Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
Трансформационные процессы в СЭС России на сегодняшний день разнообразны, более того число их достаточно велико и вряд ли можно перечислить все. Как уже отмечалось, зачастую они тесно взаимосвязаны, и не всегда можно определить, следствием какого именно трансформационного процесса являются те или иные изменения в социально-экономической системе. Неотъемлемой частью исследования трансформации СЭС и составляющих её различных трансформационных процессов, является анализ количественных показателей, характеризующих изменения, происходящие в системе. Однако общепринятой методологии и какой-либо обозначенной группы показателей для исследования трансформации на сегодняшний день в экономической науке не существует.
Возникает вопрос, какими показателями можно измерить трансформацию социально-экономической системы. Нет таких показателей, глядя на динамику которых можно было бы констатировать, что трансформация СЭС произошла, но есть общепринятые показатели состояния социально-экономической системы страны по которым можно определить уровень развития системы, определить тенденции её дальнейшего развития и в какой-то степени, связав их с конкретными, обозначенными трансформационными процессами, дать оценку соответствия значений данных показателей тем значениям, которые должны иметь эти показатели СЭС по завершению трансформационного процесса.
Рассмотрим динамику ряда таких общепринятых показателей, характеризующих состояние СЭС России в сравнении с теми, к которым должна стремиться система в ходе трансформации. Данные показатели условно можно разделить на две группы:
- показатели, характеризующие экономическую сторону СЭС;
- показатели, характеризующие социальную сторону СЭС.
К первой группе показателей, которые характеризуют экономическую сторону СЭС можно отнести ВВП. Проанализируем показатели ВВП России (таблица 1). Номинальный ВВП России за последние 10 лет (в период с 2002 по 2011 гг.) вырос более чес пять раз, и составил в 2011 году 54369,1 млрд. руб., по сравнению с 10819,2 млрд. руб. в 2002 году. Если проследить динамику роста, то можно отметить устойчивый рост ВВП с 2002 до 2008 года, затем, в 2009 году, показатель резко снизился. Причиной всему стал мировой финансовый кризис. Дальнейший рост экономики в 2009 по 2011 гг. позволил вернуться в 2010 г. на докризисный уровень ВВП, а в 2011 превзойти и его. Такой устойчивый рост экономики свидетельствует об экономической стабильности СЭС России.
Реальный же ВВП с 2002 по 2011 гг. увеличился в 1,5 раза. И справедливости ради необходимо отметить неравномерное изменение в структуре ВВП. Так расходы на конечное потребление (реальные) увеличились в 1,7 раза (в том числе более всего увеличились расходы домашних хозяйств (в 2 раза), реальные государственные расходы увеличились в на 13,8 %, а реальные расходы некоммерческих организация сократились на 35,7%). Валовое накопление увеличилось в 6,4 раза, а реальное более чем в 2 раза. Экспорт увеличился в 4,4 раза, реальный в 1,6 раза. Импорт в 4,6 раза, а реальный в 3,1 раза.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что за 10 лет население стало потреблять больше, что говорит о росте благосостояния населения и росте качества жизни, увеличилась и доля иностранных товаров и услуг в потреблении, это в свою очередь показывает, что в структуре потребления население всё чаще отдаёт предпочтение иностранным товарам и услугам, что свидетельствует о большей конкурентоспособности зарубежных товаров и услуг, также о влиянии глобализации на ход трансформации социально-экономической системы России.
Таблица 1
Динамика ВВП России (составлена на основе данных Федеральной службы государственной статистики)
Показатели | Годы | Темп роста, % к 2001 г. | |||||||||
2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
1) ВВП России в текущих ценах, млрд. руб. | 10819,2 | 13208,2 | 17027,2 | 21609,8 | 26917,2 | 33247,5 | 41276,8 | 38808,7 | 45166,0 | 54369,1 | 502,5 |
в том числе: а) Расходы на конечное потребление | 7484,1 | 9058,7 | 11477,9 | 14438,2 | 17809,7 | 21968,6 | 27543,5 | 29269,6 | 32070,9 | 37035,8 | 494,9 |
- домашних хозяйств | 5409,2 | 6537,4 | 8438,5 | 10652,9 | 12974,7 | 16031,7 | 19966,9 | 20985,9 | 23475,9 | 27221,1 | 503,2 |
- государственного управления | 1942,4 | 2366,4 | 2889,8 | 3645,9 | 4680,4 | 5751,0 | 7359,9 | 8066,7 | 8369,0 | 9570,0 | 492,7 |
- некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 132,5 | 154,9 | 149,6 | 139,4 | 154,6 | 185,9 | 216,7 | 217,0 | 226,0 | 244,7 | 184,7 |
б) Валовое накопление | 2169,3 | 2755,1 | 3558,9 | 4338,7 | 5698,8 | 8034,1 | 10526,1 | 7344,8 | 10293,7 | 13848,6 | 638,4 |
- валовое накопление основного капитала | 1939,3 | 2432,3 | 3130,5 | 3836,9 | 4980,6 | 6980,4 | 9200,8 | 8535,7 | 9829,2 | 11398,0 | 587,7 |
- изменение запасов материальных оборотных средств | 230,0 | 322,8 | 428,4 | 501,8 | 718,2 | 1053,7 | 1325,3 | -1190,9 | 464,5 | 2450,6 | 1065,5 |
в) Чистый экспорт | 1167,5 | 1502,0 | 2086,5 | 2959,0 | 3425,9 | 2866,6 | 3812,6 | 2887,7 | 3716,1 | 4737,1 | 405,7 |
- Экспорт | 3813,7 | 4655,9 | 5860,4 | 7607,3 | 9079,3 | 10028,8 | 12923,6 | 10842,0 | 13533,6 | 16949,3 | 444,4 |
- Импорт | 2646,2 | 3153,9 | 3773,9 | 4648,3 | 5653,4 | 7162,2 | 9111,0 | 7954,3 | 9817,5 | 12212,2 | 461,5 |
2) ВВП Росси в ценах 2008 г., млрд. руб. в том числе: | 27312,3 | 29304,9 | 31407,8 | 33410,5 | 36134,6 | 39218,7 | 41276,8 | 38048,4 | 39669,0 | 41384,8 | 151,5 |
а) Расходы на конечное потребление | 16458,0 | 17458,5 | 19092,6 | 20835,0 | 22821,5 | 25369,6 | 27543,6 | 26460,5 | 27333,7 | 28645,7 | 174,1 |
- домашних хозяйств | 10366,6 | 11159,8 | 12550,7 | 14087,4 | 15799,7 | 18060,8 | 19967,0 | 18946,6 | 19912,9 | 21187,3 | 204,4 |
- государственного управления | 6390,0 | 6540,2 | 6679,0 | 6775,3 | 6931,9 | 7120,7 | 7359,9 | 7314,5 | 7212,1 | 7269,8 | 113,8 |
- некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства | 299,6 | 300,0 | 266,7 | 217,8 | 214,0 | 219,9 | 216,7 | 199,4 | 198,4 | 192,6 | 64,3 |
б) Валовое накопление | 4723,1 | 5396,9 | 6056,2 | 6631,1 | 7806,4 | 9526,5 | 10526,1 | 6209,8 | 8004,4 | 9797,4 | 207,4 |
- валовое накопление основного капитала | 4105,0 | 4677,6 | 5266,2 | 5823,9 | 6873,4 | 8316,0 | 9200,8 | 7877,2 | 8334,1 | 8834,2 | 215,2 |
в) Экспорт | 8401,8 | 9463,8 | 10581,3 | 11264,7 | 12089,8 | 12847,6 | 12923,6 | 12311,5 | 13173,3 | 13305,0 | 158,4 |
г) Импорт | 3076,3 | 3607,9 | 4447,1 | 5186,7 | 6290,1 | 7938,4 | 9111,0 | 6339,5 | 7994,1 | 9712,8 | 315,7 |
3) Индекс физического объёма ВВП России, % к предыдущему году | 104,7 | 107,3 | 107,2 | 106,4 | 108,2 | 108,5 | 105,2 | 92,2 | 104,3 | 104,3 | 99,6 |
Очень важным с точки зрения оценки показателей характеризующих трансформационные изменения в социально-экономической системе России является сравнительная характеристика ВВП России и темпов его роста с другими странами, а также сравнение данного показателя в расчёте на душу населения (таблица 2).
Таблица 2
ВВП ведущих стран мира
(таблица составлена на основе данных Федеральной службы государственной статистики96 и данных Международного валютного фонда97)
Страна | ВВП (по ППС), млн. дол. | Темп роста, % | ВВП на душу населения (по ППС), дол. | Темп роста, % | ||
2005 г. | 2010 г. | 2005 г. | 2010 г. | |||
МировойВВП | 54980,4 | 74384,980 | 135,3 | - | - | - |
США | 12376,1 | 14526,6 | 117,4 | 41674 | 47284 | 113,5 |
Китай | 5333,2 | 10119,9 | 189,8 | 4091 | 7519 | 183,8 |
Япония | 3870,3 | 4323,5 | 111,7 | 30290 | 33805 | 111,6 |
Индия | 2341,0 | 4000,0 | 170,9 | 2126 | 3339 | 157,1 |
Германия | 2514,8 | 2944,4 | 117,1 | 30496 | 36033 | 118,2 |
Россия | 1697,5 | 2231,0 | 131,4 | 11861 | 15837 | 133,5 |
Великобритания | 1901,7 | 2181,5 | 114,7 | 31580 | 34920 | 110,6 |
Бразилия | 1585,1 | 2178,5 | 137,4 | 8606 | 11239 | 130,6 |
Франция | 1862,2 | 2134,9 | 114,6 | 29644 | 34077 | 115,0 |
Италия | 1626,3 | 1778,8 | 109,4 | 27750 | 29392 | 105,9 |
Мексика | 1175,0 | 1564,9 | 133,2 | 11317 | 14430 | 127,5 |
Республика Корея | 1027,4 | 1466,1 | 142,7 | 21342 | 29336 | 137,5 |
Испания | 1183,5 | 1372,7 | 116,0 | 27270 | 29742 | 109,1 |
Канада | 1133,0 | 1334,1 | 117,7 | 35078 | 39057 | 111,3 |
Индонезия | 707,9 | 1033,0 | 145,9 | 3234 | 4394 | 135,9 |
Турция | 561,1 | 968,6 | 172,6 | 7786 | 13464 | 172,9 |
Иран | 734,5 | 888,3 | 120,9 | 10692 | 10865 | 101,6 |
Австралия | 671,5 | 883,8 | 131,6 | 32798 | 39699 | 121,0 |
Тайвань | 590,5 | 824, | 139,5 | 26068 | 35227 | 135,1 |
Польша | 518,0 | 723,0 | 139,6 | 13573 | 13936 | 102,7 |
В 2010 году Россия занимает 6-ю строчку в списке стран по уровню ВВП. В период с 2005 по 2010 гг. ВВП России увеличился на 31,4%, что лишь немного уступает темпам роста экономики всего мира (35,3%). Среди лидеров по темпам прироста необходимо отметить Китай (89,8%), Турция (72,6%), Индия (70,9), Республика Корея (42,7%). Страны Западной Европы и США имеют куда более скромные показатели по темпам прироста ВВП (см. таблицу 2).
Наиболее показательно сравнить ВВП стран мира в расчёте на душу населения. Здесь выявляется интересная тенденция: страны показавшие значительные темпы прироста ВВП – Китай, Турция, Индия, Индонезия, Корея – имеют относительно низкий уровень ВВП на душу населения. В то время как страны с высоким уровнем ВВП на душу населения, в частности США и Западная Европа, имеют низкие темпы прироста ВВП.
В обновленном рейтинге стран по уровню экономической свободы98 Россия переместилась на одну позицию вниз, заняв 144 место из 179 возможных. Такие данные были опубликованы американским исследовательским центром The Heritage Foundation и газетой The Wall Street Journal в январе 2012 года. Так же, как и по итогам 2011 года, наша страна набрала 50.5 баллов по шкале Индекса экономической свободы (Index of Economic Freedom99), что, по мнению составителей рейтинга, позволяет России входить в список стран, где условия для предпринимательской деятельности охарактеризованы как «с преимущественно несвободной экономикой» (таблица 3). Лидером же рейтинга уже на протяжении 18 лет является Гонконг (89.9 балла), за ним следуют Сингапур со значением индекса в 87.5 и Австралия - 83.1. В первую группу - «стран со свободной экономикой» - также вошли такие государства, как Новая Зеландия и Швейцария. Ряд существенных изменений претерпела первая десятка рейтинга, хотя некоторые страны лишь поменялись местами. Так, например, Канада раньше входила в группу «стран со свободной экономикой» со значением индекса в 80.8, а в 2012 году она переместилась в группу «стран с преимущественно свободной экономикой» со значением индекса в 79.9 баллов. Десятку лидеров замыкают Соединенные Штаты Америки, которые год назад занимали 9 место. В исследовании также отмечается, что США постепенно ухудшают свои позиции: значение индекса экономической свободы страны уменьшилось с 77.8 до 76.3 за минувший год, правительственные расходы достигли 40% ВВП, а совокупный государственный долг превысил размер экономики100.
Таблица 3
Рейтинг стран по экономической свободе
(источник: The Heritage Foundation101)
№ в рей-тинге | Страна | Индекс экономической свободы в 2012 году (балл) | Индекс экономической свободы в 2011 году (балл) | Изменение (балл) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Страны со свободной экономикой | ||||
1 | Гонконг | 89,9 | 89,7 | 0,2 |
2 | Сингапур | 87,5 | 87,2 | 0,3 |
3 | Австралия | 83,1 | 82,5 | 0,6 |
4 | Новая Зеландия | 82,1 | 82,3 | -0,2 |
5 | Швейцария | 81,1 | 81,9 | -0,8 |
Страны с преимущественно свободной экономикой | ||||
6 | Канада | 79,9 | 80,8 | -0,9 |
10 | США | 76,3 | 77,8 | -1,5 |
14 | Великобритания | 74,1 | 74,5 | -0,4 |
22 | Япония | 71,6 | 72,8 | -1,2 |
26 | Германия | 71 | 71,8 | -0,8 |
Страны с умеренно свободной экономикой | ||||
36 | Испания | 69,1 | 70,2 | -1,1 |
48 | Израиль | 67,8 | 68,5 | -0,7 |
64 | Польша | 64,2 | 64,1 | 0,1 |
67 | Франция | 63,2 | 64,6 | -1,4 |
73 | Турция | 62,5 | 64,2 | -1,7 |
Страны с преимущественно несвободной экономикой | ||||
92 | Италия | 58,8 | 60,3 | -1,5 |
99 | Бразилия | 57,9 | 56,3 | 1,6 |
115 | Индонезия | 56,4 | 56 | 0,4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
123 | Индия | 54,6 | 54,6 | 0 |
138 | Китай | 51,2 | 52 | -0,8 |
144 | Россия | 50,5 | 50,5 | 0 |
Страны с несвободной экономикой | ||||
153 | Беларусь | 49 | 47,9 | 1,1 |
158 | Аргентина | 48 | 51,7 | -3,7 |
163 | Украина | 46,1 | 45,8 | 0,3 |
171 | Иран | 42,3 | 42,1 | 0,2 |
174 | Венесуэла | 38,1 | 37,6 | 0,5 |
179 | Северная Корея | 1 | 1 | 0 |
Таким образом, СЭС России по целому ряду показателей включаемых в индекс экономической свободы, практически не претерпела изменений за прошедший период, в отличие от социально-экономических систем большинства стран, что в свою очередь говорит о том, что кардинальных перемен, характеризующих трансформационные процессы, в СЭС России не произошло.
В рейтинге стран с наиболее и наименее благоприятными условиями для инвестирования, Россия занимает 130 место, соседствуя с такими государствами как Пуэрто-Рико и Кыргызстан – таков результат подготовленного Национальным Рейтинговым Агентством (НРА) исследования инвестиционной привлекательности стран мира102. Итоговый уровень данного рейтинга включает комплексную оценку стран мира ведущими мировыми экспертами по различным критериям, таким как уровень жизни, условия и уровень рисков ведения бизнеса, уровень экономической свободы, уровень коррупции и т.д. Россия относительно 212 стран, по которым был рассчитан индекс, за три прошедших года улучшила свои позиции (таблица 4). Так, если по итогам 2008 года она занимала 137 позицию, то по итогам 2010 уже занимает 118 место. Это свидетельствует о том, что текущие процессы вызывают положительные изменения в СЭС России. Тем не менее, если смотреть на ситуацию в целом, то наша страна все же проигрывает большинству европейских государств, а также странам северной и центральной Америки. Если рассматривать страны БРИКС, то нашему государству удалось занять в этой пятерке предпоследнее четвертое место, опередив по итогам 2010 года Китай. Что же касается лидеров рейтинга, то ими стали: Дания, Финляндия, Швейцария и Швеция. Соединенные Штаты Америки остаются на 12 позиции уже на протяжении двух последних лет, хотя их индекс и вырос с 1092.02 до 1102.11 пунктов103.
Таблица 4
Рейтинг стран по инвестиционной привлекательности
(источник: Национальное Рейтинговое Агентство104)
№ в рей-тинге 2010 г. | Страна | Итоговый балл (условные единицы) | Количество баллов (условные единицы) в 2010 году | Количество баллов (условные единицы) в 2009 году | Количество баллов (условные единицы) в 2008 году |
1 | Дания | 1 103,26 | 1 107,56 | 1 101,43 | 1 100,81 |
2 | Финляндия | 1 103,18 | 1 107,11 | 1 100,88 | 1 101,56 |
3 | Швейцария | 1 103,16 | 1 105,89 | 1 101,07 | 1 102,53 |
8 | Канада | 1 100,94 | 1 103,56 | 1 098,69 | 1 100,58 |
12 | США | 1 095,24 | 1 102,11 | 1 092,02 | 1 091,58 |
14 | Великобритания | 1 094,24 | 1 098,11 | 1 091,02 | 1 093,58 |
15 | Германия | 1 093,51 | 1 099,22 | 1 090,31 | 1 091,00 |
17 | Япония | 1 092,98 | 1 097,67 | 1 090,71 | 1 090,56 |
21 | Франция | 1 082,58 | 1 083,89 | 1 079,76 | 1 084,08 |
22 | Испания | 1 080,65 | 1 081,00 | 1 079,26 | 1 081,69 |
37 | Польша | 1 065,01 | 1 068,33 | 1 064,93 | 1 061,78 |
39 | Италия | 1 060,79 | 1 050,44 | 1 064,52 | 1 067,39 |
65 | Бразилия | 1 034,41 | 1 027,22 | 1 040,24 | 1 035,78 |
66 | Турция | 1 033,86 | 1 032,00 | 1 033,21 | 1 036,36 |
87 | Индия | 1 018,35 | 1 021,78 | 1 019,38 | 1 013,89 |
95 | Индонезия | 1 013,74 | 1 020,22 | 1 013,48 | 1 007,53 |
107 | Украина | 1 009,54 | 1 006,56 | 1 008,71 | 1 013,36 |
120 | Китай | 1 005,82 | 997 | 1 008,74 | 1 011,72 |
130 | Россия | 1 000,00 | 1 000,00 | 1 000,00 | 1 000,00 |
136 | Беларусь | 994,78 | 995,67 | 994,88 | 993,78 |
204 | Северная Корея | 962,1 | 964,56 | 959,86 | 961,89 |
Россия в рейтинге благоприятности деловой среды Doing Business 2012105 поднялась по сравнению с предыдущим годом на 4 позиции и занимает 120 строчку, говорится в материалах, опубликованных Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией. Соседями РФ стали Кабо-Верде и Коста-Рика - соответственно 119 и 121 позиции. Первую пятерку рейтинга по традиции открывают Сингапур, Гонконг (специальный административный район КНР), Новая Зеландия, США и Дания. Наиболее проблемными вопросами при ведении бизнеса в РФ составители рейтинга назвали получение разрешение на строительство, а также подведение электричества к объекту. В последнем случае РФ замыкает таблицу, находясь на последнем 183 месте, при этом за прошедший год авторы не видят изменений в данной сфере. Партнеры РФ по Таможенному союзу Белоруссия и Казахстан находятся на 69 и 47 месте соответственно. Украина опустилась со 145 на 152 место106.
Для характеристики трансформационных процессов социально-экономической системы России необходимо рассмотреть и группу «социальных» показателей, которые берутся за основу для общей оценки уровня жизни населения или уровня человеческого развития (таблица 5).
В 2011 году Россия заняла 66 место в рейтинге человеческого развития, в то время как в прошлом году страна находилась на 65 позиции, согласно данным двадцать первого по счету «Доклада о развитии человека» Организации Объединенных Наций. Возможно, на подобное уменьшение рейтинга повлиял кризис отечественной экономики. Тем не менее, индекс человеческого развития107 с годами увеличивается, например, если в 2005 году Россия имела показатель 0,725, то в настоящее время он вырос до 0,755, согласно динамике ИЧР. Основными показателями России является средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении – 68.8 лет, средняя продолжительность получения образования – 9.8 лет, средняя ожидаемая продолжительность получения образования – 14.1 лет, валовой национальный доход (ВНД) на душу населения – 14 561 доллар в год. На показатели России негативно влияют социальное неравенство, экологические проблемы, кроме того низкая продолжительность жизни, свойственная скорее неблагополучным странам108. Таким образом, показатели «социальной» группы стоят далеко не в первых рядах среди показателей характеризующих состояние СЭС России и изменения в ней протекающие. Здесь сказывается, прежде всего, последствия «дорогой» постсоветской трансформации СЭС России в 90-е годы. С одной стороны, справедливости ради, хочется отметить, что и невозможным было бы ожидать после таких потрясений социально-экономической системы, какие она переживала в 90-е годы, мгновенного улучшения качества жизни населения со всеми социальными гарантиями государства, но с другой стороны, более чем за 10 лет «стабильности» и бюджетной «наполненности» можно было достигнуть в этих вопросах большего. Однако, значительную роль в данном вопросе играет и политическая система страны, которая безусловно является сопутствующей социально-экономическим системам любой страны.
Таблица 5
Рейтинг стран по уровню человеческого развития
(источник: ООН109)
№ в рейтинге 2011 г. | Страны | Индекс человеческого развития (ИЧР) | Ожидаемая продолжи-тельность жизни при рождении (в годах) | Средняя продолжи-тельность обучения (в годах) | Ожидаемая продолжи-тельность обучения (в годах) | Валовой национальный доход (ВНД) на душу населения (в долл. США по ППС) | Рейтинг по ВНД на душу населения минус рейтинг по ИЧР | ИЧР, не связанный с доходом |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Страны с очень высоким уровнем ИЧР | ||||||||
1 | Норвегия | 0,943 | 81,1 | 12,6 | 17,3 | 47 557 | 6 | 0,975 |
2 | Австралия | 0,929 | 81,9 | 12 | 18 | 34 431 | 16 | 0,979 |
3-4 | Нидерланды | 0,91 | 80,7 | 11,6 | 16,8 | 36 402 | 9 | 0,944 |
3-4 | США | 0,91 | 78,5 | 12,4 | 16 | 43 017 | 6 | 0,931 |
5-6 | Новая Зеландия | 0,908 | 80,7 | 12,5 | 18 | 23 737 | 30 | 0,978 |
5-6 | Канада | 0,908 | 81 | 12,1 | 16 | 35 166 | 10 | 0,944 |
5-6 | Германия | 0,905 | 80,4 | 12,2 | 15,9 | 34 854 | 8 | 0,94 |
12 | Япония | 0,901 | 83,4 | 11,6 | 15,1 | 32 295 | 11 | 0,94 |
15 | Республика Корея | 0,897 | 80,6 | 11,6 | 16,9 | 28 230 | 12 | 0,945 |
16 | Дания | 0,895 | 78,8 | 11,4 | 16,9 | 34 347 | 3 | 0,926 |
17 | Израиль | 0,888 | 81,6 | 11,9 | 15,5 | 25 849 | 14 | 0,939 |
20-21 | Франция | 0,884 | 81,5 | 10,6 | 16,1 | 30 462 | 4 | 0,919 |
23 | Испания | 0,878 | 81,4 | 10,4 | 16,6 | 26 508 | 6 | 0,92 |
24 | Италия | 0,874 | 81,9 | 10,1 | 16,3 | 26 484 | 6 | 0,914 |
28 | Великобритания | 0,863 | 80,2 | 9,3 | 16,1 | 33 296 | -7 | 0,879 |
39 | Польша | 0,813 | 76,1 | 10 | 15,3 | 17 451 | 7 | 0,853 |
Страны с высоким уровнем ИЧР | ||||||||
56-57 | Мексика | 0,77 | 77 | 8,5 | 13,9 | 13 245 | 2 | 0,808 |
65 | Беларусь | 0,756 | 70,3 | 9,3 | 14,6 | 13 439 | -8 | 0,785 |
66 | Российская Федерация | 0,755 | 68,8 | 9,8 | 14,1 | 14 561 | -13 | 0,777 |
72-73 | Венесуэла | 0,735 | 74,4 | 7,6 | 14,2 | 10 656 | -2 | 0,771 |
76 | Украина | 0,729 | 68,5 | 11,3 | 14,7 | 6 175 | 24 | 0,81 |
92-93 | Турция | 0,699 | 74 | 6,5 | 11,8 | 12 246 | -25 | 0,704 |
Страны со средним уровнем ИЧР | ||||||||
101 | Китай | 0,687 | 73,5 | 7,5 | 11,6 | 7 476 | -7 | 0,725 |
112-113 | Египет | 0,644 | 73,2 | 6,4 | 11 | 5 269 | -6 | 0,686 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
124-125 | Индонезия | 0,617 | 69,4 | 5,8 | 13,2 | 3 716 | -2 | 0,674 |
134 | Индия | 0,547 | 65,4 | 4,4 | 10,3 | 3 468 | -10 | 0,568 |
Страны с низким уровнем ИЧР | ||||||||
155-156 | Нигерия | 0,459 | 51,9 | 5 | 8,9 | 2 069 | -12 | 0,471 |
182 | Либерия | 0,329 | 56,8 | 3,9 | 11 | 265 | 5 | 0,504 |
Другие страны или территории | ||||||||
- | Корейская Народно-Демократическая Республика | - | 68,8 | - | - | - | - | - |
- | Мир в целом | 0,682 | 69,8 | 7,4 | 11,3 | 10 082 | - | 0,683 |
Более того в последнее время всё чаще можно заметить влияние тех или иных систем на функционирование и развитие всего мира (к примеру ситуация в Еврозоне), сменяя друг друга то «большая политика» определяет тенденции развития «большой экономики», то наоборот «большая экономика» диктует условия «большой политике» в подобных спорах чаше побеждает, как ни странно, «слабое звено»: если проблемы в экономике «большая политика» начинает её спасать (хотя зачастую раде себя же), если кризис политический, то ради «большой политики» можно пожертвовать «большой экономикой». Взаимодействие социально-экономической системы не ограничивается только политической системой, помимо неё СЭС взаимодействуют также с правовой, культурной, духовной и другими системами, но социально-экономическая и политическая системы каждой страны самые крупные, и, пожалуй, самые важные, поскольку от состояния данных систем, от изменений в них протекающих зависят многие факторы жизни людей: уровень заработной платы, условия жизни, социальные гарантии и т. д.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография