logo search
Региональная экономика / Кн

Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство

В соответствии с «Основными направлениями таможенно-тарифной политики», в 2012-2013 годах ее приоритеты будут определяться задачами содействия дальнейшему поступательному развитию российской экономики и единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Кроме того, в случае присоединения стран-членов таможенного союза к ВТО таможенно-тарифное регулирование будет подчиняться обязательствам первого этапа снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики.

Правительством РФ намечено, что для решения задачи ускорения перехода к инновационной экономике конкретные меры таможенно-тарифной политики будут тесно интегрированы в отраслевые программы модернизации и повышения конкурентоспособности, а также взаимоувязаны с ходом создания единого экономического пространства России, Белоруссии и Казахстана. Основное значение здесь будет иметь наличие конкретных, подкрепленных инвестициями маркетинговых планов отраслевого развития.

При этом необходимо будет обеспечить достаточно высокую степень тарифной защиты на первоначальных циклах выпуска собственной инновационной продукции, предполагая постепенное открытие рынков по мере их становления и роста конкурентоспособности национальных производств, продолжение политики снижения и обнуления импортных пошлин на не имеющее отечественных аналогов современное технологическое оборудование, на прогрессивные материалы, полуфабрикаты и компоненты, используемые для налаживания и обеспечения деятельности отечественных инновационных производств.

Стимулирование производства и экспорта инновационной, высокотехнологичной продукции потребует совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере таможенного дела, упрощения и сокращения числа административных процедур, использования всего инструментария мер по защите рынка, допускаемых положениями и нормами ВТО. Предполагается также адресное осуществление стимулирующей таможенно-тарифной политики, для чего будет разработан и утвержден открытый перечень инновационной продукции, в полной мере отражающий возможности и перспективы интеграции России в мировое инновационное пространство.

С 1 января 2004 года был введен в действие новый Таможенный кодекс РФ, в соответствии с которым таможенные пошлины не являются, как это было ранее, налоговыми доходами. Однако, как отмечает большинство ученых, таможенная пошлина обладает всеми признаками налога: обязательностью, законностью, уплатой в целях финансового обеспечения деятельности государства, индивидуальной безвозмездностью и регулярностью уплаты. Изменение правового статуса таможенных пошлин, т.е. их отнесение к неналоговым доходам бюджета потребовало внесения изменений в Налоговый кодекс и Бюджетный кодекс.

Таможенные пошлины занимают весомое место в формировании доходов федерального бюджета, о чем свидетельствуют данные, приведенные на рис.1.

Как отмечают аналитики [14], доля таможенных платежей в формировании доходной части федерального бюджета повысилась с 19,8% в 1994 году до 51,2% в 2007 году. Эта доля снизилась в 2009 году до 48 %, что стало следствием мирового финансово-экономического кризиса. «Объем таможенных пошлин, перечисленный в доход федерального бюджета в 2009 году, составил 3 519,8 млрд. руб., что существенно ниже уровня 2008 года (4664,2 млрд. руб.). В 2010 году таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 4 329,88 млрд. рублей, что на 5,68 процента превысило прогнозную сумму доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами. Ежедневно в федеральный бюджет поступает около 17,1 млрд. рублей таможенных платежей.»[14].

Рис. 1. Поступления таможенных платежей в 1999-2010г.196

По прогнозу Министерства финансов РФ поступление доходов от взимания ввозных таможенных пошлин в федеральный бюджет на 2012 год составит 803 822,3 млн. рублей (1,37% к ВВП). Данный прогноз осуществлен, в частности, с учетом норматива распределения ввозных таможенных пошлин в бюджет Российской Федерации в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза, в размере 87,97%. Указанный норматив применен в соответствии с Соглашением об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 г. (ст. 5).

Прогнозная динамика поступлений доходов от ввозных и вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет отражена в табл. 4.

Таблица 4.

Прогноз поступления таможенных пошлин в федеральный бюджет197 (в млн. руб.)

Годы:

Объем ввозных пошлин

в % к ВВП

в % к предыдущему году

Объем вывозных пошлин

в % к ВВП

в % к предыдущему году

2012

803 822,3

1,37

-

3 569 422,5

6,08

-

2013

911 833,3

1,41

+13,4

3 533 430,5

5,45

-1,0

2014

1033 405,2

1,43

+13,3

3 811 628,5

5,26

+7,9%

По данным Министерства финансов РФ: «Доходы федерального бюджета от взимания ввозных таможенных пошлин на 2013 год прогнозируются в сумме 911 833,3 млн. рублей (1,41% к ВВП), что на 108 011,0 рублей или на 13,4% больше планируемых доходов на 2012 год. Увеличение доходов связано с ростом налогооблагаемых объемов импорта (на 84 986,6 млн. рублей) и курса доллара США по отношению к рублю (на 23 024,4 млн. рублей).

Доходы федерального бюджета от взимания ввозных таможенных пошлин на 2014 год прогнозируются в сумме 1 033 405,2 млн. рублей (1,43% к ВВП), что на 121 571,9 млн. рублей или на 13,3% больше планируемых доходов на 2013 год в результате роста налогооблагаемых объемов импорта (на 81 989,4 млн. рублей) и курса доллара США по отношению к рублю (на 39 582,5 млн. рублей).

Поступление доходов от взимания вывозных таможенных пошлин в федеральный бюджет на 2012 год прогнозируется в сумме 3 569 422,5 млн. рублей (6,08% к ВВП). Доходы федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин на 2013 год прогнозируются в сумме 3 533 430,5 млн. рублей (5,45% к ВВП), что на 35 992,0 млн. рублей или на 1,0% меньше планируемых доходов на 2012 год. Доходы федерального бюджета от взимания вывозных таможенных пошлин на 2014 год прогнозируются в сумме 3 811 628,5 млн. рублей (5,26% к ВВП), что на 278 198,0 млн. рублей или на 7,9% больше планируемых доходов на 2013 год. [4].

Сегодня Россия особенно заинтересована в привлечении прямых иностранных инвестиций, которые способствовали бы технико-технологическому перевооружению экономики, не увеличивая при этом ее долговой нагрузки. К сожалению, в настоящее время основные льготы преимущественно обращены к иностранным инвесторам и учитывают в первую очередь их нужды. Однако, подавляющая часть капиталовложений приходится на внутренних инвесторов, а на внешних - всего 10% - 15%. Такой порядок величин типичен для всех крупных стран. Иностранный капитал, конечно, может поспособствовать притоку новых технологий, но необходимо обеспечить и привлечение отечественных инвесторов. Поэтому, нормы налогового и таможенно-тарифного законодательства, стимулируя инвестиционный процесс, должны распространяться как на зарубежных, так и на отечественных инвесторов. При этом предоставление инвестиционных налоговых преимуществ иностранному капиталу не должно обернуться лазейкой для оптимизации налогообложения в пользу бизнеса и потерями для бюджета.

Следует констатировать, что на сегодняшний день пока не создано единого инвестиционного пространства на территории таможенного союза. В рамках союза принят ряд общих требований, однако унифицированы лишь процедуры первичного доступа инвестора на рынок стран — участниц союза. Условия же ведения им деятельности, порядок налогообложения и преференции определяются пока национальными законодательствами, которые не предоставляют никаких льгот инвестициям, происходящим из других стран - участниц таможенного союза, а значит и не способствуют притоку средств.

В повышении инвестиционной привлекательности нашей экономики большое значение имеет также налоговый климат. По мнению аналитиков, доля налоговой компоненты в расходах иностранных инвесторов должна планомерно снижаться. В настоящее время иностранные компании заключают договора на таких условиях, что налоговая нагрузка, а также и все налоговые риски переносятся на российские компании, что в конечном итоге приводит к удорожанию производимых ими товаров, работ и услуг.

Россия относится к странам, вложение инвестиций в которые сопряжено со значительными рисками, особенно налоговыми. В связи с этим необходимо принятие мер по их снижению и нейтрализации для инвесторов. Для этого нужна разработка методологии достоверной и максимально точной количественной оценки таких рисков. Ведь увеличение налоговых рисков может отрицательным образом сказаться на доходности всего инвестиционного проекта. Превышение же некоего максимально допустимого значения налогового риска может вообще стать причиной отказа от финансирования проекта.

Необходимо учесть, что программы модернизации будут реализовываться в качественно иных рыночных, торгово-политических и мирохозяйственных условиях, отличающихся всеобщей глобализацией, и тем, что:

- усилия должны быть сконцентрированы на посткризисном восстановлении мировой экономики, мировых товарных и финансовых рынков, нейтрализации угрозы возникновения новых витков кризиса и сползания в общемировую экономическую депрессию;

- в условиях высокой нестабильности будут продолжаться значительные колебания конъюнктуры, цен и тарифов, что существенно повысит требования к оперативности и гибкости налоговой и таможенной политики;

- ускорятся технологические и структурные изменения в мировой экономике, в связи с чем расширится, усложнится и изменится ассортимент внешней торговли;

- возрастет конкурентоспособность развивающихся стран, что потребует совершенствования структуры таможенного тарифа, упорядочения системы преференций, повышения эффективности таможенного администрирования;

- радикально изменится таможенно-тарифная политика в связи с началом функционирования Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и формированием единого экономического пространства трех стран;

- будет создана многосторонняя зона свободной торговли со странами СНГ;

- Россия в наиболее вероятном сценарии станет членом ВТО, что потребует снижения ставок таможенных пошлин;

- в случае присоединения стран-членов таможенного союза к ВТО таможенно-тарифное регулирование также будет подчиняться обязательствам поэтапного снижения ставок ввозных таможенных пошлин в конкретных отраслях экономики.

Для осуществления намеченной масштабной и скорейшей модернизации российской экономик ее таможенно-тарифная политика должна быть трансформирована в комплексную систему мер инвестиционно-инновационной направленности, адресованных реальному сектору экономики, и прежде всего ее несущим отраслям. Соответственно приоритеты и цели таможенно-тарифного регулирования должны измениться, и выстроиться, примерно, следующим образом:

1) интеграция российской экономики в глобальное инновационное пространство;

2) таможенно-тарифное стимулирование инвестиций и инноваций, имеющее адресный характер;

3) развитие производства и повышение конкурентоспособности национальной продукции;

4) защита национальных товаропроизводителей от иностранной конкуренции;

5) либерализация внешней торговли;

6) снижение цен и инфляции;

7) снижение и (или) нейтрализация налоговых и тарифных рисков;

8) максимально возможное устранение утечки капиталов за рубеж;

9) обеспечение устойчивого роста поступлений в бюджет (фискальная цель).

Интенсификация инновационных процессов в российской экономике уже в ближайшее время потребует активного включения России в международную научно-техническую и производственно-технологическую кооперацию. Это повысит актуальность решения задач стимулирования инвестиций и инноваций с помощью следующих инструментов таможенно-тарифной политики:

- снижения (а в определенных случаях и полной отмены) таможенных пошлин на импортируемое технологическое оборудование, особенно уникальное, не производимое в России, а также на материалы, запасные части и компоненты, участвующие в кооперационном обмене;

- повышения эффективности описания, классификации и детализации товаров в соответствии с ТН ВЭД для достижения единообразия и однозначности при их декларировании, а значит и в целях полного взимания таможенных платежей, предоставления льгот и применения мер нетарифного регулирования;

- расширения практики использования экономических таможенных режимов;

- совершенствования системы тарифных преференций, которые должны предоставляться на основе экономических, а не политических расчетов (необходимо анализировать показатели развивающихся стран для предоставления им преференций);

- внесения изменений в ряд нормативно-правовых актов, которые учитывали бы такой критерий, как регулярность поставок, в целях перекрытия схемы ухода от уплаты таможенных платежей посредством разбивки партии товара на мелкие части;

- совершенствования механизма расчета и контроля таможенной стоимости товаров, являющейся базой для исчисления таможенных пошлин, НДС и акцизов;

- активного расширения сферы применения особых видов пошлин – антидемпинговых, специальных, компенсационных и сезонных;

- оптимизации специфических составляющих комбинированных ставок таможенных пошлин, являющихся наиболее эффективным средством от занижения сумм таможенных платежей за счет умышленного занижения таможенной стоимости товаров;

- пересмотра, совершенствования и расширения системы льгот по уплате таможенных платежей.

Практическая реализация перечисленных мер позволит также сформировать адекватную систему таможенно-тарифного регулирования в контексте присоединения России к ВТО и усилить тарифную защиту отечественных товаропроизводителей.

Присоединение России к ВТО влечет за собой определенные обязательства в области таможенно-тарифного регулирования, связанные, в частности, с достаточно жестким снижением ставок импортных пошлин (до 6-8%). Пока же для России очень важной остается фискальная, а не регулирующая функция таможенного тарифа. Так, в настоящее время в развитых странах доля поступлений в бюджет от таможенных платежей не превышает 8-10%, в России в 2007 году – 51,2% (как указано выше).

Как показывает мировой опыт, уровень таможенно-тарифной защиты для того, чтобы быть эффективным не должен быть непомерным (не более 10-15%). Предельный уровень импортной пошлины не должен превышать 30% (как в России). В противном случае происходит не увеличение, а сокращение общих поступлений в бюджет. Кроме того, высокие ставки таможенных пошлин и налогов на импорт не защищают отечественных производителей, а приводят к нарушению условий конкуренции на соответствующие товары на внутреннем рынке. Это в свою очередь ведет к следующим негативным последствиям:

1. Национальным производителем подавляется иностранная конкуренция, и возрастают тенденции монопольного повышения цен на внутреннем рынке;

2. Уход от уплаты таможенных пошлин и налогов становится не только необходимым, но и экономически выгодным;

3. Иностранные конкуренты вынуждены проводить политику демпинга, чтобы их продукция была не только более качественной, но и более дешевой.

При принятии Россией обязательств, связанных с вступлением в ВТО, необходимо, прежде всего, учитывать потребности страны, связанные с поддержанием ее ключевых макроэкономических параметров, таких как доходы бюджета, платежный и торговый баланс, динамика цен и занятость на безопасном уровне. В условиях кризисной экономики России безоговорочное снижение импортных пошлин чревато не только подрывом интересов национальных производителей, но и доведением до окончательного разорения целых отраслей. Прежде всего, это автомобилестроение, АПК, текстильная, промышленность, алкогольная и некоторые другие, по которым импортные пошлины на продукцию иностранных конкурентов в настоящее время самые высокие. Эти отрасли, да и большинство других, не смогут конкурировать с аналогичной импортной продукцией, которая станет значительно дешевле после снижения пошлин.

В настоящее время некоторые международные экономические организации требуют сократить или даже полностью отменить экспортные пошлины на поставки топлива и сырья из России. В случае выполнения этого требования наше государство лишится значительной части своих доходов, поскольку высокие экспортные пошлины на нефть, газ и цветные металлы являются источником значительных поступлений в федеральный бюджет. По замыслу Правительства РФ применение экспортных пошлин сохранится для ограниченного круга сырьевых и топливно-энергетических товаров. В отношении экспортных пошлин на нефтепродукты в 2011 году будет осуществлено введение единого коэффициента соотношения ставок на нефть и нефтепродукты. Кроме того, Правительство Российской Федерации будет наделено правом устанавливать порядок и формулы расчета ставок вывозных таможенных пошлин на отдельные категории товаров.

Снижение и обнуление импортных пошлин необходимо на не имеющее отечественных аналогов современное технологическое оборудование, на прогрессивные материалы, полуфабрикаты и компоненты, используемые для налаживания и обеспечения деятельности отечественных инновационных производств. Так, в последнее время был принят ряд мер таможенно-тарифной политики в целях повышения модернизационной и инновационной составляющей российской экономики, поддержания необходимого уровня ее инвестиционной привлекательности. Это касается обнуления или снижения пошлин на 92 товарные позиции технологического оборудования, аппаратуры и комплектующих к ним, приборов и инструментов, используемых в строительной, текстильной, металлообрабатывающей, медицинской отраслях, в геодезии, топографии и геофизике.

Важным направлением при разработке эффективного механизма таможенно-тарифного регулирования должно обязательно стать ведение постоянного мониторинга и анализа последствий изменения ставок таможенного тарифа. Это предоставит возможность судить о его производственной и потребительской эластичности.

На современном этапе одной из важнейших составляющих формирования экономики инновационного типа должно стать повышение эффективности государственной налоговой политики в сфере внешнеэкономической деятельности. Необходимо также разработать особую систему таможенного обложения предприятий малого бизнеса, которые в ходе либерализации внешнеэкономических отношений станут наиболее уязвимыми.