также рассматривается возможность установления понижающих коэффициентов по арендной плате за земельные участки и освобождение от уплаты налога на имущество организаций в отношении имущества, вновь созданного в рамках реализации инвестиционного проекта с объемом капитальных вложений 300 млн. рублей и более.

Организации, реализующие инвестиционные проекты на территории Ростовской области, смогут помимо льгот по налогам претендовать также на следующие формы государственной поддержки:

- возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам коммерческих банков;

- предоставление на конкурсной основе государственных гарантий Ростовской области по инвестиционным проектам;

Помимо инструментов бюджетно-налоговой поддержки модернизации в Ростовской области создаются механизмы государственно-частного партнерства по следующим направлениям:

- участие сторон в реализации инвестиционных проектов;

- участие Ростовской области в уставных (складочных) капиталах юридических лиц;

- предоставление государственного имущества Ростовской области в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление;

- заключение концессионных и иных соглашений и договоров, отвечающих целям и задачам государственно-частного партнерства;

Необходимым условием решения ключевых задач модернизации и развития области выступает обеспечение сбалансированности бюджета, последовательное снижение бюджетного дефицита и долговой нагрузки. По данным Министерства финансов Ростовской области дефицит консолидированного бюджета области составил: в 2009 году – 4,98 млрд. рублей, в 2010 году – 2, 25 млрд. рублей, в 2011 году – 3,35 млрд. рублей.

В целях укрепления доходной базы региональных и местных бюджетов планируются изменения на уровне федерального законодательства, которые будут направлены на совершенствование порядка взимания федеральных, региональных и местных налогов, зачисляемых в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, а также по отмене федеральных льгот по региональным и местным налогам.

Предполагаемые Правительством РФ изменения законодательства в этом направлении приведут к увеличению поступлений доходов от налога на имущество организаций и земельного налога в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, которые, по оценке Министерства финансов Российской Федерации, составят к 2013 году 122,5 и 1,3 млрд. рублей соответственно. И это вместо реальной налоговой поддержки регионам, призванным реализовывать программы модернизации!

Понятно, что такие меры приведут к потере льгот населением по транспортному налогу и налогу на имущество физических лиц, а предприятиями – льгот по налогу на имущество организаций, земельному и также транспортному. Дополнительные доходы, полученные при этом бюджетами, смогут привести только к росту социальной напряженности, и не решат проблему дефицита местных бюджетов по всей России.

Например, несмотря на принятые меры налогового регулирования и выравнивания, финансовая помощь бюджетам 463 муниципальных образований Ростовской области в 2010 году составила 46,4 млрд. рублей, или половину всех расходов областного бюджета, с ростом к уровню 2009 года на 4,4 млрд. рублей или 10,5%. [11]. В 2011 году из областного бюджета бюджетам городских округов и муниципальных районов перечислено межбюджетных трансфертов на сумму 53,6 млрд. рублей (рост 7,2 млрд. по сравнению с 2010 годом, или на 15,5%) [16].

Регионам нужна реальная налоговая поддержка в целях достижения ими самообеспеченности. В частности, необходимо:

- не урезать налоговые льготы, а предоставить регионам и муниципальным органам власти дополнительные полномочия в сфере управлении налогообложением;

- привести в соответствие состав региональных и местных налогов и расходных полномочий территорий;

- пересмотреть в сторону увеличения количество региональных и местных налогов, в том числе и за счет обязательных неналоговых платежей (т.е. их перевода в состав налогов);

- измененить нормативы межбюджетного перераспределения налоговых доходов с целью снижения дотационности территориальных бюджетов;

- разработать методики оценки эффективности вносимых в налоговое законодательство изменений.

Считаем, что следует как можно быстрее отобразить в законах идеи Правительства РФ об уточнении налогообложения сделок с интеллектуальной собственностью и некоторыми видами имущества, об упрощении процедур администрирования налогов.

В заключении нашего исследования хотелось бы отметить, что несомненно, государственная поддержка инноваций и инвестиций с помощью инструментов налоговой, бюджетной и таможенной политики должна быть реализована по двум основным известным направлениям:

во-первых, необходима поддержка спроса на инновации (создание стимулов для предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок);

во-вторых, необходима поддержка предложения инноваций (создание стимулов для эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции).

Налоговая и таможенно-тарифная политика для осуществления масштабной модернизации в стране и в регионах должна состоять из целого комплекса всеобъемлющих льгот и преференций инвестиционно-инновационной направленности, адресованных, прежде всего, производственному сектору экономики с высокой добавленной стоимостью, а не только ее добывающим отраслям. При этом целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для инновационного развития, таких как: нестабильность, сложность и запутанность налогового законодательства, высокая налоговая нагрузка, излишняя централизация налоговых доходов на федеральном уровне.