Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
В современных условиях модернизации российской экономики назрела острая необходимость кардинальных перемен в налоговой политике. Суть этих изменений состоит в переходе от монетаристской концепции улучшения состояния финансовой системы, не учитывающей состояния реального сектора экономики к концепции функциональных финансов, подчиненных задачам эффективного использования всех видов ресурсов в целях инновационного развития страны. Такое развитие требует поиска все новых дополнительных источников для наращивания инвестиционных и социальных расходов бюджета, что предполагает проведение существенных реформ системы налогообложения. Поэтому, не случайно в нашей стране начал разворачиваться новый этап налоговых реформ, направленных на стимулирование модернизации экономики. При переводе экономики на инновационный путь развития основная роль государства в регулировании налогообложения, состоит в разработке налоговых механизмов, способных обеспечивать формирование национальной инновационной системы. Одновременно, приоритетом Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остается создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Т.е., целью налоговой политики следует считать поиск оптимального паритета фискальной и стимулирующей функций налогообложения.
Как свидетельствует мировая практика, успешная инновационная деятельность невозможна без системы эффективной государственной поддержки. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется с использованием следующих механизмов:
- определения приоритетных направлений инновационной деятельности;
- формирования и реализации государственных, отраслевых и региональных инновационных программ;
- нормативно-правового обеспечения инновационной сферы;
- организации защиты прав и интересов субъектов инновационной деятельности;
- финансовой поддержки выполнения инновационных проектов;
- стимулирования организаций финансового сектора экономики, участвующих в кредитовании и реализации инновационных проектов;
- законодательного определения мер налоговой поддержки развития инновационной деятельности;
- развития современной инновационной инфраструктуры.
В экономической литературе выделяют 3 модели научно-инновационного развития, применявшиеся в разных странах:
1) ориентация в основном на лидерство в науке, реализацию крупномасштабных целевых проектов, как правило, со значительной долей инновационного потенциала в оборонном секторе (США, Англия, Франция);
2) ориентация на распространение нововведений, создание благоприятной инновационной сферы, рационализацию всей структуры экономики (Германия, Швеция, Швейцария);
3) стимулирование нововведений путём развития инновационной инфраструктуры, обеспечения восприимчивости к достижениям мирового научно-технического прогресса, координацию действий в науке и технике (Япония, Южная Корея).
Однако в чистом виде ни одна модель не реализовывалась, а обычно применялись их комбинированные варианты. В России, по всей видимости, придется также использовать все известные модели, а также их сочетание, с учетом ее значительного ресурсного потенциала.
В нашем исследовании мы проанализируем намеченные Российским государством методы налоговой и таможенно-тарифной поддержки инновационного развития страны.
Инвестиционное направление налогового стимулирования в западных странах начало активно развиваться, начиная с 70-х годов ХХ века. Разработанные при этом механизмы и инструменты налоговой поддержки инвестиций, в дальнейшем были использованы и для стимулирования инновационных процессов. Эти инструменты связаны с налогом на прибыль, налогом на имущество, специальными налоговыми режимами в технопарках, с таможенными преференциями, льготами по НДС и платежам на социальное страхование. Аналогичные инструменты налоговой поддержки модернизации экономики начали активно применяться и в России. В настоящее время Правительство РФ сворачивает антикризисные меры, и осуществляет все большую концентрацию ресурсов на мероприятиях, направленных на стимулирование и приток инвестиций в экономику, поддержку и реализацию инновационных проектов.
Обобщенным показателем эффективности научно-технической и инновационной деятельности для страны служит ее доля на мировом рынке наукоемкой продукции. В настоящее время доля России пока невелика, и составляет около 0,3%.
Основные направления инновационной деятельности и приоритеты инновационной политики определяются потребностями промышленного производства в технологическом перевооружении, наличием инвестиционных ресурсов, и мерами государственной поддержки. Приоритетными в сфере технологического обновления и повышения энергетической эффективности российской экономики являются проекты, одобренные Комиссией при Президенте РФ по модернизации и технологическому развитию экономики, по пяти направлениям: «Энергоэффективность», «Ядерные технологии», «Стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение», «Космос и телекоммуникации», «Медицинская техника и фармацевтика», создание научно-технологического комплекса в Сколково. Финансовое обеспечение этих проектов, осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств частных инвесторов.
Исходя из приоритетов экономического развития, в стране осуществляется реализация ряда федеральных целевых программ. Так, в 2011 году реализовывалось 43 федеральные программы, а в 2012 году намечено к реализации 37 программ (сокращение связано с завершением ряда программ).
Объем бюджетных ассигнований направляемых из федерального бюджета на реализацию федеральных целевых программ представлен в таблице 1.
Таблица 1.
Бюджетные ассигнования на реализацию федеральных целевых программ193млрд. рублей
Наименование | 2010 год | 2011 год | 2012 год | 2013 год | |||
проект | в %% к предыдущему году | проект | в %% к предыдущему году | проект | в %% к предыдущему году | ||
Всего (открытая часть) | 761,2 | 880,3 | 115,6 | 806,6 | 91,6 | 750,0 | 93,0 |
в том числе по приоритетным направлениям: |
|
|
|
|
|
|
|
Новое качество жизни | 150,6 | 172,3 | 114,4 | 138,9 | 80,6 | 101,5 | 73,1 |
Инновационное развитие и модернизация экономики | 436,5 | 541,7 | 124,1 | 572,9 | 105,7 | 579,3 | 101,1 |
Обеспечение национальной безопасности | 33,9 | 37,6 | 111,1 | 24,5 | 65,1 | 30,4 | 124,0 |
Сбалансированное региональное развитие | 121,2 | 113,5 | 93,6 | 54,2 | 47,8 | 33,3 | 61,5 |
Эффективное государство | 12,9 | 15,1 | 116,8 | 16,2 | 107,1 | 5,6 | 34,3 |
В последние годы налоговая политика в Российской Федерации также существенно продвигалась в направлении модернизации экономики. Приведем перечень основных инструментов налоговой поддержки инноваций в России, принятых Правительством РФ за последние годы:
1. По налогу на прибыль организаций:
1.1. Уточнен порядок учета расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки:
- установлен новый порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (далее - НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (в частности, сокращен до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций; отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата);
- определяется перечень статей расходов (заработная плата персонала, амортизационные начисления, материальные и прочие расходы), относимых к расходам на НИОКР для целей налогообложения прибыли организаций;
- расходы на НИОКР будут признаваться в составе прочих расходов в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они завершены;
- увеличен до 1,5% от выручки (втрое по сравнению с действовавшим ранее) норматив расходов на НИОКР, осуществляемых в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов;
- введен повышающий коэффициент, позволяющий учесть в расходах по налогу на прибыль организаций в 1,5 раза больше затрат на НИОКР, чем было фактически осуществлено (при этом утвержден перечень направлений исследований, затраты на которые принимаются с повышающим коэффициентом, и предусматривается, что налогоплательщики, использующие указанный порядок учета расходов, должны будут представлять в налоговый орган отчет по установленной форме о выполненных НИОКР);
- расширены условия для принятия в расходы затрат на профессиональную подготовку и переподготовку работников;
1.2. Введена возможность ускоренной амортизации основных средств с помощью «амортизационной премии» – немедленного списания на расходы до 10% первоначальной стоимости основных средств (30% – для 3-7 амортизационных групп);
- предоставлена возможность применения нелинейного (ускоренного) метода начисления амортизации, позволяющего отнести на расходы до 50% первоначальной стоимости основных средств в течение первой четверти срока их полезного использования;
- с 1 января 2011 года предусмотрена возможность списания в налоговом учете стоимости нематериальных активов инновационной направленности (исключительных прав на изобретения, промышленные образцы, полезные модели и др.) в течение двух лет через механизм амортизации.
1.3. Для организаций, осуществляющих образовательную и (или) медицинскую деятельность, удовлетворяющих предусмотренным Налоговым кодексом критериям, ставка налога на прибыль установлена в размере 0 процентов.
1.4. В связи с созданием технопарка "Сколково" участники проекта получили возможность использования освобождения от уплаты налога на прибыль организаций в течение 10 лет с момента регистрации в качестве участника проекта при условии, что размер выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) такого участника не превышает 1 млрд. руб. в год.
1.5. Произведено освобождение от налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц доходов, полученных при реализации приобретенных начиная с 1 января 2011 года долей, а также акций российских организаций, не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, и акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг и являющихся акциями высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики, при условии, что на дату реализации или иного выбытия (в том числе погашения) таких долей (ценных бумаг) они непрерывно находились в собственности налогоплательщика более 5 лет.
1.6. Субъектам Российской Федерации переданы полномочия по принятию решений об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в бюджеты субъектов Российской Федерации, и региональных налогов в форме инвестиционного налогового кредита.
2. Снижены тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование, в том числе:
- для организаций, получивших статус участников проекта "Сколково";
- для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий
- для хозяйственных обществ, созданных после 13 августа 2009 года бюджетными научными учреждениями в соответствии с законодательством;
- для российских организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство, выпуск в свет (в эфир) и (или) издание средств массовой информации.
При этом выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов в связи с применением пониженных тарифов страховых взносов компенсируются за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета.
3. По налогу на добавленную стоимость:
- освобождена от НДС передача исключительных прав и прав на основе лицензионного договора на изобретения, промышленные образцы, программы для ЭВМ, ноу-хау;
- освобожден от НДС и таможенных пошлин ввоз технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации;
- сняты ограничения для срока принятия к вычету НДС, уплаченного поставщикам и подрядчикам при капитальном строительстве;
- сокращен перечень документов, необходимых для подтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС при экспортных операциях: исключены из данного перечня документы, подтверждающие фактическое поступление выручки от реализации товаров (работ, услуг) на счет налогоплательщика в российском банке.
4. По налогу на имущество организаций:
4.1. Предусмотрено уменьшение налоговой базы на сумму законченных капитальных вложений на строительство, реконструкцию и (или) модернизацию вводимых, реконструируемых и (или) модернизируемых судоходных гидротехнических сооружений, расположенных на внутренних водных путях Российской Федерации, портовых гидротехнических сооружений, сооружений инфраструктуры воздушного транспорта (за исключением системы централизованной заправки самолетов, космодрома), учтенных в балансовой стоимости данных объектов.
4.2. Освобождено от налогообложения налогом на имущество организаций энергоэффективное оборудование сроком на 3 года с момента ввода в эксплуатацию, а также оборудование, используемое для создания научно-технической продукции.
5. Существует возможность применения инвестиционного налогового кредита, в том числе при проведении НИОКР, технического перевооружения, осуществлении внедренческой или инновационной деятельности.
5.1. Увеличена сумма инвестиционного налогового кредита с 30 до 100 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого для проведения научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства.
6. Предприняты следующие меры по совершенствованию налогового администрирования:
- обеспечено широкое использование электронных документов при взаимодействии налоговых органов с налогоплательщиками, и с иными участниками налоговых отношений (банками, регистрирующими органами), а также между налогоплательщиками при выставлении счетов - фактур по налогу на добавленную стоимость;
- производится упрощение процедур учета в налоговых органах организаций и физических лиц, совершенствование порядка проведения и оформления результатов налоговых проверок, вводятся дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков (закреплено право налогоплательщика знакомится с материалами дополнительных мероприятий налогового контроля).
В Бюджетном послании Президента РФ на 2012-2014 годы важнейшей предпосылкой и условием формирования новой модели экономического роста была названа долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы. Поэтому, наряду с мерами налоговой поддержки инвестиций и инноваций предусмотрена индексация в сторону увеличения ставок отдельных налогов (в основном НДПИ и акцизов), а также таможенных пошлин, что неминуемо повлечет увеличение поступлений по налогу на прибыль и НДС. По прогнозу Минфина России, запланированные изменения в налоговом и таможенном законодательстве Российской Федерации приведут к увеличению доходов федерального бюджета в 2011 г. на 0,5% к ВВП, в 2012 г. - на 0,8% к ВВП, в 2013 г. – на 1,1% к ВВП [1]. Т.е, сокращение дефицита федерального бюджета частично планируется обеспечить за счет увеличения доходной базы, а также за счет сворачивания антикризисных мер поддержки экономики. Увеличение доходной части федерального бюджета посредством реализации запланированных мер отражено в таблице 2:
Таблица 2.
Изменение доходной базы федерального бюджета в связи с предложениями, направленными на увеличение доходов194 млрд. рублей
№ | Наименование | 2011 год | 2012 год | 2013 год |
| Изменение законодательства – всего | 255,2 | 441,2 | 669,1 |
| %% к ВВП | 0,5 | 0,8 | 1,1 |
| в том числе: |
|
|
|
1. | индексация ставки НДПИ на газ горючий природный (с 1 января 2011 г. на 61,0%, с 1 января 2012 г. на 6,0%, с 1 января 2013 г. на 5,4%) | 51,3 | 60,4 | 69,1 |
2. | индексация ставки НДПИ на нефть (с 1 января 2012 г. на 6,5%, с 1 января 2013 г. на 5,4%) | - | 78,2 | 146,9 |
3. | индексация специфических ставок акцизов на табачную продукцию (установление ставок на сигареты с фильтром в 2011 г. на уровне 280,4 руб. за 1 тыс. штук, в 2012 г. – 360 руб., в 2013 г. – 460 руб.; на сигареты без фильтра, папиросы – на уровне 250 руб. за 1 тыс. штук, 360 руб., 460 руб. соответственно) | 20,1 | 34,7 | 49,6 |
4. | индексация ставок водного налога и платы за пользование водными объектами: в 2011 г. – в 1,25 раза к ставкам 2005г. (по водному налогу) и к ставкам 2007 г. (по плате за пользование водными объектами), 2012 г. – в 1,26 раза к ставкам 2011 г., 2013 г. - в 1,27 раза к ставкам 2012 г.) | 3,8 | 8,5 | 14,9 |
5. | установление ставок вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, в размере 56, 58, 60% от ставок пошлины на нефть в 2011-2013 годах | 5,8 | 27,5 | 48,0 |
6. | установление норматива зачисления в доходы федерального бюджета от поступления акцизов на бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, производимые на территории Российской Федерации, а также индексация ставок акцизов в 2011 г. на 1 руб. за 1 литр к действующим ставкам 2011 г., 2012 г. - индексация новых ставок 2011 г. в 1,06 раза + 1 руб. за 1 литр, 2013 г. - индексация новых ставок 2012 г. в 1,054 раза + 1 руб. за 1 литр | 82,9 | 87,3 | 139,7 |
7. | увеличение НДС в связи с индексацией ставок акцизов на табачную продукцию и нефтепродукты | 18,6 | 37,7 | 59,2 |
8. | увеличение ставки вывозной таможенной пошлины на никель с 5% до уровня в соответствии со шкалой ставок | 6,5 | 6,6 | 5,4 |
9. | установление ставки вывозной таможенной пошлины на медь в размере 10% | 8,9 | 7,4 | 6,5 |
10. | введение взимания вывозной таможенной пошлины на нефть, экспортируемую в Республику Казахстан | 46,8 | 47,8 | 47,7 |
11. | установление льготной ставки вывозной таможенной пошлины на нефть, добываемую на месторождениях Восточной Сибири | -37,8 | -20,4 | - |
12. | введение нового порядка взимания вывозной таможенной пошлины на нефть и установление вывозной таможенной пошлины на товары, выработанные из нефти, экспортируемые в Республику Беларусь | 75,1 | 76,3 | 76,6 |
13. | введение нового порядка взимания вывозной таможенной пошлины на газ, экспортируемый в Украину | -73,6 | -70,4 | -41,0 |
14. | изменение налога на прибыль организаций в связи с изменением законодательства по вывозной таможенной пошлине, НДПИ, водному налогу, плате за пользование водными объектами | -2,5 | -4,7 | -6,8 |
15. | установление задания акционерным обществам, акции которых находятся в федеральной собственности, по определению части чистой прибыли, подлежащей направлению на выплату дивидендов, дополнительно к учтенным в прогнозе дохода | 38,9 | 57,3 | 47,8 |
16. | установление задания федеральным государственным унитарным предприятиям по определению доли чистой прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет, дополнительно к учтенным в прогнозе доходам | 10,4 | 7,0 | 5,5 |
По расчетам указанные изменения в совокупности приведут к увеличению прогнозного объема доходов федерального бюджета в 2011 году на 255,2 млрд. рублей (0,5 % к ВВП), в 2012 году – на 441,2 млрд. рублей (0,8% к ВВП), в 2013 году – на 669,1 млрд. рублей (1,1% к ВВП).
На среднесрочную перспективу (до 2014 года) Правительством РФ также намечен ряд направлений поддержки инвестиций и модернизации с помощью инструментов налогового стимулирования (табл. 3).
Таблица 3.
Меры в области налоговой политики, планируемые к реализации в 2012 году и в плановом периоде 2013 и 2014 годов.195
Направления налоговой политики | Комментарий |
1. Налоговое стимулирование инновационной деятельности и развития человеческого капитала. | |
1.1. Снижение тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование 1.2.Совершенствование амортизационной политики 1.3 Стимулирование долгосрочного венчурного финансирования и повышение привлекательности инновационного бизнеса для частных инвестиций | - снижение совокупного тарифа страховых взносов с 34 до 30 процентов, и с 26% до 20% для льготных категорий плательщиков, у которых облагаются выплаты на одного работника в размере до 512 тыс. рублей в год. - разработка новых подходов к классификации основных средств на группы и определение норм амортизации для этих групп, учитывающих скорость развития технологий, влияющих на обновление основных средств. - разработка порядка отнесения акций российских организаций, обращающихся на организованном рынке, к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в целях налогообложения |
2. Мониторинг эффективности налоговых льгот | |
2.1. Оптимизация налоговых льгот 2.2. Анализ применения и востребованности налоговых стимулирующих механизмов
| - ревизия установленных на федеральном уровне льгот по региональным и местным налогам; - создание системы мониторинга и оценки результативности применяемых налоговых льгот с целью их продления или отмены - создание системы оценки налоговых расходов бюджетов, связанных с применением налоговых льгот и освобождений. |
3. Мероприятия по отдельным налогам | |
3.1. Акцизное налогообложение 3.2. Налог прибыль организаций 3.3. НДПИ 3.4.Водный налог 3.5.Специальные режимы налогообложения 3.6. Введение налога на недвижимость | - повышение акцизов на алкогольную, спиртосодержащую и табачную продукцию будет производиться опережающими темпами по сравнению с уровнем инфляции. - уточнение порядка налогового учета доходов от реализации имущества, права на которое подлежат государственной регистрации по закону; -уточнение порядка признания убытков в виде безнадежных долгов для целей налогообложения. - увеличение ставок НДПИ, взимаемого при добыче газа горючего природного, а в дальнейшем - привязка этих ставок к мировой цене по аналогией с НДПИ по нефти; - установление специфических ставок НДПИ по иным видам твердых полезных ископаемых (металлы, соли, строительное сырье и пр.); - индексация ставок водного налога. - с 1 января 2014 года система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности отменяется. Реформирование упрощенной системы налогообложения на основе патента. - формирование государственного кадастра недвижимости, а также порядка определения налоговой базы, в качестве которой должна выступать кадастровая стоимость объектов недвижимости. |
4. Совершенствование налогообложения при операциях с ценными бумагами и финансовыми инструментами срочных сделок | |
4.1. Принятие ряда решений, направленных на совершенствование налогообложения при совершении операций с еврооблигациями российских эмитентов, депозитарными расписками, а также при получении и выплате дивидендов | - урегулирование порядка налогообложения глобальных депозитарных расписок (GDR), американских депозитарных расписок (ADR), российских депозитарных расписок (РДР). - разработка правил налогообложения операций конвертации ADR, GDR и РДР в акции и обратно - из акций в депозитарные расписки; - решение проблем списания дебиторской задолженности при ликвидации эмитента (векселедателя). - разработка методологии налогообложения налогом на прибыль дивидендов при совершении операций РЕПО; - определение переченя конкретных услуг, оказываемых профессиональными участниками рынка ценных бумаг, которые можно освободить от НДС: брокерские, депозитарные, услуги управляющих активами, услуги андеррайтинга. - совершенствование процедуры зачета НДС для профессиональных участников рынка ценных бумаг в части определения соотношения облагаемого и необлагаемого оборота. |
5. Налоговое администрирование. | |
5.1. Внедрение инструментов, противодействующих уклонению от уплаты налогов 5.2. Совершенствование порядка уплаты (перечисления) и взыскания налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации
| - законодательное закрепление инструментов противодействия злоупотреблениям по минимизации налогов, использование практики арбитражных судов, а также зарубежного опыта. - разработка механизмов взыскания налогов за счет электронных денег, с валютных счетов и со счетов в драгоценных металлах в банках; - совершенствование административной процедуры урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами. |
Анализируя предложенные мероприятия можно отметить следующее. Безусловно, они будут достаточно эффективными, если будут разработаны соответствующие механизмы их реализации. Предстоит огромная работа по дальнейшей настройке налоговой системы на стимулирование модернизации экономики.
На современном этапе осуществления инноваций и реформ инструментами ее осуществления могут быть также:
- пересмотр состава налогов, сборов, взносов и пошлин, их роли и степени воздействия на инновационные процессы;
- упорядочение состава обязательных платежей, имеющих неналоговый характер, и придания им статуса налоговых платежей (в первую очередь – таможенным пошлинам), поскольку они все же существуют, и являются обязательными;
- включение в методологию алгоритма расчета налоговой нагрузки платежей, имеющих статус обязательных неналоговых;
- замена ряда действующих налогов на принципиально новые, соответствующие современным условиям функционирования финансового сектора экономики (например, в Евросоюзе предложен налог на финансовые транзакции);
- повышение статуса и роли в доходах бюджета налогов и платежей за природопользование (за землю, воду, лесные ресурсы, объекты животного мира и водные биоресурсы), а также платы за негативное воздействие на окружающую среду;
- усиление стимулирующего воздействия налогов на инновационное развитие экономики, привлечение инвестиций и выдачу долгосрочных кредитов на осуществление модернизации;
- решение проблем налогового федерализма;
- достижение соответствия налоговых прав, обязательств и интересов территорий интересам, нуждам и выгодам всего государства;
- отражение в едином нормативно-правовом акте действующих налоговых режимов: специальных, в особых экономических зонах и др.;
- совершенствование налогового механизма с целью препятствия сокрытию налогов;
- создание более эффективной системы контроля и мониторинга уплаты налогов;
- достижение соответствия целей, инструментов и средств общегосударственной налоговой политики целям развития регионов;
- возвращение статуса федеральных сборов взносам в государственные внебюджетные фонды.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография