Основные направления реализации промышленной политики
Основными направлениям промышленной политики, применительно к условиям современной России, могут выступить следующие:
институциональные преобразования, направленные на создание условий по повышению инвестиционной и инновационной активности;
максимизация доходов бюджета, в том числе за счет увеличения налогооблагаемой базы предприятий реального сектора экономики;
оптимизация структуры госсобственности, ставящая цель повышения результативности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов;
повышение ликвидности объектов госсобственности посредством предпродажной подготовки, улучшения финансово-экономической деятельности предприятий;
интеграция промышленных предприятий с финансовыми и торгово-посредническими организациями по производству и реализации конкурентоспособной продукции;
подготовка потенциала предприятий для реализации федеральных целевых программ в области промышленного производства.
Долгосрочный этап промышленной политики, включающий модернизацию промышленности, должен обеспечить формирование инновационного, конкурентоспособного промышленного регионального комплекса, обеспечивающего улучшение социально-экономических условий жизни населения.
Успешность проведения промышленной политики во многом определяется продуманным механизмом ее реализации. В частности, должен получить развитие проектный подход, предполагающий реализацию приоритетных промышленных проектов различного масштаба (см. рис. 3). В рамках проекта как инструмента промышленной политики соединяются административные, финансовые, структурные, технологические и рыночные ресурсы.
Рис. 3 Проектный подход
Указанный выше подход на практике удачно сочетается с кластерным подходом (рис. 4), который выступает не только как средство достижения таких целей промышленной политики как структурные изменения, модернизация экономики, повышение её конкурентоспособности, усиление инновационной направленности, но и как мощный инструмент регионального развития.
Для кластера характерно наличие "ядра" кластера- крупного промышленного предприятия или научно-исследовательского центра, вокруг которого группируется множество средних и мелких предприятий. В рамках кластера, пользующегося государственной поддержкой, успешно решаются особенно сложные для нашей страны проблемы коммерциализации инноваций.
Функциями центральных органов власти в сфере активации и развития кластеров должны стать следующие:
продвижение идеи кластеров, ее «адвокатирование» (по аналогии с идеей полезности конкуренции);
формирование и развитие хозяйственных агломераций посредством реализации инфраструктурных проектов. Включение механизмов частно-государственного партнерства;
Агропромышленный кластер
Транспортно -логистический центр Машиностроительные предприятия Инжиниринговые фирмы
Рекламные агентства
Рекламные агентства