Государство государство государство
агент БЮРОКРАТИЯ принципал агент БЮРОКРАТИЯ принципал
Рис. 5. Взаимоотношения общества и бюрократии с точки зрения проблемы «принципала – агента».
Необходимо обратить внимание на тот факт, что, для того чтобы установить непредвзятую меру отношений между индивидами, государству требуется создать нормы, адекватно отражающие действительность и не зависящие от нее. В этом заключается одно из основополагающих внутренних противоречий бюрократии: представители государственного аппарата считают, что право применяется ими объективно и справедливо, и «использует силу и средства подданных так, как сочтет это необходимым… Государство всегда право»66.
Таким образом, возникает государственная иерархия, в которой решения, принимаемые «правителем», реализуются через государственных чиновников.
В публикациях советского периода причиной проявления бюрократизма в социалистическом обществе обозначалось сохранение государства. Отмечалось, что «наличие государства неизбежно предполагает и существование особого его аппарата, различных специализированных звеньев». В этом авторы видели «теоретическое объяснение и существование «чиновничества» как особого слоя … и неизбежных пока проявлений бюрократизма в разных звеньях управленческой деятельности»67. В работах также отмечалось, что при социализме сохраняется государство как орган власти и принуждения, следовательно, сохраняется и его аппарат с присущими ему противоречивыми тенденциями развития. Советские ученые использовали марксистский подход к определению «бюрократии»: позитивный и негативный. Так, в позитивном смысле бюрократия определяется как определенный социальный слой – государственное чиновничество, находящееся на службе у господствующих классов и выполняющее управленческие функции. В другом, негативном значении бюрократия определяется как особая форма организации государственного правления, имеющая место там, где существует противоположность между властью и народом, где частнособственнические интересы чиновничества составляют подлинную основу государства и определяют его угнетательскую сущность в обществе антагонизмов. Соответственно данному негативному значению трактовки бюрократии интерпретируется явление бюрократизма. Согласно А.Г. Худокормову, феномен бюрократизма есть порождение частных групповых интересов в ущерб общественным68. И с этим мнением сложно поспорить, так как очень часто аппарат управления полностью или частично работает на себя вместо того, чтобы работать на общество, а управляющие используют свое место в общественном разделении труда в ущерб управляемым и с этой целью обособляются от них и охраняют свои привилегии. Еще одним важным моментом в ходе исследования бюрократии советскими учеными было важно, что понятия «государство», «государственный аппарат» и «бюрократия» нередко использовались как синонимы.
С точки зрения Людвига фон Мизеса, советская бюрократия отождествлялась с «азиатской» бюрократией доиндустриальной восточной эпохи развития человеческой цивилизации. «Это не просто возврат человечества к восточному деспотизму, - писал он – при котором, как заметил Гегель, только один человек свободен, а все остальные – рабы. Ведь азиатские деспоты не вмешивались в каждодневную жизнь своих подданных…. В своем собственном хозяйстве и в семейной жизни простые люди обладали известной автономией. В современном социализме дела обстоят иначе. Он тоталитарен в полном смысле этого слова…. На протяжении всей своей жизни «товарищ» обязан беспрекословно подчиняться приказам верховной власти. Государство одновременно его опекун и работодатель. Государство решает, чем ему заниматься, как питаться и развлекаться. Государство указывает, как ему следует думать и во что верить»69. Бюрократия является инструментом осуществления всех этих планов. Правительство не может обойтись без бюрократических инструментов учреждений и методов. И поскольку взаимодействие в обществе невозможно без государственного управления, в каких-то пределах бюрократия всегда необходима.
Мало что изменилось в настоящее время. После провозглашения независимости России функции чиновников немного трансформировались: если раньше они курировали народно-хозяйственный комплекс, призывая к повышению эффективности социалистического производства на основе общественной собственности, то теперь их главным предназначением объявлено содействие развитию предпринимательства на основе частной собственности. При этом по сравнению с советскими временами в количественном отношении армия бюрократов значительно выросла. В данном случае можно констатировать, что государственно-бюрократический социализм плавно перерос в государственно-бюрократический капитализм.
Основная тенденция развития западной экономической науки в области институциональной и эволюционной экономической теории, а также в области теории управления экономическими системами направлена в сторону пересмотра прежней «классической» парадигмы бюрократии и принципов ее организации. Так, экономическая роль бюрократии стала предметом анализа и нормативного регулирования ее отношений с государством. Особую значимость приобрели экономические аспекты теории бюрократии, и сама администрация стала объектом изучения экономической науки. Более того, в настоящее время появилась новая разновидность бюрократов – люди, получившие высшее экономическое и политологическое образование и пытающиеся применить свои знания на деле.
Помимо признания экономической власти и влияния бюрократии особое методологическое значение имеет проблема соотношения государства и рынка, сближения методов государственной администрации и частного менеджмента. Именно теория "государственного менеджмента" послужила идеологией административных реформ 70-80 гг. ХХ столетия в США и Великобритании. Однако модернизация государственного аппарата в этом направлении не прошла безнаказанно: "маркетизация" бюрократии имела и разнообразные негативные последствия, в том числе снижение эффективности и статуса государственной службы. Ведь специфика государственного сектора в сравнении с частным достаточно велика. Этот сектор нельзя сводить к рынку и к предпринимательству. Пришло отрезвление и на Западе от результатов такой модернизации государственной службы, которая служит предостережением российским реформаторам государственного аппарата, ориентирующимся на слепое копирование зарубежных образцов.
Сейчас, как никогда, актуально предвидение Л. фон Мизеса о том, что никакая реформа не может превратить государственное учреждение в нечто подобное частному предприятию70. По утверждению учёного, правительство - это не предприятие, ориентирующееся на получение прибыли. Его деятельность нельзя контролировать при помощи баланса прибылей и убытков. Его достижения невозможно оценить в денежных единицах. Это принципиально важно для любого рассмотрения проблем бюрократии.
Данное высказывание, сформулированное Л. фон Мизесом и раскрывающее специфику бюрократического управления, имеет чрезвычайно важное значение для анализа происходящих ныне процессов коммерциализации государства, использования методов частного менеджмента государственной службой. С учётом этого положения должно оцениваться заявление о том, что государство приобретает смешанную, государственно-частную природу ("welfare mix").
Еще раз хотелось бы обратить внимание на тот факт, что бюрократия существует в обществе любого типа. Причем с развитием государственности развивается и бюрократия, выступающая структурным основополагающим элементом государственного аппарата. Бюрократия, таким образом, есть неотъемлемый атрибут государства, функционирование и развитие которого немыслимо без особой корпорации общества, «которая только тем и занята, чтобы управлять и которая для управления нуждается в особом аппарате…»71.
Однако на современном этапе не только бессмысленно, но и преступно было бы бороться за уничтожение бюрократии, когда она еще не выполнила своего исторического предназначения. По Марксу, капитализм, прежде чем исчезнуть, должен предварительно сформировать «человека трудящегося», то есть воспитать потребность человека в труде72. Бюрократия исторически воспитывает естественное уважение к закону и порядку, формируя «человека законопослушного» как ступени, предшествующей «человеку общественному» в полном смысле этого слова на эволюционной лестнице социальных типов личности. Само наличие механизма контроля над обществом дисциплинирует потенциальных нарушителей общественных норм и правил73. В этом состоит самоорганизующая, конституционализирующая функция бюрократии – наиболее значимая ее функция.
Обратимся теперь к ситуации в современной России. В настоящее время в России практически отсутствует традиция и гарантия защиты государством личных прав граждан. В этом заключается сущность негатива современной российской бюрократии, который препятствует формированию самой потребности граждан в защите государством их прав.
Казалось бы, напрашивается очевидный вывод о разрушительной для государства роли бюрократии в современной России. Однако такого однозначного заключения сделать нельзя. Парадокс состоит в том, что именно современная бюрократия, действующая сейчас вопреки общегосударственным и общенациональным интересам, призвана сыграть одну из решающих ролей в возрождении и укреплении российской государства. Сегодня утверждают, что в России слабое государство и сильная бюрократия. Но правда заключается и в том, что в нынешних условиях, когда высшие государственные учреждения не пользуются доверием и поддержкой населения, а легитимность государственной власти в целом проблематична, именно бюрократия (и никто другой) должна скрепить воедино огромное расползающееся геополитическое пространство Евразия, решить целый комплекс задач чрезвычайного характера, стоящих перед страной, переживающей перманентный системный кризис. Хотя современное российское чиновничество и представляет собой клиентарную74 бюрократию, но в результате успешной модернизации и санации не только государственной службы, но и социально-экономической системы в целом оно способно вернуть себе публичное предназначение и стать по-настоящему дщейственным управленческим аппаратом в стране.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография