Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
Выявить интересы конкретного предприятия можно с помощью реализации стратегического процесса – процесса разработки, обсуждения, принятия и реализации стратегии предприятия.
Все четыре группы участников деятельности предприятия, как мы видели, необходимы для работы предприятия, и потому результат деятельности предприятия зависит от вклада каждого из участников. Подобно этому, в общем случае интересы предприятия определенным образом зависят от интересов всех четырех групп участников. Выше мы привели обобщенную формулировку интересов предприятия. Однако она не дает ответа на вопрос, как именно в конкретной ситуации должно быть обеспечено продление и расширение деятельности предприятия.
Планы каждого конкретного участника не могут вместить в себя интересы предприятия в целом. Однако процесс разработки комплексной стратегии предприятия интегрирует намерения и планы участников и фактически приводит к реконструкции и формулировке интересов предприятия в целом.
Наш тезис состоит в том, что при правильной организации процесса разработки, обсуждении и принятия стратегия предприятия выражает его основные интересы. «Правильная» организация стратегического процесса предусматривает активное участие представителей всех четырех сил, определяющих деятельность предприятия: собственников, менеджеров, специалистов и работников. Вместе с основной – плановой – функцией комплексная стратегия должна играть и роль своеобразного общественного договора, заключаемого этими силами между собой.
Если результат производственно-хозяйственного процесса (прежде всего, реализуемые товары и услуги), рассматриваемый на достаточно длительном периоде, может считаться более или менее адекватным выражением функциональных возможностей предприятия, то результат стратегического процесса (прежде всего, реализуемая комплексная стратегия) может считаться более или менее адекватным выражением интенциональных возможностей предприятия, т.е. его собственных интересов и намерений.
Кто из основных участников деятельности предприятия может организовать разработку комплексной стратегии, охватывающей все основные направления принятия долгосрочных решений? Очевидно, такой фигурой может стать либо собственник, либо менеджер. Выбор зависит от сравнения компетенций собственника и менеджера. Оценим эти компетенции по трем составляющим:
лояльность (по отношению к предприятию);
информированность (относительно особенностей и характеристик предприятия);
подготовленность к «стратегической» работе.
Лояльность собственника, как мы видели выше, в современной структуре корпоративного управления не обеспечивается никаким специальным институтом и всецело зависит от интересов и настроя самого собственника. Если же учесть, что собственник может владеть, кроме акций данного предприятия, акциями многих других хозяйствующих субъектов, в том числе и конкурирующих с данным, то становится ясно, что априорно надеяться на лояльность собственника нет оснований. В то же время лояльность менеджера обеспечивается трудовым договором и реализуется в виде вклада (инвестирования) интеллекта, знаний, усилий, эмоций, времени менеджера в работу предприятия. Кроме того, в отличие от собственника, менеджер высокого уровня не может, как правило, быть лояльным по отношению к конкурирующему предприятию. Институт репутации менеджмента весьма чувствителен к таким ситуациям.
Информированность собственника относительно состояния и возможностей предприятия в общем случае значительно ниже, чем информированность менеджера. Кроме того, в случае отсутствия у менеджера необходимых знаний, он может привлекать знания специалистов, работающих на предприятии, что в большинстве случаев недоступно собственнику.
Наконец, подготовленность собственника в общем случае вряд ли может быть оценена высоко, поскольку, как правило, собственник не имеет и не должен иметь образование, соответствующее профилю предприятия, акциями которого он обладает. В отличие от собственника, менеджмент обычно принимается на работу только при наличии соответствующего образования.
Из всего этого вытекает, что именно на менеджмент должна быть возложена задача изучения и выявления интересов предприятия (в том числе, с учетом и в связи с интересами других субъектов рынка) в рамках стратегического процесса на предприятии.
Таким образом, та же сила, которая организует производственно-хозяйственную деятельность предприятия, т.е. менеджмент, должна стать движущей и организующей силой и для процесса разработки стратегии предприятия.
При правильной организации стратегического процесса, так же, как и при правильной организации производственно-хозяйственного процесса (см. Клейнер, 2008), в результатах обоих этих процессов будет отражен вклад всех четырех групп участников: собственников, менеджеров, носителей знаний и работников. Важно подчеркнуть, что для предприятия равно необходимы оба эти процесса и: только при их скоординированном проведении возможна долгосрочная стратегическая эффективность предприятия.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография