Ядро кластера
Кредитные учреждения
Производство местной сельхозпродукции. Производство мясной продукции. Производство кондитерских изделий. Производство макаронных изделий.
Институт бизнес -проектирования Торговая сеть города
Рис. 4 Кластерный подход в реализации промышленной политики
информационная, методическая и образовательная поддержка процессам активации и развития кластеров. Выявление и мониторинг кластеров в РФ (макро подход);
усиление межрегионального развития кластеров.
Эффект совместных действий в таком случае выше простой суммы индивидуальных усилий. Это приращение является синергическим эффектом, который возникает вследствие функционирования интегрированных структур. Основываясь на этом положении, к основным синергическим преимуществам интегрированных промышленных структур можно отнести:
рост производительности труда за счет повышения уровня концентрации и специализации производства;
обеспечение инновационного развития, совершенствование производственного аппарата, обновление номенклатуры, ассортимента и качества выпускаемой продукции;
развитие диверсификации производства;
совершенствование структуры управления.
Основной задачей интегрированной промышленной структуры с момента ее создания становится разработка и осуществление плана мероприятий по предметной и технологической специализации предприятий, вошедших в данную структуру. Для каждого предприятия должен быть определен четкий производственный профиль, устранен параллелизм выпускаемой продукции, четко определено место в производстве в соответствии с наиболее подходящими технологическими условиями и экономической целесообразностью.
При всех различиях в определении сути промышленной политики можно прийти к выводу, что она не может обойтись без мер государственного регулирования в трех основных областях: подготовки институциональной базы промышленного развития, формирования ресурсной базы развития, плюс НТП, вслед за передовыми средствами производства сформируется адекватный им управленцев-рыночников, инженеров, промышленных рабочих.
Механизм реализации промышленной политики предполагает осуществление непрерывного мониторинга состояния потенциала промышленности.
Важнейшим элементом механизма реализации промышленной политики является методическое обеспечение выбора критерия селективной поддержки промышленных предприятий (подробно рассматривается в работах академика А.И.Татаркина). Функциональная модель модернизации промышленных предприятий обеспечивает ряд возможностей развития предприятий.
Модель обеспечит механизм сценарного анализа, т.е. оперативного сравнения использования различных инструментов управляющего воздействия на долгосрочные структурные проблемы модернизации промышленности.
В модели будет реализован механизм агрегации секторов промышленности и стратегий развития на основе критериев селективной поддержки предприятий.
Оптимизационный механизм модели имеет возможность реализовывать выходные параметры модели.
Критериями селективной поддержки промышленных предприятий в рамках предлагаемой модели предлагается обозначить:
показатели транспарентности;
показатели социальной ориентированности предприятия;
показатели инновационности;
показатели рентабельности;
показатели производительности труда;
показатели энергоэффективности;
показатели конкурентоспособности.
Предлагаемая модель реализуется в несколько этапов:
1-й этап – идентификация структурных проблем модернизации промышленного сектора;
2-й этап – подбор отдельных инструментов управляющего воздействия;
3-й этап - выбор основополагающих инструментов, разрешающих долгосрочные структурные проблемы модернизации промышленного сектора;
4-й этап - агрегация секторов промышленности и стратегий развития на основе критериев селективной поддержки промышленных предприятий;
5-й этап – получение, анализ, оценка, корректировка выходных параметров модели;
6-й этап – достижение интегрального результата.
В результате проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
Модернизация экономики и общества – системная модернизация в условиях низкой системной эффективности российской общественной системы, где изменений требуют все подсистемы. Внесистемная постановка проблемы не даст результатов, искажает суть и сущность модернизации.
Развитие производств с высокой добавленной стоимостью – задача, которая потребует в современных экономических условиях не столько инноваций (ввиду несоответствия уровня состояния активов и развития НТП), сколько построения новых производств и секторов хозяйств.
За счет каких ресурсов их создавать? Модернизационные ресурсы возникнут в результате стыковки макро и микроэкономических уровней экономики, обеспечивающей взаимопроникновение банковского и промышленного капиталов и формирования финансового капитала. Финансовый капитал позволит сформировать эффективное распределение собственности, т.е. задать систему социально-экономических субъектов общественного производства.
Стратегия модернизационных изменений должна включать в себя:
многоуровневую (институциональную) систему экономики;
объект с системой кругооборотов капитала, продукта, дохода;
синергетическое развитие в условиях самоорганизации.
Инвестиции необходимо направлять в те предприятия (точки роста), которые обеспечат предложение на формируемый спрос в соответствующем сегменте рынка, т.е. необходим первичный анализ спроса, далее инвестирование в предложение.
Внести радикальные изменения в Налоговый кодекс, напрямую связанные с промышленной политикой и инвестициями в основной капитал:
порядок размещения налога на добавленную стоимость капитальных вложений;
отнесение на затраты расходов на НИОКР независимо от их результатов;
изменение в налогообложении венчурных инвестиций;
специальный налоговый режим для информационно-коммуникационных технологий;
создание особых моделей взаимодействия хозяйствующих субъектов (технологических кластеров, центров коллективного использования оборудования, прототипирования новых товаров, маркетинговых исследований рынков местных товароизводителей) и т.д.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография