Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
Предоставление государственных и муниципальных услуг посредством современных инфокоммуникационных технологий, в рамках построения «Электронного правительства» в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»212, реализация которого обеспечит возможность получения гражданами Российской Федерации определенного спектра государственных и муниципальных услуг в электронном виде по принципу «одного окна».
Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, взаимодействие органов, предоставляющих государственные, муниципальные услуги, организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг или организующих предоставление государственных и муниципальных услуг, и заявителей, осуществляется на базе государственной информационной системы с которой интегрированы региональные и муниципальные информационные базы обеспечивающие ведение соответственно реестров государственных услуг субъектов Российской Федерации и реестров муниципальных услуг
Доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги, возможность подачи заявителем запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, обеспечение возможности получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги, возможность уплаты заявителем государственной пошлины за предоставление государственных и муниципальных услуг обеспечивается через Единый портал государственных и муниципальных услуг.
Составляющим элементом информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, используемой при предоставлении государственных и муниципальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 27.06.2011 №162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе»»213 станет Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах.
Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах определит размещение и получение информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг, платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также иных платежей, в случаях, предусмотренных федеральными законами, полномаштабное функционирование которой позволит с 1 января 2013 года обеспечить возможность физическому или юридическому лицу, обратившемуся в органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги с запросом о предоставлении государственной или муниципальной услуги, непредставления документов и информации об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные муниципальные услуги.
Исполнение требований законодательства по созданию, ведению, развитию и обслуживанию Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах должно обеспечить Федеральное казначейство.
Выполняя правоприменительную функцию по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации Федеральное казначейство выступает связующим звеном между плательщиками, являющимися получателями государственных и муниципальных услуг, с одной стороны, и органами государственной и муниципальной власти, которые предоставляют услуги, с другой стороны. Средства от платы за предоставленные государственные и муниципальные услуги аккумулируются на счетах, открытых органам Федерального казначейства.
Действующая сегодня в соответствии с нормативными правовыми актами схема взаимодействия органов Федерального казначейства, подразделений Банка России, кредитными организациями и администраторами доходов бюджета преобразуясь в целостный элемент интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» должна реализовать ряд имеющихся вопросов:
Обеспечения оперативного информирования администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ о проведенных в их адрес платежах.
Обеспечения информирования администраторов доходов бюджетов бюджетной системы РФ о платежах каждого физического лица.
Исключение необходимости самостоятельного заключения администраторами доходов бюджетов бюджетной системы РФ соглашений с каждой кредитной организацией для получения информации о платежах каждого физического лица.
Обеспечения для плательщиков удобных и оперативных способов получения информации о наличии неоплаченных начислений и задолженности по платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, а также выбора удобных способов осуществления платежей.
Исключение необходимости самостоятельного представления плательщиками администраторам доходов бюджетов бюджетной системы РФ информации и проведенных в их адрес платежах.
Существующая схема оплаты государственных и муниципальных услуг, построена так когда, государственным и муниципальным органам, оказывающим соответственно государственные и муниципальные услуги, приходится заключать соглашения со всеми кредитными организациями в целях получения от них детализированной (персонифицированной) информации о плательщиках, в случае если речь не о полноформатных платежных документах, в целях подтверждения плательщиками фактической оплаты.
Использование неполноформатных платежных документов отдельными кредитными организациями при осуществлении расчетов физических лиц с бюджетами бюджетной системы Российской Федерации (квитанций ПД-4) является препятствием на пути перехода органов государственной власти Российской Федерации к предоставлению государственных услуг в электронном виде.
С 15 июля 2010 года вступили в действие Указания Банка России от 15 июня 2010 года № 2467-У «Об особенностях осуществления безналичных расчетов через подразделения расчетной сети Банка России при проведении кредитными организациями электронных платежей на общую сумму документов, принятых от физических лиц для перевода денежных средств без открытия банковского счета органам Федерального казначейства»214 (далее Указания).
В соответствии с Указаниями, территориальные учреждения Банка России заключают с кредитными организациями соглашения о передаче кредитными организациями информации из платежных документов физических лиц, а также с территориальными органами Федерального казначейства для передачи, им данной информации в электронном виде.
Одновременно с платежным поручением на общую сумму кредитные организации формируют, и передают в электронном виде в территориальное учреждение Банка России, которое передает, территориальным органам Федерального казначейства расшифровку к соответствующему платежному поручению на общую сумму, с указанием всех необходимых для администратора доходов бюджета реквизитов плательщика.
Органы Федерального казначейства после получения указанных документов передают их в электронном виде администраторам доходов бюджета в результате, администраторы доходов избавляются от работы с документами получаемыми из кредитных организаций на бумажных носителях (ПД-4) и имеют всю необходимую для их работы информацию о платежах и плательщиках в электронном виде.
Порядок, установленный вышеназванными Указаниями, применяется при одновременном выполнении следующих условий:
- при переводе кредитными организациями денежных средств органам Федерального казначейства на банковские счета, открытые на балансовых счетах N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации", N 40503 "Счета организаций, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации", N 40603 "Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации", N 40703 "Счета негосударственных организаций. Некоммерческие организации", если корреспондентский счет кредитной организации и банковский счет органа Федерального казначейства открыты в подразделениях расчетной сети Банка России одного территориального учреждения Банка России;
- при наличии соглашения, заключаемого между органом Федерального казначейства и Банком России;
- при наличии соглашения, заключаемого между кредитной организацией и Банком.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2011 N 1184 «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде»215 за Федеральным казначейством закреплено требование по обеспечению документов для использования в электронном виде, содержащих сведения, подтверждающих информацию об уплате государственной пошлины, об оплате государственной услуги по предоставлению сведений, содержащие информацию о платежном документе.
В целях разработки электронного сервиса обеспечивающего передачу сведений, подтверждающих информацию об уплате государственной пошлины, об оплате государственной услуги по предоставлению сведений, содержащих информацию о платежном документе, с соблюдением технических требований к взаимодействию информационных систем в системе взаимодействия, утверждаемых Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Федеральное казначейство приказом от 29 июня 2011 года № 252 утвердило Правила оказания Федеральным казначейством информационных услуг по учету начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (далее Правила).
Являясь оператором информационной системы по учету начислений и фактов оплаты физическими и юридическими лицами государственных пошлин, денежных платежей (штрафов) и сборов (далее УНИФО), Федеральное казначейство организует привлечение кредитных организаций, главных администраторов доходов бюджетов, администраторов доходов бюджетов, Оператора Портала государственных услуг (далее Участники системы) и обеспечивает информационное и технологическое взаимодействие между Участниками системы и оператором информационной системы.
Причинами и объективными предпосылками для наделения Федерального казначейства полномочиями оператора электронной системы стали:
Осуществление Федеральным казначейством электронного документооборота с подавляющим количеством государственных заказчиков (всем государственным и муниципальным заказчикам выданы ЭЦП).
Функционирование апробированной технологии обеспечивающей взаимодействие с поставщиками через систему личных кабинетов на Едином портале государственных услуг или через кредитные организации, являющиеся участниками технологии УНИФО.
Наличие базы данных Общероссийского официального сайта для размещения информации о размещении заказов, содержащей информацию о всех государственных(муниципальных) заказах, по которым электронные счета-фактуры будут являться основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг) .
Функционирование системы УНИФО и взаимодействие с Порталом государственных услуг осуществляется Участниками системы через выполнение закрепленных Правилами условий оказания информационных услуг.
Рис 14. Схема взаимодействия Участников системы УНИФО
На рисунке 14 представлена схема взаимодействия участников УНИФО, в соответствии с которой гражданам предоставлена возможность получать информацию о своих начислениях или задолженности перед государством и осуществлять их оплату с применением единого идентификатора физического лица или альтернативных идентификаторов физического лица:
Через кредитные организации,
Посредством Портала государственных услуг, в «Личном кабинете».
В качестве единого идентификатора физического лица используется страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда России или реквизиты документа, удостоверяющего личность гражданина и может использоваться для любого администратора доходов бюджетов.
В качестве альтернативных идентификаторов физического лица используются: ИНН; номер водительского удостоверения; государственный регистрационный знак автомобиля.
Информация о начислении или задолженности, сформированная администраторами доходов бюджета и в обязательном порядке содержащая уникальный идентификатор начисления, направляется в Федеральное казначейство, где формируется единая база данных:
с информацией о начислениях, задолженностях;
фактом их оплаты;
подтверждением о зачислении платежей на счета Федерального казначейства через платежную систему Банка России.
Уникальный идентификатор начисления должен иметь следующую структуру:
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ... | 19 | 20 |
Код главы | Порядковый номер | Ключ |
где:
- 1 - 3 разряды - код главы по бюджетной классификации Российской Федерации для органа исполнительной власти - получателя платежа (администратора доходов бюджета);
- 4 - 19 разряды - уникальный код, формируемый каждым администратором доходов бюджета по своему алгоритму, а также автоматически присваиваемый в случае оформления заявления физического или юридического лица через Портал государственных услуг. Уникальный код должен обеспечивать в целом уникальность идентификатора начисления в рамках соответствующего главного администратора доходов бюджетов;
- 20 разряд - контрольный разряд, который рассчитывается по единому установленному для всех администраторов доходов бюджетов правилу.
Кредитными организациями и операторами платежных систем предусматривается предоставление сервиса по информированию граждан по соответствующему запросу со стороны гражданина об имеющихся у него неоплаченного начисления или задолженностях по оплате услуг с использованием различных платежных средств:
оплата пластиковой картой через банкоматы или интернет;
операционные кассы;
системы дистанционного банковского обслуживания и т.д.
Федеральное казначейство на Портал государственных услуг по запросу предоставляет информацию об имеющихся начислениях, фактах их оплаты и информацию о проведенных платежах через Банк России. В адрес кредитных организаций по запросу предоставляется информация об имеющихся начислениях и задолженностях.
Для главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов Федеральное казначейство в виде дополнительного сервиса осуществляет сопоставление информации о начислениях и информации о платежах, зачислениях так называемое квитирование начислений и платежей и передает результат квитирования в адрес главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов. Также возможно осуществление авансового платежа за предоставление государственной услуги.
При осуществлении авансового платежа и дальнейшей передаче информации о платеже оператору информационной системы должны указываться:
единый идентификатор физического лица или
один из альтернативных идентификаторов физического лица.
В случае, если ни один из указанных выше идентификаторов физического лица не будет указан, информация о платеже не будет передана администратору доходов бюджета. Информационный обмен осуществляется с использованием системы электронного документооборота Федерального казначейства и Единой системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ), созданной на основании Постановления Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. № 697. «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия»216.
Правилами предусмотрена ответственность Оператора информационной системы по обеспечению неизменности информации о начислениях, платежах, зачислениях, полученной от одних Участников системы и предоставляемой другим Участникам системы.
В свою очередь Участники системы несут ответственность за полноту и достоверность представляемой Оператору информационной системы информации о начислениях, платежах, зачислениях, подписанной электронной подписью уполномоченных лиц Участника и за соблюдением мер по обеспечению юридически значимого документооборота.
Создание и функционирование системы УНИФО создает ряд преимуществ для граждан:
получение полной и своевременной информации о начисленных платежах, оплатах и задолженностях в «Личном кабинете» плательщика из любой точки страны и мира,
упрощение процедуры оплаты государственных слуг, возможность оперативного (в режиме on-line) осуществления платежей,
оперативное (on-line) информирование плательщика и главного администратора (администратора) доходов бюджета о произведенных платежах и погашении задолженности.
В свою очередь государственные органы, органы местного самоуправления так же получают значительные преимущества при использовании данной технологии, а именно:
сокращение затрат на администрирование поступлений и уведомление граждан о начислениях, за счет унификации и централизации процедур;
повышение информированности главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов о состоянии начисления или задолженности по каждому плательщику;
сокращение объема невыясненных поступлений бюджетов всех уровней;
сокращение сроков между начислениями платежей и поступлением средств в соответствующие бюджеты.
В соответствии с Правилами присоединение к системе учета начислений и фактов оплаты платежей в бюджетную систему Российской Федерации для кредитных организаций является добровольным.
При этом обязательным требованием для кредитных организаций, присоединившихся к системе УНИФО, является либо использование полноформатных платежных документов по платежам в бюджетную систему Российской Федерации физических лиц, либо выполнение требований, предусмотренных Указаниями Банка России от 15 июня 2010 года № 2467-У.
Что же касается администраторов доходов бюджета, для них порядок присоединения к системе УНИФО также в настоящее время является добровольным, в рамках Правил присоединения.
Начиная же с 1 января 2013 года администраторы доходов бюджета обязаны будут передавать информацию, необходимую для уплаты денежных средств физическими и юридическими лицами за государственные и муниципальные услуги, а также иных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В свою очередь, и кредитные организации, организации федеральной почтовой связи, платежные агенты, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц, обязаны будут незамедлительно направлять в Государственную информационную систему информацию об уплате платежей.
Качественное и своевременное проведение мероприятий по присоединению кредитных организаций, администраторов доходов к функционирующей системе УНИФО позволит создать условия для становления Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах.
Для ведения полноценной Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах к 2013 году органы Федерального казначейства в 2012 году должны будут провести работу по заключению договоров присоединения к системе органов исполнительной власти субъектов и муниципальных образований.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИКАЗА МИНФИНА РОССИИ ОТ 21.07.2011 г. №86н «ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ (МУНИЦИПАЛЬНЫМ) УЧРЕЖДЕНИЕМ, ЕЁ РАЗМЕЩЕНИЯ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ И ВЕДЕНИЯ УКАЗАНОГО САЙТА»
Министерством финансов Российской Федерации от 21.07.2011г. издан приказ № 86н, утверждающий «Порядок предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта»217 (далее – Порядок 86н).
Порядком 86н определены следующие правила предоставления и размещения информации на официальном сайте органов Федерального казначейства:
Размещение информации об учреждениях на официальном сайте и ведение указанного сайта возложено на Федеральное казначейство;
Размещается информация о государственных (муниципальных) учреждениях и их обособленных структурных подразделениях, которым утверждено задание.
Учреждение обеспечивает открытость и доступность документов путем предоставления через официальный сайт:
Электронных копий документов;
Структурированной информации об учреждении.
Официальный сайт в сети Интернет должен обеспечить доступ граждан к информации об учреждении и его деятельности в разрезе следующих данных:
Паспорта государственного (муниципального) учреждения, включающего информацию об учредителе учреждения, органе исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, основных видах деятельности учреждения, руководстве учреждения, реквизитах документов о государственной регистрации;
Перечня предоставляемых учреждением государственных (муниципальных) услуг с указанием: потребителей услуг, перечня услуг, предоставляемых на платной и бесплатной основах, тарифов за услуги, предоставляемые на платной основе;
Показателей государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ), включающих описание категорий потребителей услуг, описание показателей качества предоставления услуг, объема предоставляемых услуг, порядка предоставления услуг, стоимости предоставления услуг:
Плановых показателей финансового состояния учреждения, включая нефинансовые активы, финансовые активы и обязательства:
Плановых показателей по поступлениям и выплатам учреждения (с выделением целевых средств, предоставляемых учреждению из бюджета публично-правового образования);
Фактических показателей деятельности учреждения в части выполнения государственного (муниципального) задания; исполнения бюджетной сметы, использования целевых бюджетных субсидий; перечня закрепленного за учреждением имущества (с выделением особо ценного имущества) с указанием характеристик и балансовой стоимости имущества; информации об использовании закрепленного за учреждением имущества в течение отчетного периода; сопоставления плановых и фактических результатов деятельности учреждения.
Структурированный вид размещаемой информации позволит обеспечить проведение необходимых контрольных процедур, гарантирующих полноту, актуальность и достоверность размещаемых сведений; поиск необходимой информации в соответствии с заданными критериями; группировку размещенной информации по определенным аналитическим признакам; сравнение и анализ размещенной информации по заданным критериям.
Органы Федерального казначейства в ходе ведения официального сайта обеспечивают - предоставление при необходимости учреждениям оборудованных рабочих мест в органах Федерального казначейства для размещения информации через официальный сайт; применение средств электронной подписи для обеспечения юридической значимости информации об учреждении и соответствующих электронных копий документов; ведение и актуализацию справочников; проверку в течение трех рабочих дней структурированной информации, предоставленной учреждениями; размещение на официальном сайте структурированной информации об учреждении и электронных копий документов; оперативное обновление и поддержание в актуальном состоянии сведений об учреждении на основе информации, предоставленной учреждением; бесперебойное функционирование официального сайта; защиту официального сайта от несанкционированного доступа.
Обозначенные мероприятия позволят предоставить гражданам простой и интуитивно понятный интерфейс просмотра структурированной и взаимоувязанной информации о государственных (муниципальных) учреждениях, поиска, анализа и сравнения такой информации, что позволит гражданам без знаний особенностей бюджетного процесса в Российской Федерации получать необходимые сведения о деятельности государственных (муниципальных) учреждений.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография