logo
Региональная экономика / Кн

Предисловие

Настоящий момент в жизни страны, с точки зрения ее хозяйственного устройства, потенциала и перспектив дальнейшего развития характеризуется существенным обострением структурных проблем, опасным снижением конкурентоспособности как экономики в целом, так и подавляющей массы российских предприятий; также имеет место существенное проявление недовольства со стороны общества сложившейся ситуацией в организации и функционировании национального хозяйства практически на всех его уровнях. Ответом на данные запросы и вызовы должна, в частности, стать обновленная Концепция социально-экономического развития России до 2020 года, а также целый ряд решений правительства в ключевых сферах жизнедеятельности экономики и общества, прежде всего, в отношении инноваций, регулирования государственных закупок, в образовании и т.д.

Имевший место в конце минувшего десятилетия мировой финансово-экономический кризис, который, вполне возможно, будет иметь продолжение, особенно в тех странах, которые не в состоянии обеспечить необходимую социальную стабильность и качественное развитие экономики, особенно наглядно показал пагубность устранения государства от принятия необходимых мер по регулированию рыночного хозяйства. В то же время произошла серьезная деформация государственного регулирования в отношении проведения экономической политики, во все большей мере ориентированной на формирование теневых механизмов (противодействующих также становлению гибкого и эффективного рыночного хозяйства) реализации интересов бюрократии при тесном взаимодействии с привилегированным крупным бизнесом - в противовес интересам основной массы населения таких стран. Стало также очевидно, что в мировом экономическом развитии по-прежнему продолжают играть фундаментальную роль проблемы развития индустрии, сельского хозяйства, транспорта и строительства, а не только финансовые инструменты и информационные технологии. В связи с этим, как показывает успешный опыт Китая, наряду с финансовой и собственно инновационной политикой, решающее значение должно придаваться стабилизационной, структурной, промышленной, аграрной, социальной политике, а также – специальным целенаправленным действиям по поддержке цивилизованного бизнеса, прежде всего – в реальном секторе экономики.

Последние годы также показали, что существенно снизились темпы экономического развития, при том, что весьма неудовлетворительно решаются и задачи осуществления широко заявленной программы модернизации страны на новой организационно-технологической основе. Недостаточная адекватность и эффективность реализации принятой модели экономической политики является первопричиной серьезных экономических и социальных издержек, связанных с воздействием мирового экономического кризиса, а также явной неспособностью российской экономики к продуцированию и восприятию инноваций и инвестиций, усугубляющимися структурными проблемами хозяйства, значительной деградацией производственной и социальной инфраструктуры, критическим снижением уровня функционирования правовой системы. В то же время происходят определенные подвижки со стороны властей с точки зрения поиска и восприятия позитивных предложений со стороны бизнеса и научного сообщества для формирования современной сбалансированной стратегии социохозяйственного развития страны, которая бы позволила избежать опасностей и угроз, связанных с напряженной международной конкуренцией и максимально использовать потенциал и преимущества отечественной экономики. В настоящее время также наличествует значительное число концептуальных и практических разработок, подготовленных как научными коллективами, так и отдельными авторами (часть из них использована в данной коллективной работе), которые позволяют добиться действительного прорыва в формировании и применении стратегии социально-экономического развития страны, как в целом, так и по отдельным направлениям.

В настоящей монографии представлен широкий спектр работ по различным направлениям организации и управления социохозяйственными процессами; однако предложения и выводы, сформулированные авторами не претендуют на безусловную правильность и исключительную ценность в сравнении с другими подходами и альтернативными точками зрения. Тем не менее, представляется, многие из них могут и должны найти применение в формировании эффективной модели экономической политики, а также при разработке конкретных мер ее реализации на различных уровнях национального хозяйства.

Содержательная структура монографии, состоящей из 13 глав логически подразделяется на 2 части: в первых 8 главах проводится анализ модернизации социально-экономической системы страны, формирования приоритетов экономического развития, промышленной политики, стимулирования деятельности предприятий как ключевого звена отечественной экономики, создания условий для появления и позитивной трансформации экономических институтов. В 9-13 главах рассмотрен ряд актуальных проблем совершенствования национальной хозяйственной системы, включая исследование международных аспектов сотрудничества с использованием финансовых инструментов и механизмов, которые, как показано в данных материалах, вполне способны сыграть важную роль в обеспечении экономики необходимыми инвестиционными ресурсами, стимулировать улучшения в экспортно-импортной деятельности, способствовать решению социальных проблем.

Концептуальный анализ роли и места предприятий в российской экономике представлен в первой главе Г.Б. Клейнером. С его точки зрения, именно состояние российских предприятий в решающей степени определяет не только положение в отдельных отраслях и сферах российской экономики, но и состояние российского общества в целом. В главе, в частности, отмечается, что «…предприятия, таким образом, не только производят товары и услуги, но и образуют микросреду для большей части социума: практически каждый из нас является либо работником предприятия, либо потребителем товаров или услуг, производимых на предприятии». В представленном материале подробным образом рассматриваются основные экономические функции предприятия, позволяющие ему как «минисистеме» определять важнейшие процессы и результаты функционирования экономической системы в целом.

В результате проведенного исследования автор делает вывод о том, что главная причина неэффективности предприятий кроется не в неблагоприятных внешних для них факторах (как полагают большинство экономистов): налоговой системе, таможенном регулировании, административных барьерах, избыточной деятельности контролирующих органов и т.п., а определяется внутренними факторами: устаревшим оборудованием, слабым и своекорыстным менеджментом, оппортунистическим персоналом, низкой производственной дисциплиной, неэффективной организацией производства и т.д. При этом, центральной фигурой, определяющей не только оперативную деятельность, но и стратегию предприятия на средне- и долгосрочную перспективу на российских предприятиях должен стать не собственник, а системный, гуманитарно ориентированный, ответственный и справедливый менеджер-2020. Фактически речь идет о менеджериальной революции на российских предприятиях. Для широкого развития самодостаточных и, в то же время, социально ориентированных предприятий в российской экономике необходимо и формирование соответствующих институтов, для этого должен быть разработан и принят федеральный Закон о предприятии как самостоятельный нормативный акт, определяющий права, ответственность и лояльность каждого из участников производственно-финансовых и плановых процессов на предприятии.

Необходимость в кардинальной модернизации экономики, политики и идеологии современного российского общества, как отмечает во второй главе О.Ю. Мамедов, является очевидной; разногласия здесь касаются только форм, методов, инструментов, темпов и других конкретных параметров осуществления системной перестройки страны. На взгляд автора, мо­дернизация на настоящем этапе развития страны означает, прежде всего, усиление экономи­ческой свободы хозяй­ствующих субъектов. Это определяется как мирохозяйственными тенденциями (из которых, прежде всего, выделяется глобализация), так и особенностями функционирования экономики и государственного регулирования в России, необходимостью осуществления организационно-технологических инноваций, которые, в свою очередь, требуют существенной либерализации основных условий деятельности предприятий и граждан. А это на практике должно закономерно вести к сокращению роли государства в экономике, вытеснению его из тех сфер, в которых полным хозяином должен быть именно предприниматель.

Общее содержание проводимой в стране модернизации подразумевает, на взгляд автора, наличие трех ее важнейших характеристик и направлений: технократической, экономической и духовной. Однако данные характеристики, предусматривающие определение приоритетов при реализации основных направлений реализации экономической политики не раскрывают сущности осуществления модернизации в российских условиях, которая, прежде всего, выражается в том, что она есть поворот общества к ценностям гуманизма, демократии и либерализма. Об этом же свидетельствует проведенный анализ практики экономического развития различных государств (в том числе Китая и США) демонстрирующий, что именно создание условий для саморазвития бизнеса стало основой качественного роста их экономик. Особо подчеркивается также и то обстоятельство, что фактически главным организующим субъектом глубокой модернизации российской экономики может выступить только модернизиро­ванное государство, которое, однако, должно отвечать не столько за непосредственную реорганизацию экономической сферы, сколько за создание благоприятствующих политических условий.

На необходимость проведения системных научных изысканий в направлении углубления знаний о характере и природе экономического интереса применительно к специфическим условиям хозяйства России и в связи с проведением широкомасштабной модернизации указывают авторы третьей главы монографии Альпидовская М.Л. и Свитич А.А. При этом «экономический интерес» рассматривается в качестве одного из важнейших и наиболее сложных феноменов в системе экономических категорий. Интересы, как и выбор, являются для экономистов базовым понятием, которое не имеет формального общепринятого определения. Об этом явлении говорит тот факт, что в обширной литературе по этой проблеме, охватившей большой исторический отрезок, до сих пор нет единого суждения, касающегося природы интереса и его функций, являющихся центральным исходным моментом в методологии интересов. Так, например, в каждой из теоретических экономических школ показан анализ различных сторон категории «экономический интерес». В классической школе рассматриваются объективные условия формирования интересов, у меркантилистов – роль государственных интересов, в маржинальном подходе – рациональность экономических интересов. В противовес последним марксистская теория подвергает анализу антагонистическое противоречие классовых интересов. Неоклассики изучают личный интерес как инструмент достижения идеального состояния производства, а кейнсианцы – синтез психологических элементов с объективными механизмами функционирования экономических интересов. Институциональная же теория разбирает особую роль общественных норм, правил и традиций в формировании системы экономических интересов.

Однако что касается экономической практики как формы рационального поведения положение об обусловливающем значении материальных интересов лежит на поверхности проблемы. И так как в условиях рыночной экономики ведущим мотивом экономической деятельности служит получение прибыли, экономический интерес относится к числу материальных регуляторов общественной жизни человека.

В главе 4, написанной Вихаревым В.В., рассмотрена проблема сущности и содержания трансформации социально-экономической системы (СЭС) в современной экономической науке. Уточнено определение трансформации социально-экономической системы с точки зрения системного подхода. Обозначены и проанализированы методологические проблемы изучения и анализа трансформации СЭС, предложен способ их разрешения. Исследованы такие характеристики трансформации СЭС как объективность, дискретность, управляемость. Виды трансформации систематизированы в соответствии с различными классификационными признаками. Исследовано также современное состояние СЭС России, влияние трансформационных процессов на основные показатели СЭС, динамика основных экономических показателей за последние 10 лет и показателей, характеризующих уровень жизни населения в сравнении с различными странами мира.

В работе обозначены направления и выявлены тенденции трансформации СЭС России. Даны практические рекомендации по формированию в рамках трансформации социально-экономической системы России развитой институциональной инфраструктуры поддержки инноваций, которая позволила бы изменить направление трансформации в сторону инновационного развития, с целью обеспечения стабильного экономического развития экономики России.

Успешная модернизация невозможна без принятия сбалансированных мер по поддержке реального сектора экономики, т.е. без достаточно эффективной промышленной политики. Предложения по ее совершенствованию содержатся в главе 5, автором которой является Попов Р.А. На основе выявленных тенденций, отмечается, что характерные для последних десятилетий акцентированное развитие добывающих отраслей и спад в обрабатывающей промышленности России, наряду с обеспечением валютными ресурсами рыночных преобразований, создали ситуацию, сходную с «голландской болезнью», - когда инвестируется лишь то, что приносит наибольшую прибыль. Угасание некоторых отраслей, особенно машиностроения, чревато превращением российского производства в сырьевой придаток технически развитых стран, снижением уровня экономической и социальной безопасности страны.

Целенаправленная, на программной основе, модернизация обрабатывающей промышленности может, наряду с технологическим подъемом, явиться одним из эффективных средств использования трудовых ресурсов, повышения технической культуры и уровня обеспеченности населения, - особенно в малых городах, поселках, станицах, деревнях, аулах и т.п. Решение размещенческой задачи на основе исследования технико- экономического состояния отечественной промышленности, маркетингового анализа с учетом пространственного социально-демографического фактора может выступить добротной основой позитиваций в этой сфере, преодоления дисбалансов в экономике территорий и страны в целом.

В главе 6, подготовленной Абеляном А.С. подвергнуто анализу состояние дел в российской экономике в течение последнего десятилетнего периода развития, в частности, делается вывод о том, что «регенерационный подъем» после спада был обусловлен занятием российской продукцией тех «ниш сбыта», которые образовались в результате дохода от роста экспортных цен на нефть и временного роста внутреннего спроса. На сегодняшний день возможности такого способа ведения хозяйственной деятельности себя уже исчерпали. В современной ситуации глобального спада мировой конъюнктуры страна будет обречена на сокращение темпов роста экономики, если не найдет внутренних источников развития, компенсирующих внешний спад. Единственным выходом из сложившейся ситуации для обеспечения нормального и стабильного роста является качественная и органическая модернизация российской промышленности.

В дальнейшем, на основе исследования важнейших качественных характеристик реального сектора экономики, изучения его производственно-коммерческой и институциональной структуры, делается прогноз возможных кратко- и долгосрочных изменений в промышленности России и формулируются предложения по совершенствованию ее управления. В качестве основной посылки для формирования обновленной экономической политики может служить то, что модернизация промышленности должна носить системный характер, причем кардинальных изменений требуют все ее подсистемы. Важно также то, что развитие производств с высокой добавленной стоимостью – задача, которая потребует в современных экономических условиях не столько инноваций (ввиду несоответствия уровня состояния активов и развития НТП), сколько построения новых производств и секторов хозяйств. С этим должны быть связаны и меры по совершенствованию экономического, прежде всего - налогового законодательства.

В главе 7, написанной Качаловым Р.М. изложены результаты исследования и классификации видов и направлений нежелательных изменений отдельных экономических институтов, а также итоги анализа сложившейся в России к настоящему времени институциональной среды1. Данное исследование базируется на предположении, что изменения могут быть следствием: во-первых, эволюции институциональных систем, то есть, появления новых институтов или отторжения действующих и, во-вторых, деформации (преднамеренной или хаотической) параметров функционирования уже существующих институтов. Изменения экономических институтов трактуются в работе как проявления некоторых факторов риска нежелательных изменений содержания экономических институтов или факторов риска нежелательного применения институтов в реальной экономической деятельности.

Важным инновационным ресурсом заявленной в России стратегии модернизации, как отмечается в главе 8, авторами которой являются Губарь О.В., Дмитриева В.Д., Попов М.В., выступает Интернет, информационные и коммуникационные технологии которого стёрли границы привычного пространства и сформировали новый формат жизнедеятельности человечества. Инновационные технологии порождают все новые объекты, выходящие за рамки считающегося реальным физического мира, а в расширяющемся виртуальном мире кибер-пространства доминируют нематериальные и виртуальные блага. Все это изменяет ценностные (стоимостные) регуляторы хозяйственной деятельности в сторону их дематериализации, приводит к возникновению новых институциональных норм, на данном этапе эволюционирующих из неформальных в формальные.

Актуальность проблем развития пионерных информационных технологий в условиях России обусловлена значимостью исследования проблем становления инновационной экономики: институциональных инноваций и формирования экономических отношений (в первую очередь собственности) по поводу таких новейших объектов, как программное обеспечение, доменные имена, геомаркеры, ключевые слова, услуги коммуникационного характера, web-страницы и др., при формировании прав на которые возникает множество еще не имеющих прецедентов для решения проблем. Эти проблемы рассмотрены в работе с позиции методологического обоснования формирования ценностных и нормативных основ институциональной среды российской экономики. Важным результатом исследования авторы также считают выявленные ими тенденции формирования новой стадии общественной интеллектуальной собственности и ее институционализации, возникновения новых сфер хозяйственной деятельности и усиления общественного разделения труда, а также трансформации социально-экономических отношений в инновационной сфере – формирование общественных классов нетократии и наемных рабочих Интернет-формата.

В главе 9, написанной Задоя А.А., отмечается, что успех любого крупного макроэкономического мероприятия в любой стране (например, пенсионной или налоговой реформы, структурной перестройки или изменения «якорной» валюты) зависит от того, насколько замыслы инициаторов корреспондируют с тенденциями мирового экономического процесса. Такова логика функционирования современного глобального хозяйства. Не является исключением в данном отношении и модернизация российской и украинской экономики. Целью исследования, результаты которого представлены в данном материале, является рассмотрение механизма влияния соотношения паритета покупательной способности и рыночного валютного курса национальной валюты на реализацию интересов экспортеров и импортеров товаров и капитала, а также разработка методики рейтингования стран в зависимости от степени и направлений этого влияния. Обосновывается, что курс национальной валюты является одним из параметров, определяющих направления, темпы и эффективность внешнеэкономической деятельности страны, значение которого не нужно недооценивать. От него во многом зависит динамика экспорта и импорта, масштабы прямых иностранных инвестиций, платежный баланс и т.п. Особую актуальность эта проблема приобрела в период мирового финансового кризиса, когда соотношение валют стало весьма динамичным и трудно предсказуемым.

Однако, как отмечает автор, абсолютное большинство работ посвящено влиянию именно рыночного валютного курса. Практически нет исследований, где бы предметом анализа было влияние соотношения паритета покупательной способности и рыночного курса на направления международной экономической деятельности. А ведь очень часто за стабильностью рыночного валютного курса могут скрываться процессы, которые даже в большей степени определяют реализацию интересов экспортеров и импортеров, инвесторов и стран-реципиентов.

Проведенный анализ влияния соотношения паритета покупательной способности и рыночного курса национальной валюты на мотивацию поведения субъектов внешнеэкономической деятельности позволяет сформулировать ряд теоретических и практических выводов. В частности, отмечается, что возможности использования валютного индекса для усиления конкурентных позиций в сегодняшнем глобализированном мире довольно ограничены. Ни одна страна, для которой характерная переоценка доллара, не смогла обеспечить достойного уровня ВВП на душу населения. Для Украины (как и для России) дальнейшее стимулирование экспорта путем девальвации национальной валюты практически исчерпано. Поэтому пути повышения конкурентоспособности экономики нужно искать внутри страны: в повышении качества продукции, ее технического уровня, снижении затрат и т.п.

Устойчивое развитие социально-экономической системы, тем более, переживающей период модернизационных преобразований, невозможно без совершенствования бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования. Как отмечают авторы главы 10 Алешин В.А. и Челышева Э.А., суть этих изменений состоит в переходе от монетаристской концепции улучшения состояния финансовой системы, не учитывающей состояние реального сектора экономики - к концепции функциональных финансов, подчиненных задачам эффективного использования всех видов ресурсов в целях инновационного развития страны. В работе всесторонне рассмотрены различные аспекты современной финансовой политики применительно к условиям модернизации, важнейшими из которых являются, прежде всего, использование налогов как механизма воздействия на инвестиции и инновации, таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство, проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения, бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития регионального развития.

Успех в реализации задач модернизации, несомненно, будет зависеть от государственной поддержки инноваций и инвестиций с помощью инструментов налоговой, бюджетной и таможенной политики, которая должна быть реализована по двум основным известным направлениям: в отношении поддержки спроса на инновации (стимулирования предприятий к модернизации и потреблению инноваций и научных разработок), а также в организации поддержки предложения инноваций (поощрения эффективной деятельности предприятий, формирующих предложение инновационной продукции).

Налоговая и таможенно-тарифная политика для осуществления масштабной модернизации в стране и в регионах должна состоять из целого комплекса всеобъемлющих льгот и преференций инвестиционно-инновационной направленности, адресованных, прежде всего, производственному сектору экономики с высокой добавленной стоимостью. При этом целью налоговой политики должно стать устранение имеющихся препятствий для инновационного развития, таких как: нестабильность, сложность и запутанность налогового законодательства, высокая налоговая нагрузка, излишняя централизация налоговых доходов на федеральном уровне.

В 11 главе, написанной Сазоновым С.П., Лукьяновой А.В., Деребизовой С.А., Алиевым Р.А. проанализированы некоторые актуальные направления реформирования бюджетной системы Российской Федерации, к которым относятся проблемы повышения эффективности и качества управления общественными финансами. Наряду с такими составляющими, как развитие практики среднесрочного бюджетного планирования, переход к преобладающему значению программно-целевых методов планирования и организации бюджетного финансирования, обеспечение полной «прозрачности» всего бюджетного процесса, задача существенного улучшения качества управления общественными финансами на всех уровнях бюджетной системы страны включает в себя и ориентацию на повышение эффективности бюджетных расходов.

В работе изложены основные теоретические, методические, методологические подходы, инструменты и механизмы модели бюджетирования, ориентированного в практике бюджетного планирования расходов социально-значимых отраслей на региональном и муниципальном уровне и оказания государственных (муниципальных) услуг. На основе проведенного теоретико-методологического анализа и анализа имеющейся законодательной базы сформулирован вывод о том, что в практической работе в данном направлении логично было бы объединить структурный и индексный методы в единую категорию – учетных методов и выделить в отдельную группу нормативный метод. Предлагается и обосновывается также использование двух основных подходов к оценке стоимости государственных (муниципальных) услуг в целях формирования государственных (муниципальных) заданий: нормативно-подушевого и учетно-подушевого метода расчета стоимости государственных (муниципальных) услуг.

Проблемы финансового оздоровления организации на примере санаторно-курортного сектора рассмотрены Винниковой Е.В. в главе 12. В данном материале на основе анализа теоретических подходов к понятию «финансовое оздоровление» уточнен понятийный аппарат, связанный с применением данной категории. Показано, что понятие «финансовое оздоровление» необходимо рассматривать как упреждающую меру возникновения кризиса на всех этапах жизненного цикла организации, с целью восстановления финансовой устойчивости и платежеспособности в текущем периоде и долгосрочной перспективе. Разработана модель взаимосвязи финансовых кризисов организации, процедур и концепций финансового оздоровления и антикризисного управления; проведен анализ аналитического потенциала различных методических подходов оценки финансового состояния организации; разработана стратегия финансового оздоровления санаторно-курортного учреждения, учитывающая факторы несостоятельности, включающая стратегический план и мероприятия по основным направлениям жизнедеятельности учреждения (маркетинг, производство услуг, кадры и управление, финансы); сформулированы предложения по формированию механизма государственной поддержки и стимулированию развития санаторно-курортных учреждений социально и экономически значимых для развития региона, и разработке мероприятий, направленных на поддержание финансовой устойчивости на основе мониторинга их финансового состояния с внесением в обязательную статистическую отчетность на муниципальном и региональном уровнях управления соответствующих дополнений.

Авторы главы 13 Мочалин С.М. и Александрова Ю.И., подвергнув анализу проблематику развития страхового рынка в России, отмечают, что современное состояние страхового рынка Российской Федерации характеризуется ростом поступлений страховых премий, существенным разрывом в доходности страховых компаний, ужесточением неценовой конкуренции. В связи с этим приобретают особое значение взаимоотношения с различными типами клиентов, в рамках которых страховые компании изменяют действующие системы продаж. При этом наиболее перспективным сегментом рынка считаются физические лица, именно для работы с ними страховщики создают собственные агентские сети. Являясь одним из самых гибких каналов продаж страховых услуг, эффективно действующая сеть становится основой страхового розничного бизнеса, существенным конкурентным преимуществом, основой стратегического развития страховой компании.

В связи с этим появляется необходимость разработки стратегии, которая, учитывая особенности деятельности в сфере страхования и функционирования агентской сети, позволит определить и занять достойное место на страховом рынке, предоставляя конкурентоспособные страховые услуги, систематизировать действия и взаимоотношения внутри организации для достижения поставленных целей в соответствии с ресурсами компании.

В целом содержащиеся в настоящей монографии материалы позволяют обозреть достаточно широкий спектр актуальных проблем современного экономического развития, прежде всего, в аспекте системного переосмысления экономической политики применительно к российским реалиям; в связи с этим, авторский коллектив выражает надежду на то, что данная работа вызовет некоторый интерес у научного и бизнес-сообщества и будет востребована для использования в научно-образовательной и экономической деятельности.

В.В. Сорокожердьев

АВТОРСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Алешин Валерий Алексеевич - д.э.н., профессор, декан экономического факультета ЮФУ (Ростов - на Дону)

Алиев Руслан Фейзулахович - заместитель начальника отдела министерства финансов Астраханской области (Астрахань)

Абелян Акоп Сарибетович - к.э.н., доцент, проректор Северо-Кавказского института бизнеса, инженерных и информационных технологий (Армавир)

Альпидовская Марина Леонидовна – д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве РФ» (Москва)

Александрова Юлия Викторовна – аспирантка ФГБОУ ВПО Сибирская автомобильно-дорожная академия (Омск)

Винникова Елена Владимировна - к.э.н., доцент филиала Российского государственного социального университета (Анапа)

Вихарев Вадим Вячеславович - ассистент кафедры экономики и управления производством ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» (Краснодар)

Губарь Ольга Владимировна – д.э.н., профессор кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (Ростов - на Дону)

Деребизова Светлана Анатольевна - к.э.н., заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (Волгоград)

Дмитриева Валерия Дмитриевна - аспирант кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (Ростов - на Дону)

Задоя Анатолий Александрович – д.э.н., профессор, первый проректор Днепропетровского университета имени Альфреда Нобеля (Украина)

Качалов Роман Михайлович - д.э.н., профессор, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН (Москва)

Клейнер Георгий Борисович - член-корреспондент РАН, зам. директора ЦЭМИ РАН (Москва)

Лукьянова Анна Васильевна - к.э.н., доцент, ведущий бизнес-аналитик АТ-Консалтинг (Москва)

Мамедов Октай Юсуфович - д.э.н., профессор, зав. кафедрой экономической теории ЮФУ, главный редактор журнала TERRA ECONOMICUS (Ростов - на Дону)

Мочалин Сергей Михайлович - д.т.н., доцент, декан факультета «Экономика и управление» ФГБОУ ВПО Сибирская автомобильно-дорожная академия (Омск)

Попов Ринад Александрович - д.э.н., профессор кафедры производственного и регионального менеджмента ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет» (Краснодар)

Попов Михаил Вячеславович - ассистент кафедры экономической теории Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (Ростов - на Дону)

Сазонов Сергей Петрович - д.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Экономика и финансы предприятий» Волгоградского государственного технического университета (Волгоград)

Свитич Андрей Алексеевич - эксперт Банка России, аспирант ФГБОУ ВПО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации» (Москва)

Челышева Эльвира Александровна - к.э.н., доцент ЮФУ (Ростов - на Дону)