logo
Региональная экономика / Кн

Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности

Паритет покупательной способности национальной валюты и ее рыночный курс по-разному влияют на мотивацию действий импортера и экспортера, инвестора и реципиента. Поэтому целесообразно проанализировать мотивы их поведения, используя итерационный принцип.

Импортер. Деятельность импортера можно разделить на три основные итерации, на каждой из которых роль соотношения PPP и ER различна:

Итерация 1. Приобретение иностранной валюты для последующей оплаты контракта на покупку товара за границей. Для этой итерации импортеру предпочтительнее всего растущий рыночный курс национальной валюты. Именно он определяет, какое количество национальной валюты предстоит уплатить для приобретения заданного объема иностранной валюты:

, где (1)

Mhr - количество национальной валюты (гривен);

M$ - количество иностранной валюты (долларов);

ER$/hr - рыночный курс гривны в долларах.

Итерация 2.Выбор поставщика. При выборе иностранного партнера импортер при прочих равных условиях будет отдавать предпочтение той стране, где паритет покупательной способности национальной валюты выше ее рыночного курса. И чем больше разрыв между этими показателями, тем ситуации предпочтительнее для импортера. Вполне понятно, что импортер стремится минимизировать цену закупки товара или максимизировать его количество при заданном объеме валютных расходов. Если, к примеру, украинский импортер осуществляет закупку товара в Польше, то количество приобретаемого товара (К) можно рассчитать следующим образом:

, где (2)

Pzl - цена товара в злотых;

ERzl/$ - рыночный курс доллара в злотых.

Анализируя формулу (2) легко заметить, что количество товара, приобретенное по внутренним ценам Польши, и количество товара, приобретенного по ценам США, относятся друг к другу так же, как относится паритет покупательной способности к рыночному курсу злотого в долларах. Таким образом, на втором этапе осуществления импортной деятельности на первый план выдвигается не сам по себе валютный курс, а его соотношение с паритетом покупательной способности в стране-партнере.

При анализе второй итерации мы предположили, что закупка импортируемого товара осуществляется в стране-партнере по внутренним ценам. В реальной действительности такое тоже может быть. Например, импортеры польской обуви в Украину действительно закупают ее непосредственно у производителя по той цене, которая сложилась на внутреннем рынке Польши. Однако очень часто украинскому импортеру в стране-партнере противостоит не производитель, а посредник-экспортер, который стремится максимально приблизить цены к уровню среднемировых. Но и в этом случае предпочтительнее иметь дело с той страной, где паритет покупательной способности в большей мере превышает рыночный курс национальной валюты, поскольку у партнера есть больший запас для снижения цены и он буде более сговорчивым при формировании цены контракта.

Как правило, после второй итерации в импортера происходит какой-то производственный процесс. Если он является импортером сырья для собственных нужд, он производит реальную продукцию. Если же импортер покупает продукцию для перепродажи, то его производственный процесс сводится к транспортировке в нужное место, складированию, организации торговых точек и т.д. Однако, как в первом случае, так и во втором, этот производственный процесс не связан с валютным курсом, а поэтому нами не рассматривается как отдельная итерация.

Итерация 3. Продажа товара на внутреннем рынке за гривни. Здесь следует обратить внимание на ряд моментов. Во-первых, импортер не может произвольно формировать цену на импортируемый товар, а вынужден считаться со сложившимся в стране общем уровнем цен. Поэтому для него важно, чтобы паритет покупательной способности национальной валюты не сильно отличался от ее рыночного курса. Во-вторых, поскольку цена реализации формируется из цены закупки в долларах, рыночного курса национальной валюты и коэффициента, который включает экономический интерес импортера (k) , то возможности реализации последнего серьезно зависят именно от курса национальной валюты: чем он выше, тем выгоднее импортеру:

(3).

Таким образом, интересы импортера в сфере валютных курсов можно сформулировать следующим образом:

- стабильный или повышающийся курс национальной валюты;

- поиск страны-партнера, где разность между паритетом покупательной способности и рыночным курсом национальной валюты наибольшая;

- разность между паритетом покупательной способности и рыночным курсом национальной валюты страны импортера наименьшая.

Сближение паритета покупательной способности может происходить несколькими путями:

1) повышение рыночного курса национальной валюты при неизменном паритете покупательной способности. Условием последнего является совпадение темпов инфляции в стране с темпом инфляции в экономике эмитента мировой валюты;

2) ускоренная инфляция в стране при стабильном курсе национальной валюты. Это обстоятельно важно учитывать, поскольку довольно часто на основании стабильности рыночного курса национальной валюты делают вывод о стабильности условий внешнеэкономической деятельности. Однако в реальной действительности это далеко не так;

3) одновременное повышение рыночного курса национальной валюты и снижение паритета покупательной способности в результате ускоренной инфляции. Последняя ситуация особо благоприятная для импортера.

Экспортер.

Итерация 1. Реализация товара за границей. Так как действия всякого экономического субъекта составляют кругооборот, хозяйственный цикл, то начинать их анализировать можно с любой стадии. Однако поскольку главная сущность экспортера состоит в продаже товаров за таможенной границей страны-производителя, то и анализировать его деятельность начнем с этого акта.

Экспортер стремится получить максимальную долларовую выручку от продажи заданного объема продукции. Эта выручка зависит: а) от цен реализации на внутреннем рынке страны-партнера; б) от рыночного курса национальной валюты страны-партнера:

. (4)

В свою очередь, уровень цен в стране отражается в показателе паритета покупательной способности187. Соответственно экспортера интересует не сам по себе валютный курс, а его соотношение с паритетом покупательной способности. Например, в каждой стране, входящей в зону евро, доллары обмениваются по одному и тому же курсу, а вот покупательная способность вырученной при обмене суммы евро окажется разной. Так, во Франции уровень цен составляет 111,8% от среднего по Европейскому союзу, тогда как в Португалии только 87,6%188. Следовательно, при прочих равных условиях экспортер будет отдавать предпочтение Франции, а не Португалии. Другими словами, долларовая (евро) выручка экспортера будет тем больше, чем меньше разность между паритетом покупательной способности национальной валюты и ее рыночным курсом. Поэтому страны с большим разрывом между этими показателями в пользу паритета покупательной способности менее привлекательны для ввоза товаров из-за рубежа.

Итерация 2. Обмен долларовой выручки на национальную валюту. Эта итерация, как по сути, так и по мотивации, является зеркальным отражением итерации 1 для импортера. Поэтому у экспортера интерес противоположный импортеру: для него предпочтительнее снижающийся рыночный курс национальной валюты.

Итерация 3. Закупка товаров на внутреннем рынке. Здесь нет принципиального различия между тем, является экспортер посредником или сам производит товар. В обоих случаях он вынужден осуществлять закупки по ценам внутреннего рынка: то ли готовых товаров, то ли сырья, из которого будут изготовлены товары, предназначенные для экспорта. Естественно, в этой ситуации экспортера интересует не рыночный курс, а паритет покупательной способности национальной валюты. Чем больше разность между паритетом покупательной способности и рыночным курсом национальной валюты, тем более выгодные условия для экспортера. Без учета этого обстоятельства можно сделать ложные выводы об условиях экспорта, если основываться только на рыночном валютном курсе. Стабильный валютный курс еще не есть свидетельство неизменности условий экспортной деятельности: они могут ухудшаться, если при этом снижается паритет покупательной способности.

Таким образом, предпочтения экспортера, как и в отношении рыночного валютного курса, так и его соотношения с паритетом покупательной способности, прямо противоположны предпочтениям импортера.

Иностранный инвестор. Исследование влияния соотношения РРР и ER на мотивацию поведения иностранного инвестора имеет особое значение, поскольку здесь необходимо учитывать долгосрочные тенденции динамики, как первого показателя, так и второго. Ведь инвестиции, как правило, осуществляются на более-менее длительный период.

Для инвестора сама по себе пропорция, в которой он обменивает, скажем, доллары на гривню значения не имеет. Принимая решения об осуществлении инвестиций, он, при прочих равных условиях, будет обращать внимание на следующие два обстоятельства:

а) каково направления изменения обменного курса национальной валюты. Если рыночный валютный курс имеет тенденцию к укреплению, то такая ситуация на руку инвестору. Ведь после того, как его инвестиции сделают оборот и возвратятся к нему в исходной (денежной) форме вложения, вырученная сумма национальной валюты может превратиться в большую сумму иностранной валюты и инвестор, кроме обычной прибыли, получит сверхприбыль, связанную с изменением валютного курса. Наоборот, когда намечается девальвация национальной валюты, инвесторы стремятся как можно быстрее уйти из страны, чтобы минимизировать свои потери от валютных рисков. Эта зависимость достаточно хорошо исследована, поэтому более детально останавливаться на ней нет необходимости;

б) какое соотношение паритета покупательной способности и рыночного валютного курса сложилось в данный момент времени, и какую направленность тенденции оно имеет. Скажем, если по данным Евростата общий уровень цен в Польше в 2010 г. составлял 62,6% от среднего уровня по Европейскому союзу, то это означает, что каждая 1000 евро, инвестированная иностранцами в польскую экономику, по своей реальной покупательной силе равна 1500 евро, инвестированных в Великобритании, где уровень цен практически совпадает со среднеевропейским (100,3%). Следует подчеркнуть, что, инвестируя деньги в Польшу, иностранец может получить выигрыш и от эффекта масштаба, поскольку имеет возможность за аналогичную сумму, инвестируемую в другой стране, получить контроль над предприятием в полтора раза большим.

Исследуемое соотношение также может существенно повлиять на выбор формы инвестирования (денежной или натуральной). Если уровень цен в стране-реципиенте ниже уровня цен в стране-инвесторе, то предпочтительнее осуществлять инвестиции в денежной форме. Противоположное соотношение стимулирует инвестиции в натуральной форме.

Особое внимание следует уделить стимулам к реинвестированию прибыли, полученной иностранным инвестором. В отличие от «тела» инвестиции, которое, как правило, связано с какой-то вещественной формой активов и не может быстро и с малыми издержками быть превращено в денежную форму, прибыль, полученная инвестором, довольно ликвидная. Очень часто исследователи проводят полную аналогию мотивации к реинвестированию с первоначальным инвестированием. Однако здесь надо учитывать ряд обстоятельств:

1. Если иностранный инвестор осуществляет экспортную деятельность (а так бывает довольно часто), то его прибыль будет получена в свободно конвертируемой валюте, и мотивация определения направлений ее дальнейшего использования будет совпадать с мотивацией первичных инвестиций.

2. Если иностранный инвестор работает на внутренний рынок, то полученная прибыль будет иметь форму национальной валюты. В этом случае на выбор инвестора существенное влияние будет оказывать рыночный курс национальной валюты. Если национальная валюта девальвирована, то инвестор может отказаться от немедленного признания своих убытков и выведения прибыли из страны-реципиента путем ее конвертации в иностранную валюту, а наоборот, воспользоваться увеличивающимся разрывом между РРР и EX и реинвестировать полученные доходы в расчете на получения прибыли (или хотя бы на минимизацию убытков) в будущем.

Конечно, понятие «средний уровень цен» может скрывать довольно большое их отклонение в ту или иную сторону в зависимости от вида товара. Например, общеизвестно, что при общем уровне цен в Украине примерно в два раза ниже, чем в Европе в целом, цены на недвижимость в 2008 г. (перед кризисом) были не ниже (а порой и выше) среднеевропейских. Вместе с тем, цены на некоторые ресурсы (например, трудовые) в Украине в 4-5 раз ниже, чем в развитых европейских странах.

Проведенный анализ влияния рыночного валютного курса и его соотношения на мотивацию субъектов внешнеэкономической деятельности позволяет предложить критерии рейтингования стран с позиций создания благоприятных/неблагоприятных условий для импортера, экспортера и иностранного инвестора. В табл.1 предложена бальная система оценки условий (от +4 до -4 балов) внешнеэкономической деятельности. При ее практическом применении необходимо иметь в виду ряд обстоятельств:

а) система не может дать очень точной оценки рейтинга страны, она лишь дает возможность укрупнено судить с приблизительной точностью о влиянии валютного курса на условия внешнеэкономической деятельности. Да, собственно говоря, и нельзя рассчитывать на особую точность рейтингования, построенного на основе прогнозных показателей, найденных путем экстраполяции сложившихся тенденций в будущее. Главное, что она дает, - это общую оценку взаимодействия двух курсовых показателей: паритета покупательной способности и рыночного курса национальной валюты. Игнорирование их соотношения при оценке мотивации внешнеэкономической деятельности может привести к ошибочным выводам;

б) при оценке влияния соотношения РРР и ER (уровня цен в стране) мы избрали в качестве переломного 40% отклонения. Конечно, для более точной оценки можно использовать более дробные отклонения с рейтинговым шагом менее 1 бала. Но, как нам представляется, не следует вводить отклонения менее 20%. Ведь в этом случае возникнет противоречие между чрезмерной точностью одного компонента и обобщенностью задачи, решаемой моделью в целом. Нет необходимости учитывать расстояние между двумя городами в метрах, если мы пытаемся определить ориентировочное время пребывания в пути маршрутного такси;

в) следует подчеркнуть, что рейтинговые оценки воздействия исследуемых показателей на мотивацию действий импортера и экспортера имеют одинаковое значение по модулю и отличаются противоположными знаками. Воздействие рыночного валютного курса на иностранного инвестора совпадает с его воздействием на поведение импортера, а соотношения РРР и ER – с его воздействием на экспортера.

Таблица 1

Критерии рейтингования стран в зависимости от влияния валютного курса на мотивацию субъектов внешнеэкономической деятельности

Показатель

Значение рейтинга для:

импортера

экспортера

иностранного

инвестора

Рыночный курс национальной валюты курс:

- имеет устойчивую тенденцию к повышению

4

-4

4

- колеблется с преобладающей тенденцией к повышению

2

-2

2

- стабильный

0

0

0

- колеблется с преобладающей тенденцией к понижению

-2

2

-2

- имеет устойчивую тенденцию к понижению

-4

4

-4

Соотношение уровня цен:

- уровень цен более чем на 40% ниже среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к увеличению

-4

4

4

- уровень цен более чем на 40% ниже среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к уменьшения

-3

3

3

- - уровень цен менее чем на 40% ниже среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к увеличению

-2

2

2

- уровень цен менее чем на 40% ниже среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к уменьшению

-1

1

1

Уровень цен имеет отклонение в пределах 5%

0

0

0

- уровень цен менее чем на 40% выше среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к уменьшению

1

-1

-1

- уровень цен менее чем на 40% выше среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к увеличению

2

-2

-2

- уровень цен более чем на 40% выше среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к уменьшению

3

-3

-3

- уровень цен более чем на 40% выше среднеевропейского и эта разность имеет тенденцию к увеличению

4

-4

-4

Чаще всего «чистый» иностранный инвестор (т.е. такой, который не связан с экспортом или импортом) – это научная абстракция. Абсолютное большинство прямых инвесторов, так или иначе, связано с международной торговлей. Сегодня можно найти немало предприятий, которые, например, зарегистрированы в Молдове, имеют в качестве основного инвестора американского гражданина и занимаются в Украине реализацией китайских товаров. Однако, проведенный выше анализ мотивации поведения «чистых» импортеров, экспортеров и инвесторов дает инструмент для исследования сложных реальных образований путем раскладывания их на более простые. При этом фактическое поведение того или иного субъекта должно рассматриваться как равнодействующая разнонаправленных мотивов и стимулов.