logo
Региональная экономика / Кн

Императивы менеджмента 2020

В итоге мы пришли к новому, расширенному и углубленному, по сравнению с традиционным, пониманию роли менеджмента современного предприятия. У этой роли две ипостаси. С одной стороны, это роль организатора производственно-хозяйственного процесса на предприятии, с другой – роль организатора стратегического процесса. Такое понимание высвечивает и риски, имманентно присущие работе руководителя предприятия. Менеджер как участник одновременно производственного и стратегического процессов становится своеобразным «играющим тренером», субъектом и объектом оценки одновременно. Вот как характеризует сферу интересов и ответственности менеджмента П. Друкер: «В сферу внимания и ответственности менеджмента входит все, что каким-либо образом оказывает влияние на производительность организации и результативность ее деятельности — внутри организации или за ее пределами, в подконтрольных организации сферах или в сферах, ею не контролируемых» (Друкер, 2007). Это предъявляет к современному менеджеру серьезные, многосторонние и в целом противоречивые требования функционального и личностного характера.

Первая группа требований касается восприимчивости менеджера к скрытой, но важной информации. Если отталкиваться от возможностей пяти чувств, имеющихся у человека, то подобные требования к менеджеру в метафорической форме могут быть сформулированы следующим образом.

Менеджер должен обладать системой рецепторов, позволяющих ему:

Требования, о которых идет речь, можно объединить термином «системный подход», или «системный менеджмент», если в качестве системы иметь в виду предприятие вместе с его внутренними подсистемами и внешними надсистемами, а в качестве системного подхода – умение воспринимать объект управления во всей его полноте, внутренних и внешних взаимосвязях, как наблюдаемых или улавливаемых, так и ненаблюдаемых и неосязаемых непосредственно. Поэтому менеджмент будущего – это прежде всего системный менеджмент.

Вторая группа требований определяет принципы разрешения конфликта интересов, неизбежно сопровождающего профессиональную деятельность менеджера предприятия. Для разрешения возникающих противоречий менеджеру необходимо, кроме перечисленных пяти обостренных чувств, шестое, также обостренное чувство – чувство справедливости. Это подразумевает и повышенное чувство объективности оценок, и чувство ответственности за управляемый объект и управляемый коллектив, и чувство эмпатии – умение понять чувства другого индивида.

Большинство ныне действующих руководителей предприятий формировало свою профессиональную и гражданскую позицию в «лихие» 1990-е или в начале 2000-х. В это время личный успех считался едва ли не единственным мерилом эффективности управленческой деятельности. В современной ситуации настала пора повышать системные и гуманитарные требования к менеджменту. Это серьезный вопрос, требующий и изменения системы профессионального образования, и системы критериев личной и общественной оценки, и, в какой-то степени, мировоззрения менеджера, и системы принятия решений по поводу назначения менеджеров.

К сожалению, в широкой развернутой ныне разработке комплексной стратегии социального и экономического развития России до 2020 г. («Стратегия-2020») вопрос об управлении и управленческих кадрах даже не ставится. Между тем именно сейчас, когда преодолены в основном последствия кризиса 2008–2011 гг., открывается возможность для решения одной из ключевых проблем управления. Сейчас России остро необходима специальная целевая общенациональная научно-образовательная и воспитательная программа развития теории и совершенствования практики управления предприятиями. Результатом этой программы к 2020 г. должна стать подготовка корпуса новых менеджеров эпохи «развитого капитализма» в России и замена несистемного, неэффективного, несправедливого и своекорыстного менеджмента на большинстве российских предприятий. Одновременно в Стратегию-2020 необходимо включить раздел «Управление-2020», главенствующую роль в котором должно занимать управление предприятиями.

Центральной фигурой функционально-управленческого квартета на российских предприятиях должен стать не собственник, а системный, гуманитарно ориентированный, ответственный и справедливый менеджер-2020.