Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
Идентифицируем основные факторы, тормозящие экономический рост российского промышленного производства.
В области финансов предприятий это, прежде всего, достаточно тяжёлое налоговое бремя на товаропроизводителей, что приводит к снижению уровня конкурентоспособности предприятий и уровня экономической эффективности самого производства, поскольку значительно ограничивает прибыль, остающуюся в распоряжении предприятий (по отношению к денежной массе налоговые сборы долгое время составляли 200%, а в последнее время опустились до 150%, при том, что в США это соотношение равно 34%. Это означает, что наша налоговая система постоянно выводит из обращения частного сектора такие большие суммы живых денег).
Важнейшим фактором также выступает низкий внутренний платёжеспособный спрос. Новая социальная политика должна поддерживать не только незащищенные группы населения, но и те, что способны к инновациям, т. е. средний, или, как его называют эксперты, креативный класс, доходы и социальные установки которого позволяют выбирать модели трудового поведения и потребления. Это не означает отказа от борьбы с бедностью — нужно сохранять социальную стабильность. Доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизилась с 29% в 2000 г. до13,1% в 2010 г., но социальная острота проблемы сохраняется. Минимальная зарплата заметно выросла, но примерно у трети работников зарплата менее 1,5 прожиточного минимума, а у каждого пятого — ниже прожиточного минимума. Среди бедных трудоспособного возраста растет доля экономически неактивного населения. «Началось воспроизводство бедных с одновременным формированием у них особой субкультуры бедности». В 2009 г. 6,3 млн. мужчин трудоспособного возраста не выражали желания работать; в 2000 г. таких было 5,9 млн. Это означает рост числа получателей социальной помощи и люмпенизацию населения.
Одним из факторов, ограничивающих возможности роста производства и реализации продукции отечественных производителей, является недостаточно развитая инфраструктура, которая не отвечает требованиям свободного движения товаров. Товарообменные операции стали одним из узких мест процесса воспроизводства. В ходе проводимых экономических реформ произошло нарушение товародвижения и существовавших между хозяйствующими партнёрами взаимосвязей, увеличение количества промежуточных звеньев в процессе продвижения товаров к потребителям, возрастание издержек, цен и т.п. Слабое развитие получили информационные услуги, так необходимые предпринимателям для ведения успешного бизнеса: в настоящее время недостаточно организационных структур, располагающих информацией о функционировании товарных рынков и элементов их инфраструктуры (информация о спросе, товарном положении, ценах, конкурентоспособности, условиях продажи, формах обслуживания).
Рынок транспортно - экспедиционных услуг формируется в основном стихийно, причём идёт интенсивный процесс их дезинтеграции, в то время как во всём мире идёт процесс интеграции мелких перевозчиков в крупные логистические компании и товарораспределительные центры, которые позволяют рационализировать процесс движения грузов, обеспечить экономию на общесистемных затратах и получить максимальный экономический эффект.
Слабая инвестиционная и инновационная активность российского бизнеса определяется целым рядом причин. Главными из них являются сложившаяся экспортно-сырьевая структура экономики и связанная с ней необходимость всё большего переключения финансовых ресурсов сырьевого экспорта на инвестиции для поддержания производства в самих же экспортоориентированных отраслях в силу ухудшения условий добычи и первичной переработки сырья. Доля инновационно-активных промышленных предприятий в российской экономике составила всего 5%, в развитых экономиках - свыше 30%. Инновации осуществляют около 2,1 тысяч отечественных предприятий, что значительно ниже мировых показателей. Структура затрат на инновации не претерпела каких-либо значительных изменений: хотя по сравнению с 2000 г. затраты на исследования и разработки выросли на 31%, на приобретение машин и оборудования – на 28%, на технологическую подготовку производства – на 21%, как и в предыдущие годы доминируют затраты, связанные с внедрением нововведений (62%). Основным источником финансирования инноваций остаются собственные средства предприятий (74%). Кредиты и займы, учитывая высокие процентные ставки, использовались предприятиями на эти цели (финансирование инноваций) весьма ограничено – 14%; на долю государства, включая бюджеты всех уровней, в 2009 г. пришлось лишь 4,4% всего финансирования.
Нынешние приоритеты инновационной деятельности во многом обусловлены слабой внешней конкурентоспособностью отечественных товаров. Российские предприятия в значительной мере ориентированы сейчас на диверсификацию своего производства, внедрение импортозамещающей продукции в целях наиболее оптимального и скорого удовлетворения внутреннего спроса (основная задача, по мнению 85% инновационно-активных предприятий, состоит в расширении ассортимента выпускаемой ими продукции).
Инвестиционный спад в России действительно во многом обусловлен ограниченными возможностями внутренних накоплений, а также кризисным обесцениванием основного производственного капитала, однако было бы неверным считать дефицит национальных сбережений единственной и основной причиной «инвестиционного голода». Гораздо важнее то, что в масштабах всего национального хозяйства предельная производительность капитала отрицательна, т.е. каждый рубль, вложенный в производство, не только не создаёт новой стоимости, но и уменьшает уже имеющуюся.
В этой связи возможны варианты точечного инвестирования, которые, в отличие от массовых инвестиций, на которых, кстати, и нет особых средств, смягчат отрицательные последствия капиталовложений и будут исполнять роль ориентиров для основного потока инвестиций в случае, когда их вложения окажутся удачными.
Серьёзные ограничения на осуществление реконструкции и рост промышленного производства в ближайшие годы будет накладывать неудовлетворительное состояние основного производственного капитала, в силу морального устаревания которого отечественная промышленность лишилась значительной части своей материально-производственной базы, необходимой для дальнейшего экономического роста.
Неудовлетворительное техническое состояние производственного аппарата российских предприятий обусловлено его возрастными параметрами и отсутствием достаточных инвестиций на обновление основного оборудования.
Изменение технического состояния основных фондов Российской Федерации за последние 20 лет (1989-2009 гг.) можно охарактеризовать следующими показателями:
степень износа увеличилась с 35,1% до 46,3%;
коэффициент обновления снизился с 6,3% до 4,2%;
коэффициент выбытия снизился с 2,4 до 1,0%.
Как видно из приведенных данных, все показатели движения основных фондов РФ за исследуемый период показали отрицательную динамику. Российские федеральные ведомства оценивают данный показатель по России в 45-65%, а исследовательские центры РФ - минимум в 60-65%. По официальным оценкам, износ основных фондов электростанций к настоящему времени превышает 40%. В подотраслях машиностроения износ основных производственных фондов приближается к 70%, в большинстве подотраслей агропромышленного комплекса и лесной промышленности - от 55 до 70% Коэффициент обновления ОПФ в 2010 г. в 1,5 раза ниже, чем в 1990 году. Наиболее высокий уровень износа характерен для ОПФ электроэнергетики, химической и нефтехимической промышленности, машиностроения и металлообработки, топливной промышленности. Сравнительно меньший износ основных фондов наблюдается в крупных и средних строительных организациях. Уровень износа основных фондов в энергомашиностроении в среднем по РФ превышает 55%, а в ряде регионов страны он близок к 70%, в развитых странах этот показатель едва достигает 20%.
Есть два пути решения этой проблемы: закупки оборудования за рубежом и реанимация собственного машиностроения.
Первый путь может привести к технологической зависимости от зарубежного производителя и кредиторов. Поэтому более рационально технологическое и кадровое укрепление отечественных профильных подразделений. Целесообразно тесное сотрудничество с российскими компаниями сквозного инжиниринга в энергомашиностроении. Это позволит развивать собственную технологическую базу, а в более широком контексте, - сокращать технологическое отставание от зарубежья.
Негативные тенденции наблюдаются в таком важном для общего экономического развития страны секторе, как ТЭК. В электроэнергетики, нефтедобывающей, угольной, газовой промышленности проектный ресурс оборудования исчерпан более чем на 45%, а в нефтеперерабатывающей – на 70%. Инвестиции же в ТЭК продолжают сокращаться: в электроэнергетики – более чем на 18%, нефтедобывающей промышленности – на 9%, нефтеперерабатывающей – на 8,5%, угольной – на 14%. В результате используются физически и морально устаревшие основные фонды.
В силу высокого физического и морального старения значительная часть промышленно-производственного аппарата оказалась не востребованной рынком. Загрузка мощностей на протяжении последних лет балансирует на уровне 50%. Как результат, в целом ряде промышленных секторов российской экономики загрузка мощностей опустилась до критически низкого уровня, причём на отдельных предприятиях – далеко за границы технологической окупаемости и безубыточного функционирования производства (т.е. ниже так называемой «точки безубыточности»). Так, мощности, например, в лёгкой промышленности оказались загруженными всего на 19%, в промышленности строительных материалов – на 35%, в химической и нефтехимической – на 44%, менее всего загружены мощности в оборонной промышленности – 12-13%.
Сохраняются низкие возможности наращивания экономической динамики в стране за счёт повышения загрузки простаивающих производственных мощностей. Проведенные расчёты показывают, что для обеспечения прироста ВВП за счёт дозагрузки простаивающих производственных мощностей на 5-6% в год, потребуется ежегодное увеличение загрузки мощностей как минимум на 11-12%, что в современных условия очень сложно осуществить.
Однако незагруженные мощности не могут рассматриваться, по известным причинам, в качестве долговременного фактора устойчивого экономического роста. Многие из них, вероятно, уже утрачены для национальной экономики и без соответствующей реконструкции не смогут быть вовлечены в хозяйственный оборот.
С учётом нынешнего уровня загрузки мощностей, резерв интенсивного повышения загрузки мощностей для экономического роста практически исчерпан. Значительное повышение дозагрузки устаревших мощностей баз дополнительных инвестиций в модернизацию производства затруднено в силу таких причин, как их физическая изношенность и дезинтеграция сопряжённых технико-технологических связей; низкая конкурентоспособность продукции, производимой на указанных мощностях; финансовые ограничения, которые неспособны в краткосрочной перспективе обеспечить полную финансовую поддержку столь значительного прироста оборотного капитала при задействовании мощностей. Так же ограничивающими факторами вовлечения неиспользуемого основного капитала в хозяйственный оборот выступают технологическая несопряжённость мощностей в силу разного износа отдельных звеньев производственного аппарата и жёсткие ресурсо-сырьевые ограничения, поскольку увеличение загрузки мощностей потребует наращивания поставок сырья по импорту.
Таблица 1
Проблема трудовых ресурсов
| Физический | Человеческий капитал | Природно-ресурсный |
Россия | 20% | 15% | 65% |
Западные страны | 20% | 65% | 15% |
Источник модернизации не столько валовой внутренний продукт страны, даже при эффективном распределении, сколько оптимальный состав ресурсов. Под ресурсами здесь понимается совокупность возможностей – экономических, демографических, финансовых, природных и т.д. Некоторые из ресурсов (такие, как природные) величины постоянные, другие (демографические) изменяются медленно, а некоторые (валовой внутренний продукт, золотовалютные резервы) - достаточно быстро. В связи с этим государство должно обеспечить оптимизацию использования совокупных ресурсов на основе анализа состояния и прогнозов развития страны. Из таблицы1 видно, что определенной соответствие наблюдается в секторе физического капитала России и Запада, показатели же человеческого капитала и природно-ресурсного строго противоположны. Проблема сегодня заключается еще и в том, что отставание в решении задач развития человеческого, социального капитала ведет к созданию неверных прогнозов и стратегических планов развития экономики и государства.
Сокращение по разным причинам численности занятых, прежде всего квалифицированных кадров в высокотехнологичных и наукоёмких отраслях, становится заметным фактором, ограничивающим рост производства в отечественных отраслях, в первую очередь в машиностроении.
Основная масса работодателей и самих работников не заинтересована в дальнейшем повышении профессиональной квалификации и росте результативности труда. Периодичность повышения квалификации практически всех категорий персонала продолжает расти и составляет для руководителей и специалистов в среднем 7 - 8 лет, в то время как в странах Западной Европы этот показатель равен 3 - 5 годам. Программы обучения работников на предприятиях ориентированы в основном на получение первичной квалификации (в виде упрощённых требований). Практически отсутствуют программы, связанные с подготовкой работников высшей квалификации, занимающихся решением проблем качества производимой продукции, продуктивности труда, повышения уровня мотивации работников и пр.
Уровень профессиональной подготовленности работников отечественных предприятий, состояние организации внутрифирменной подготовки кадров, фактическое отсутствие в практике работы предприятий программ повышения качества и продуктивности являются серьёзными сдерживающими факторами обеспечения их конкурентоспособности как в плане качества производимой ими продукции, так и в плане трудоёмкости и неэффективности использования ресурсов, что влияет на цену продукции.
Успешное решение данных проблем требует перехода от механизма ускоренного приобретения обучающимися навыков, необходимых для выполнения определённой работы, к комплексу взаимосвязанных мер целенаправленного воздействия на качество рабочей силы, посредством интеграции и постоянного развития индивидуальных знаний, навыков и умений работников в области качества, производительности, технологии и организации работы предприятия для обеспечения его внутренней и внешней конкурентоспособности.
Решая проблему обеспечения производств трудовыми ресурсами компании могут проводить сравнительную оценку качества имеющейся рабочей силы.
Результатом такой оценки является интегральный показатель качества рабочей силы, который представляет собой средневзвешенную величину пяти составляющих:
трудовое законодательство и тарифные соглашения;
соотношение между уровнями заработной платы и производительности труда;
трудовая дисциплина и отношение к труду;
уровень квалификации работников;
уровень мотивации к повышению эффективности труда.
Полученные экспертные оценки каждой из составляющих взвешиваются исходя из следующих значений весов: 30, 30, 25 и 15 соответственно. Получаемые таким образом интегральные показатели для каждого исследуемого субъекта (региона) делят условно на четыре группы в зависимости от величины показателя:
66-100 баллов – регионы, благоприятные для размещения производства;
51-65 баллов – регионы, приемлемые для размещения производства;
36-50 баллов – регионы, неочень благоприятные для размещения в них производства;
менее 35 баллов – регионы, не подходящие для размещения какого-либо производства.
Данные оценки широко используются промышленными и финансовыми предприятиями для определения наиболее эффективных точек приложения капитала («точек роста»).
Значительное негативное влияние на рост производства оказывают высокий уровень цен (инфляция) и ценовые диспропорции хозяйственного оборота, образующие искажённую структуру перераспределения денежных средств между секторами экономики.
В основе проблем с ценообразованием лежит процесс формирования издержек и себестоимости производимой российскими предприятиями продукции, на величину которых оказывают влияние налоговые ставки, стоимость используемых материалов, количество посредников и их маржа на оказание услуг, стоимость различных подрядных работ и услуг, затраты на обслуживание основных фондов, норма прибыли.
В составе цен отечественных товаропроизводителей высока доля энергоматериалов и транспортных расходов в силу климатических и территориальных особенностей.
Так, доля транспортной составляющей при различной дальности перевозок во внутрироссийском сообщении составляет:
по каменному углю около 40% в его себестоимости;
по минеральным удобрениям – 25%;
по лесным грузам – 30%;
по нефтепродуктам – 20%;
по чёрным металлам – 15%.
Энергоёмкость отечественных производителей основных видов продовольствия (говядина, свинина, баранина, масло, сахар и др.) за период 1997 – 2007 гг. увеличилась в 3 раза. Если в 1997 г. доля энергоносителей в себестоимости основных видов сельскохозяйственной продукции составляла 20%, то в 2007 г. превысила 60%. Межотраслевые диспропорции цен выражаются в том, что цены на продукцию отдельных отраслевых производств не покрывают производственных издержек.
Очевидно, что не в любых экономиках могут быть установлены цены, обеспечивающие расширенное или хотя бы простое воспроизводство во всех отраслях, независимо от того, устанавливает ли эти цены рынок или административный орган. Потенциально это возможно лишь тогда, когда экономика базируется на технологиях, обеспечивающих продуктивность матрицы коэффициентов технологических затрат относительно условий воспроизводства.
Финал инфляционной спирали непродуктивной экономики – не переход к рынку, а ликвидация обеих отраслей. Одна из них прекратит свою деятельность первой, а вслед за ней и другая, поскольку для ее производства требуется продукция ликвидированной отрасли. Сроки сворачивания производственных мощностей ограничиваются лишь размерами их накопления до начала функционирования в описанном режиме “ценовой войны” и возможностями извлечения дополнительных доходов для покрытия финансового дефицита.
Инфляционная спираль непродуктивной экономики является опасной институциональной ловушкой – устойчивым институтом саморазрушения экономики. Устойчивость институциональной ловушки обычно объясняется заинтересованностью экономических агентов в следовании устанавливаемым ею неэффективным нормам поведения. Хозяйствующие субъекты в непродуктивной экономике не могут отказаться от таких норм, поскольку без взаимного ответного повышения цен будут вынуждены остановить производство, т. е. ликвидировать себя как производителей.
Выйти из институциональной ценовой ловушки в непродуктивной экономике за счет повышения цен невозможно. Таким образом, рыночными свойствами обладают только продуктивные экономики, и только они могут эффективно функционировать по правилам рынка, рекомендуемым либеральной экономической доктриной.
- Потенциал
- Предисловие
- Глава 1 менеджериальная революция на российских предприятиях: предпосылки и императивы
- Неэффективность предприятий – неэффективность экономики и общества
- Структуризация поля сил, влияющих на деятельность предприятия
- Проблемы гармонизации действий участников
- Пятый элемент
- Стратегический процесс как инструмент выявления интересов предприятия
- Императивы менеджмента 2020
- На пути к системному управлению предприятием
- Литература
- Глава 2 модернизация как особый инструмент экономического скачка
- Характеристики и возможности модернизации
- Тенденции и перспективы российской экономики
- Проблемы выработки концепции реальной модернизации
- Глобализация – главный исторический шанс для российской модернизации
- Глава 3 экономические интересы и роль государства в их реализации в условиях модернизации национальной экономики
- Структура системы экономических интересов общества в рыночной экономике
- Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики
- Государственная собственность бюрократии (вместо заключения)
- Государство государство государство
- Литература
- Глава 4 трансформация социально-экономической системы россии: теория и практика
- Понятие, сущность и содержание трансформации социально-экономической системы в современной экономической науке
- Исследование трансформационных изменений социально-экономической системы россии
- Тенденции и направления трансформации социально-экономической системы россии
- Литература
- Глава 5 модернизация промышленности: проблемы и перспективы
- Промышленность в современной экономике
- Структурная динамика российской промышленности
- Какая промышленность нужна россии?
- Новая промышленная парадигма
- Производственная инфраструктура промышленности
- Социальная инфраструктура промышленности
- Экономико-экологические факторы промышленного природопользования
- Литература
- Глава 6 моделирование механизмов разработки и реализации концепции промышленной политики
- Структурное и институциональное состояние российской экономики
- Долгосрочные структурные проблемы развития промышленности россии
- Основные направления реализации промышленной политики
- Ядро кластера
- Литература
- Глава 7 динамика институциональной среды: риск нежелательных изменений экономических институтов
- Виды изменчивости характеристик функционирования экономических институтов
- Риск нежелательного применения экономических институтов
- Риск приобретения институтом «неимоверных» функций (риск экзаптации институтов)
- Риск перерождения институтов: мутация и мимикрия
- Анализ риска негативной деформации экономических институтов
- Литература
- Глава 8 институционализация инновационной среды интернет-формата
- Инновационная реинкарнация общечеловеческих ценностей
- Формирование экономических отношений в интернет-формате
- Институционализация экономических отношений интернет-формата
- Трансформация социально-экономических отношений под воздействием инновационной среды
- Литература
- Глава 9 валютный курс и реализация интересов субъектов внешнеэкономической деятельности
- Рыночный валютный курс и паритет покупательной способности
- Валютный курс и интересы субъектов внешнеэкономической деятельности
- Паритет покупательной способности и рейтинги стран членов ес
- Валютный индекс как индикатор условий внешнеэкономической деятельности
- Литература
- Глава 10 совершенствование бюджетно-налогового и таможенно-тарифного регулирования в период модернизации экономики
- Налоги как механизм воздействия на инвестиции и инновации
- Таможенно-тарифные аспекты интеграции российской экономики в глобальное инновационное пространство
- Проблемы налогового федерализма в период модернизации и пути их решения
- Бюджетно-налоговая поддержка инновационного развития региона
- Литература
- Глава 11 финансирование расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг и оценка их эффективности200201
- Анализ системы финансирования социально-значимых расходов на местном уровне в свете закона 83-фз
- Технология системы учета начислений и фактов оплаты как основа для создания государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах
- Методологические подходы к оценке эффективности расходов на оказание государственных (муниципальных) услуг
- Литература
- Глава 12 стратегия финансового оздоровления учреждений санатороно-курортной сферы в условиях инновационной экономики
- Развитие взглядов на финансовое оздоровление как основу антикризисного управления финансами организации
- Комплексная оценка финансового состояния как инструмент принятия управленческих решений в санаторно-курортных учреждениях
- Стратегия финансового оздоровления санаторно-курортных учреждений – основа принятия управленческих решений в условиях инновационной экономики
- Литература
- Глава 13 агентская сеть как основа стратегического развития страховой компании
- Анализ страхового рынка
- Система продаж страховых компаний
- Агентская сеть страховых компаний
- Стратегия страховой компании
- Литература
- Содержание Научное издание
- Монография