Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
Одним из постулатов классической политической экономии является так называемый закон одной цены. Согласно ему, в условиях свободной конкуренции, которая предполагает свободу перемещения товаров и отсутствие различных барьеров на их пути (например, пошлинного тарифа), одни и те же товары в различных странах имеют одинаковую цену, если она выражена в одной и той же валюте182. Это предполагает, что покупательная способность валюты, например доллара или евро, в каждой стране будет иметь одинаковую силу, а курс обмена ее на национальную валюту будет определяться соотношением уровня цен, выраженных в национальной и иностранной валюте.
Однако еще в начале ХІХ века было замечено, что в реальной действительности этот закон действует только как долгосрочная тенденция. В дополнение к нему была разработана концепция паритета покупательной способности. Фундаментальные идеи, которые легли в основу разработки теории паритета покупательной способности, были высказаны рядом английский экономистов, среди которых особая роль принадлежит Давиду Рикардо как автору теории относительных преимуществ в международной торговле. В ХХ веке теорию паритета покупательной способности активно исследовал шведский ученый Густав Кассел, который превратил ее в основу теории валютного курса вообще.
Традиционно под валютным курсом понимают цену иностранной валюты, выраженную в национальных денежных единицах. Именно в этом значении чаще всего курс валюты употребляется в сочетании с прилагательными «рыночный», «официальный», «плавающий», «фиксированный» и т.д. Прочитав на рекламном щите возле банка, что курс доллара на сегодня составляет 31,5 руб., каждый понимает, что именно по этой цене можно приобрести доллары в данном обменном пункте. Поэтому вполне справедливым такой курс называют «рыночным». И хотя он может не совпадать с официальным (объявленным центральным банком), рыночный и официальный валютные курсы имеют общую природу, а поэтому в дальнейших рассуждениях (если не будет специальной оговорки) все разновидности этого валютного курса мы будем называть рыночным валютным курсом (exchange rate - ER).
Вместе с тем, на наш взгляд, совершенно неоправданно из экономического анализа практически исключен курс валюты, рассчитанный на основе паритета покупательной способности. В определенной мере это можно понять, поскольку для большинства развитых стран количественные различия между рыночным валютным курсом и паритетом покупательной способности не являются существенными (отклонения в пределах нескольких процентов). Поэтому при исследовании взаимосвязи валютного курса и внешней торговли это различие игнорируется. Однако для среднеразвитых стран и стран с транзитивной экономикой такое различие достигает нескольких раз, и игнорировать его будет не оправданным. К таким странам принадлежит и Украина. Следовательно, понимание влияния на внешнеэкономическую деятельность не только рыночного (или официального) валютного курса, но и паритета покупательной способности, имеет огромное теоретическое и практическое значение.
Справедливости ради необходимо заметить, что статистическая отчетность ЕС дает постоянную информацию о паритете покупательной способности по 37 странам. Более того, с 2007 г. действует принятый Европарламентом порядок предоставления информации и расчета паритета покупательной способности183. Этому предшествовало проведение целого ряда исследований паритета покупательной способности. Особо активно эти исследования проводились в 80-е – 90-е гг. ХХ века184. Вместе с тем, ни в Украине, ни в России ни в теоретических исследованиях, ни в практической деятельности этому понятию не уделяется должное внимание.
Обычно под паритетом покупательной способности (purchasing power parity - РРР) понимают отношение между двумя или несколькими денежными единицами, валютами разных стран, устанавливаемое по их покупательной способности применительно к определенному набору товаров и услуг185.
Процесс формирования рыночного валютного курса и паритета покупательной способности принципиально отличаются друг от друга. Эти основные отличия состоят в следующем:
1. Рыночный курс какой-либо национальной валюты может возникнуть лишь тогда, когда она хотя бы в какой-то мере конвертируемая (полностью или частично). Он формируется как результат координации спроса и предложения соответствующей иностранной валюты. Чаще всего предложение иностранной валюты увязывают с ее поступлением из-за рубежа в результате внешнеэкономической деятельности (экспорт продукции и услуг, частные трансферты из-за рубежа, иностранные инвестиции, валютные заимствования). И с этим можно согласиться. Вместе с тем, жесткая привязка спроса на валюту только с ее потребностью для осуществления внешнеэкономических операций будет неоправданной. Наряду с использованием иностранной валюты для оплаты импорта, частных переводов за рубеж, заграничных инвестиций, значительная ее часть покрывает сугубо внутренние потребности. К ним относится: использование иностранной валюты в качества средства сбережения покупательской способности населения; применение ее как платежного средства на внутренних рынках определенных товаров (например, в Украине это вторичный рынок недвижимости и автомобилей); предоставление банками валютных кредитов не для субъектов внешнеэкономической деятельности.
О последнем факторе формирования спроса на иностранную валюту следует сказать особо. На наш взгляд, он обладает огромным потенциалом дестабилизирующего воздействия на валютный рынок, что подтверждается опытом Украины в 2008-2009 гг. Ведь получив валютный кредит, гражданин тут же производит обмен долларов на гривню для осуществления платежа, например, за приобретение автомобиля. Банк, получив обратно валюту, имеет возможность повторить сделку. Как следствие, в оборот реально поступает гривня, тогда как кредитные обязательства заемщиков зафиксированы в долларах. Когда же наступает время погашения кредита, заемщики предъявляют спрос на такое количество долларов, которого просто нет в обращении. И достаточно хотя бы небольшого сбоя в банковской системе, чтобы возникли серьезные проблемы с погашением валютных обязательств заемщиков. И это тут же сказывается на рыночном валютном курсе. Поэтому массовое валютное кредитование является нежелательным для неустойчивых банковских систем, какими и представляются системы транзитивных экономик.
2. Паритет покупательной способности может быть определен для любой национальной валюты, не зависимо от степени ее конвертации, поскольку он никак не связан на прямую с внешнеэкономической деятельностью и спросом или предложением иностранной валюты. Достаточно сопоставить цену определенного набора товаров в различных странах, чтобы можно было определить соотношение покупательной способности их валют. Поэтому паритет покупательной способности зависит от соотношения уровня цен в сопоставляемых странах.
Следует заметить, что паритет покупательной способности, хотя напрямую и не связан с внешнеэкономической деятельностью, во многом определяется условиями внешней торговли. Известно, что в условиях глобализации идет сближение общего уровня цен (некоторые авторы возводят это сближение в ранг экономического закона186). Однако темпы такого сближение во многом зависят от условий внешней торговли. Особенно быстро сближаются уровни цен в тех странах, которые стали участниками различных интеграционных объединений. Наиболее ярким примером может служить ЕС, где практически в каждой стране после вступления в союз наблюдалось ускорение инфляции, вызванное процессом подтягивания уровня внутренних цен до среднеевропейского (об этот речь пойдет позже). Вместе с тем, даже в этих условиях различие в уровне цен сохраняется. Если, например, в Люксембурге уровень цен примерно на 20% выше среднеевропейского, то в Болгарии он почти в два раза ниже, чем в среднем по ЕС.
В большинстве же среднеразвитых и слаборазвитых стран существуют барьеры для свободного перемещения товаров, что позволяет сохранять более-менее существенное различие в ценах.
3. Рыночный курс национальной валюты используется для проведения фактических расчетов, является элементом внешнеэкономических контрактов и более-менее известен в каждый данный момент. Он достаточно динамичный и может по несколько раз изменяться в течение одного рабочего дня. Паритет покупательной способности – это величина расчетная, аналитическая, оценочная, которая практически не в реальных контрактах, однако она очень важна при принятии обоснованных управленческих решений. Паритет покупательной способности более консервативен. Он изменяется под воздействием соотношения темпов инфляции в сопоставляемых экономиках. И хотя в долгосрочной перспективе паритет покупательной способности и рыночный валютный курс зависят от интенсивности и направленности товарных и валютных потоков в международной торговле, в каждый данный момент они могут очень существенно отличаться.
4. Кроме того, на рыночный валютный курс сильное влияние оказывает политика государства, которую оно проводит в данный момент времени. Поэтому валютный курс потенциально более динамичен, чем паритет покупательной способности. Хотя история полна примеров, когда реальная динамика этих показателей имеет разную скорость и даже направленность. Достаточно вспомнить динамику курса украинской валюты в последние годы. С весны 2005 г. до осени 2008 г. рыночный курс гривни по отношению к доллару оставался неизменным, тогда как инфляционные процессы в Украине значительно опережали рост цен в США. Наоборот, некоторое замедление инфляции в Украине в последние месяцы 2008 г. происходило на фоне резкого падения рыночного курса гривни.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография