logo
Региональная экономика / Кн

Структурное и институциональное состояние российской экономики

Состояние дел в российской экономике и анализ ее десятилетнего развития показывают, что “регенерационный подъем” после спада был обусловлен занятием российской продукцией тех “ниш сбыта”, которые образовались в результате дохода от роста экспортных цен на нефть и временного роста внутреннего спроса. На сегодняшний день ингибиторы этого процесса себя исчерпали, и он движется по инерции. В современной ситуации глобального спада мировой конъюнктуры страна будет обречена на сокращение темпов роста экономики, если не найдет внутренних источников развития, компенсирующих внешний спад.

Единственным выходом из сложившейся ситуации для обеспечения нормального и стабильного роста является качественная и органическая модернизация российской промышленности.

В отсутствие сколько-нибудь выраженной институциональной и инвестиционной политики государства структурные сдвиги в российской экономике приобрели явно регрессивный характер и выразились в быстрой деградации структуры отраслей высокого технологического передела. При этом наиболее серьезный регресс охватил современные предприятия по разработке и изготовлению средств производства и, на фоне продолжающегося в мире НТП, выразился в отставании России на 15-20 лет по уровню развития ключевых технологий современного ТУ.

Большинство производств ядра современного технологического уклада практически свернуто. Сокращение производства намного превышает спад производства других видов продукции; произошло практически полное их вытеснение с внутреннего рынка импортными аналогами. При этом существенно ухудшилась структура производства: в отличие от других успешно развивающихся стран, наращивающих производство товаров с высокой добавленной стоимостью, в России увеличение ВВП обеспечивалось главным образом экспортом энергоносителей и ростом торговли.

В структуре промышленного производства резко выросла доля топливно-энергетического и химико-металлургического комплексов при сокращении доли машиностроения. Произошедшая структурная деформация российской экономики привела ее в ловушку сырьевой специализации. Об этом ясно говорит гипертрофированное повышение веса сырьевых отраслей, ориентированных на экспорт, и деградация производства товаров конечного спроса, ориентированных на внутренний рынок. Если за последние полстолетия доля ТЭК сектора в мировой экономике снизилась с 15% до 9,3%, то в России она за последние 15 лет подскочила до 19 %.

Хаотическая ломка структуры российской экономики в ходе радикальных реформ привела к ее дезинтеграции и распаду некогда целостных технологических цепочек на автономные элементы, частично встроившиеся во внешние воспроизводственные контуры. Имеющиеся механизмы инвестиционной деятельности неспособны решить эту задачу. Государство фактически прекратило поддерживать инвестиционные процессы, а новые рыночные институты обеспечения расширенного воспроизводства, прежде всего, банковская система и фондовый рынок, не достигли достаточного для этого уровня. Специфической особенностью современной российской банковской системы является ее дисфункциональность. Большинство российских коммерческих банков не выполняют главную функцию трансформации сбережений в производственные инвестиции. Вместе с тем, финансовые возможности предприятий реального сектора экономики, несущих основную нагрузку поддержания инвестиционной активности в экономике, весьма ограничены. Объем амортизационных отчислений, являющихся главным источником финансирования инвестиций, составляет 2,2% к объему основных фондов (в 1990 г. -14%) при необходимости их обновления наполовину.

В настоящее время ежегодный износ фондов в промышленности составляет 5-7%, а их восстановление – 1-1,5%. При этом, соотношение амортизационных отчислений и первичной стоимости основных фондов снизилось с 21% до 3,2%. Соответственно, доля амортизации в общем объеме инвестиций снизилась с 50% до 26,2%. Фактически имеется постоянный дисбаланс в пропорции примерно 3:1, и при сохранении в дальнейшем такой тенденции неизбежна полная изношенность всех основных фондов.

Невелики и возможности финансирования инвестиций за счет прибыли. За исключением экспортно-ориентированных отраслей топливно-энергетического и металлургического комплексов, в которых объем прибыли остается весьма высоким благодаря сложившейся внешнеэкономической конъюнктуре, рентабельность во внутренне - ориентированных отраслях промышленности в среднем составляет около 6%, не позволяя финансировать расширенное воспроизводство основного капитала. В результате закрепляется сырьевая структура российской экономики: основная часть капитальных вложений в промышленность концентрируется в топливно-энергетическом и химико-металлургическом комплексах.

Норма накопления (отношение объема инвестиций к ВВП), упав более чем вдвое в начале реформ, остается на крайне низком уровне 18 - 20%. Мировой опыт трансформации экономик свидетельствует о том, что страны, осуществляющие модернизацию и структурную перестройку своей экономики в течение долгих периодов, демонстрировали очень высокий уровень инвестиций. В послевоенной Европе норма накопления вплоть до 70-х годов составляла 25%. В Японии в тот же период она достигала 30%, а в Южной Корее была еще выше. В период индустриализации в СССР, а также в проводящем модернизацию экономики современном Китае, норма накопления превышала 1/3, достигая 40% ВВП.

Искусственно сдерживая денежное предложение и удерживая ставку рефинансирования на уровне, существенно превышающем рентабельность внутренне ориентированных секторов экономики, Центробанк блокирует развитие всей банковской системы, ограничивая спрос на деньги краткосрочными спекулятивными операциями и сверхприбыльными добывающими отраслями. Своей кредитно-денежной политикой Центральный банк подталкивает конкурентоспособные предприятия к кредитованию за границей, подрывая тем самым возможности роста отечественной банковской системы и финансового рынка.

Сегодняшнему правительству РФ правила игры дик­тует психология «экспортно-сырьевой модели» развития экономики, домини­рующая у нас в стране. Когда доходы от экспорта сырья позволяют формировать бездефицитный бюджет, главной задачей становится задача финансовая - эти до­ходы принять, сохранить и правильно распределить. Функция развития оказыва­ется вторичной, у власти нет ни инструментов, ни организационного ресурса, ни интереса развивать другие источники доходов.

Сегодня необходимо вырабатывать новые инстру­менты экономической политики и от «управления расходами» государству пе­реходить к политике стимулирования развития «альтернативных» источников доходов, а значит - к поддержке реального сектора - малых, средних и крупных перерабатывающих предприятий, созданию условий для развития отечествен­ного производства, реализации эффективной программы развития тех отраслей и секторов экономики, которые вызовут новый промышленный спрос и станут ло­комотивами выхода страны из кризиса, своеобразными «точками роста».

Проблемы российской экономики станут очевидными, если проанализировать основные черты сырьевой модели:

Рис. 1 Показатели рентабельности производств предприятий отдельных отраслей. Источник: Росстат.

Следствием развития в рамках действующей модели является сохраняю­щийся с 1990-х гг. низкий уровень и низкие темпы роста производительности труда (выработка на одного занятого в натуральном и денежном выражении). Все исследования, проводившиеся в мире в последние 20 лет, показывают, что главное средство ее наращивания - рост эффективности бизнес-процессов и опти­мизация персонала. Важную роль играют конкурентная среда и общий уровень раз­вития экономики. Технические средства производства занимают третью строчку.

Опыт по­казывает, что отрасли специализации России (добывающая промышленность, сельское хозяйство и др.) традиционно обеспечивают наименьший вклад в рост производительности (рис. 2). Двигателями роста ведущих мировых экономик в 1990-е гг. являлись те сектора, которые никогда не получали реальной подде­ржки в постсоветской России, занимающие незначительную долю в структуре эко­номики.

Практика показывает, что существуют бесспорные недостатки рыночного регулирования (выделены академиком А.И.Татаркиным), а именно: наличие высококонцентрированных отраслей в экономике, экстерналии, связанные с квазиинновациями, ориентация на двусторонние взаимодействия; неприспособленность к согласованию многосторонних взаимосвязанных решений, которые могут быть преодолены проведением государственной промышленной политики.

Аргументы за проведение промышленной политики в отечественной экономике могут быть представлены в следующем виде:

Предназначение промышленной политики видится в повышении открытости экономики, с одной стороны, и необходимости сохранения ее целостности за счет синхронизации темпов развития основных экономических процессов – с другой.

Рис. 2. Вклад отраслей в рост производительности Европы и США. Источник: Росстат.

Современная промышленная политика России охарактеризуется рядом принципиальных особенностей:

Наиболее слабыми местами отечественной промышленности являются:

Состояние государственных финансов оказывает определяющее воздействие на реальную экономику, как в части выполнения бюджетных обязательств, так и в качестве стимулятора повышения инвестиционной активности и переориентации финансовых потоков со спекулятивных финансовых рынков в сферу материального производства.

Промышленная политика – это экономическая политика с позиций товарного производства, составной элемент государственного строительства, направленный на трансформацию отечественной экономики в одного из мировых лидеров по параметрам технологичности, производительности и качества.

"Промышленная политика" ("industrial policy") означает не только "секторальную политику", но и политику государства по содействию выхода промышленности из структурного кризиса за счет:

  1. преодоления несоответствия между возникающей новой технико-экономической парадигмой промышленного развития и институциональной структурой общества;

  2. завершения структурной перестройки промышленности в рамках единства технологической, отраслевой и институциональной перестройки как важнейшего этапа циклического развития структуры промышленности.

При формировании промышленной политики может быть использована типология экономических систем, разработанная Институтом экономики РАН.

В качестве типовых систем, определяющих развитие промышленного сектора, предлагается рассмотрение следующих их видов:

Системный подход к пониманию промышленной политики означает также, что государство должно не только поддерживать хозяйствующих субъектов, но и формировать приоритеты реализации промышленного потенциала и структурных преобразований, учитывать особенности экономического развития территорий, инициировать развитие благоприятной институциональной среды.

При разработке промышленной политики на базе системного подхода особое внимание необходимо обратить на согласованность и взаимный учет требований, предъявляемых к другим видам государственной политики, а также их запросов к формированию целей, принципов, форм и методов реализации промышленной политики.

Каждая экономическая система осуществляет функции, во-первых, по созданию, поддержанию существования, развитию и взаимодействию других систем; во-вторых, по ограничению или прекращению функционирования или взаимодействия других систем и, в-третьих, по поддержанию собственного существования и развития.

Все системы проходят определенные стадии жизненного цикла. В частности, промышленная политика на разных этапах функционирования и развития отрасли реализует специфические цели с позиции формирования ее структуры.

Центральное звено промышленной политики - создание современного высокотехнологичного, конкурентоспособного индустриального комплекса, а ее следствие - изменение структуры производства.

В современной промышленной политике должны быть учтены принципиальные особенности, которые отличают ее от традиционного понимания сущности этого понятия:

Сегодня промышленная политика России носит ярко выраженный импортозамещающий характер: огромные субсидии в сельское хозяйство и отрасли обрабатывающей промышленности идут за счёт эксплуатации доходного экспортоориентированного сырьевого сектора; механизм денежного перераспределения опирается на сдерживание внутренних цен на сырьевые товары, топливо и энергию, на прямые поставки сельскому хозяйству и льготные кредиты промышленности, на внушительную кредиторскую задолженность предприятиям ТЭК, на дешёвый импорт, присутствующий на российском рынке из-за отсутствия протекционистских мер, неразвитости правовых актов, общей деградации отечественного производства.

При всех импортозамещающих тенденциях в российской экономике, отечественные товаропроизводители не в состоянии удовлетворить внутренний спрос, отдавая солидную его часть на откуп импортируемым товарам. Поэтому проблема России видится не в импортозамещающей политики, а, скорее, в отсутствии чёткой стратегии экономического развития, в том числе и импортозамещающей.

Необходимо использовать положительные качества импортозамещающей промышленной политики (стабильная занятость, удовлетворение внутреннего спроса и т.п.) в синтезе с позитивными качествами экспортоориентированной модели (международное сотрудничество, улучшение конкурентоспособности национальной промышленности, участие в международном разделении труда). Такой синтез описанных выше моделей на основе инновационного развития даст экономике необходимый толчок к промышленному росту.

Взаимоотношения инновационного процесса с рыночной экономикой весьма противоречивы. С одной стороны, в рамках рыночных отношений проявляются такие стимулирующие инновационную деятельность критерии, как социальная активность, творческая инициатива, селекционная способность рынка обеспечивать отбор и выживание наиболее эффективных и адаптированных новаций.

С другой стороны, рыночные отношения не могут считаться совершенными для воздействия на инновационные процессы, поскольку в поведении хозяйствующих субъектов рынка преобладают краткосрочные, конъюнктурные решения, в то время как инновационная деятельность, как и инвестиционная, рассчитана на долгосрочный период; происходит игнорирование внепроизводственных факторов – экологии, социальной сферы и т. п.

Поэтому, для эффективного функционирования инновационной деятельности необходимо её государственное регулирование, для чего и предназначена инновационная модель промышленной политики.

Инновационная модель способствует развитию машинообрабатывающего комплекса, станко- и приборостроение с высокой добавленной стоимостью производимой продукции.

Недостатками инновационной модели можно считать необходимость расходования огромных денежных средств на развитие инновационной инфраструктуры и обновление производственного аппарата промышленности; неизбежно высокую роль государства в экономики страны, применяющего во многом не рыночные методы стимулирования инновационного развития производства.

Учитывая огромную капиталоёмкость данного процесса, разумным представляется проведение селективной промышленной политики на основе инновационного развития по отдельным конкурентоспособным отраслям (предприятиям), что будет способствовать, во-первых, быстрому развитию этих отраслей (предприятий) и закреплению их конкурентных преимуществ на рынке, а, во-вторых, избавит от затратного и малоэффективного процесса развития тех отраслей, которые не могут в данный момент «состязаться» с идентичными отраслями (предприятиями) в рамках разделения труда.